Боюсь, что в Европе о Великом Господаре — известного так же как «Великий и Святой» ─ Стефане Третьем, известно куда больше, чем сегодня рассказывают в российских школах.
Жаль. Личность неординарнейшая! Не только в европейском масштабе, но и по влиянию на политику Руси при Иване Грозном (не устану напоминать, «Грозным» звали Ивана III, вероятного дедушку того, кого века позже прозвали «Ivan the Terrible»). Ведь Стефан чел Марэ рода Мушаты, как звали великого государя «в миру», стал не только правителем сильного княжества, прекратив в нём десяток лет цареубийственных усобиц. Он превратился в значимую фигуру большой европейской политики тех лет.
Тем менее, свою дочь Елену отдал в жены не далекому принцу, не кому-то из соседних господарей той же Валахии, которые помогли ему взойти на трон, а в грозную Москву. Елена стала женой Ивана Ивановича ─ несмотря на молодость лет, уже полноправного соправителя Руси (историки называют или 1470 или 1473 год), образ которого на Руси печатали на монетах.
Нумизматы ─ жуткий антиквариат! Если найдете монету 1470-ого года с ликами двух государей, не спешите менять её на акцию Газпрома.
Но проследим историю возвеличивания Стефана и его влияния на русскую политику ─ со всей взаимностью! – более тщательно.
Стефан к успеху шёл
Детство и юность “Стефана чел Марэ рода Мушаты” были тяжкими и полными опасностей. В Молдавском княжестве, после смерти единственного сколько-нибудь значимого господаря, Александра Доброго (настолько доброго, что он наплодил не только законных, но и массу внебрачных наследников), настало лихое безвременье. Он наплодил многовато внебрачный детей. Одним из таких бастардов являлся и папа будущего святого. Казалось, когда отец юного (на тот момент 18-19 лет) Стефана, Богдан, ─ с помощью венгерских наёмников, враждебных на тот момент Турции, взял власть, жизнь княжича должна бы стать сказочной.
Однако дальнейшие события разворачиваются, как конь на скаку, чуть больше чем за год:
- другие незаконнорожденные сыновья Александра Доброго – Алексэндрил и Петр, укрываются в Польско-Литовских землях;
- Богдан предоставляет временное убежище полководцу и врагу Турции Владу Цепешу (можно считать, что с 1459 года началась и дружба героя нашего, Стефана со знаменитым Дракулой)
- пикантность ситуации в том, что Влад Цепеш ─ смертельный враг венгерского короля Худьяди, того, кто помог Богдану сесть на трон;
- эта поддержка валашского претендента на престол ослабляет отношения с единственным союзником – Венгрией (Цепеш и Худьяди ─ непримиримые враги);
- на страну обрушиваются поляки, которых удается разгромить в ночном (по тем времена незаконном) сражении. Вероятно, в нем 18-ти летний Стефан приобрел боевое крещение, еще больше шансов, что план сражения предложил валашский изгнанник – будущий Дракула;
- назревает большая война с Польшей, приходится вновь идти на поклон к Яношу Худьяди венгерскому, война откладывается ─ воевать с венграми поляки не готовы;
- Турция (та самая Порта, сериально-Блистательная) начинает разбираться с проводящим слишком уж независимую политику венгерским королём Яношом, вскоре на престол будет посажен его сын, будущий герой многих рыцарских баллад Запада – Матвей Ворон (Матеуш Корвин);
- укрывающиеся в литовских, польских и венгерских землях Александрэл и еще один внебрачный сын «доброго» Александра, Пётр, готовят новое вторжение.
В таких условиях «сказочная княжицкая жизнь» юного Штефана предстает совсем в других условиях! Постоянное участие в битвах, заговоры вельмож, балансирование (в виду политики отца) между интересами Турции, Польши , Венгрии и совсем близкой Валахии. Когда брат Пётр убивает в Сучавах его отца, господаря Богдана, то молодой (около 19-20 лет) Штефан бежит к единственному чёткому союзнику ─ ставшему (не без помощи молдавских рыцарей) господарем Валахии Владу-«Дракуле» Цепешу (пикантно, но в то время ─ другу Турции). С помощью «ограниченного контингента» валахов, Стефан завоёвывает трон.
Великий Православный Господарь
Надо отдать Стефану должное: воцарившись, он расправился с боярской оппозиций не прибегая к методам Влада, — скорее, заимствовав методику Ивана Грозного (Третьего), со злой иронией переселявшего бояр покоренного Новгорода на Нижегородские земли. Хотя около сорока «олигархов» ─ великих бояр, ─ казнено было. Новому господарю не откуда было получить вольных хлебопашцев другим путем. А вот убийцу своего отца, Петра Арона, Стефан пощадил: что дало ему минус, как политику, но укрепило народы во мнении, что на престоле истинно православный государь.
«Казнями не прокормишься» — как подметили еще античные авторы и современные юмористы.
А Молдавия оказалась в тесных объятиях враждебных государств: католической Польши, рыцарской Венгрии, мусульманской Порты. А Валахия уже пала. Вынужденный признавать себя вассалом то поляков, то турок, Штефан увидел выход только в поддержке православия и союзе с Русью.
Поддержка православия давала не только славу, почёт и доступ к Афону. Нет, были и более хитрые выгоды. Например, Польша, Венгрия и Турция запрещали строить Стефану крепости. И Стефан строит монастыри… но укрепленные по новейшим технологиям тех лет:
- Дроздовец;
- Нямц;
- Быстрица;
- Воронец и многие другие.
А едва его дочери от литовско-киевской княгини Евдокии Олельковны, Елене, исполняется 16, Стефан затевает брачные переговоры с Русью. И в восемнадцать лет Елена выходит замуж за могущественного соправителя Руси, Ивана Молодого. Вот тут бы и…
Но счастливого конца у Молдавско-Русской сказки не вышло из-за нового брака Ивана-«Старшего», подозрительной гибели Ивана Младого, преследованиями его вдовы за ересь (можно представить, что чувствовал отец) и, уже при воцарении Василия, ─ убийств в темнице самой Елены Стефановны и её сына Дмитрия, внука Господаря Молдовы.
А узнавший об этом Стефан был уже стар, да и что он мог поделать против единственного и могущественного союзника?