Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

0 0

Сорок лет назад, в первой серии статей «Морской Коллекции» журнала «Моделист-Конструктор», в выпуске, посвященном кайзеровскому флоту, можно было прочитать такие слова:«Развивая скорость в двенадцать узлов, Worth вернулся к 6 часам на Вильгельмсгафенский рейд он был последним уцелевшим кораблем в эскадре, выступившей утром из Вильгельмсгафена. Остальные три броненосца типа Brandenburg потонули во время битвы… Большая часть тех десяти линейных кораблей типа Wittelsbach и Kaiser Friedrich III, которые вели атаку из устья Эльбы, также потонула… Wettin погиб оттого, что неприятельский снаряд пробил его дно и повредил мазутные цистерны… Корабль воспламенился, а вскоре после этого произошел взрыв, разорвавший его буквально на куски».

Оговоримся сразу: описанных выше событий в действительности не было. Они плод фантазии некоего германского высокопоставленного лица, «интимно знакомого с дипломатическими вопросами и военно-морским делом» и пожелавшего укрыться за псевдонимом Зеештерн. Его книга, вышедшая в 1906 году, произвела в Германии сенсацию, выдержала 19 изданий и разошлась в 100 тыс. экземплярах.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Braunschweig во время визита в Норвегию

Прямолинейно, без всяких ухищрений раскрывает Зеештерн главную цель, которую преследует его книга: «В Гельголанде (большие учения ВМФ Германии в 1902 г.) состязались лучшие артиллеристы и лучшие командиры во всеоружии лучшего корабельного материала. И оттого здесь имели решающее значение численность и размеры кораблей. Что германские линейные корабли слишком малы и своей вместимостью 11-13 тыс. т не соответствуют английским в 15-16 тыс. т, что их 24-см орудия не могут стрелять на таких расстояниях, как английские 30,5-см, на это давно указывалось сотни раз. Гельголанду пришлось доказать это на деле». Судя по этим словам, Зеештерн неплохо знал исторически сложившиеся особенности германского флота

Нынешний автор статей «Корабельного Каталога», на которого произвели восторженное впечатление статьи братьев Смирновых (авторов той «Морской Коллекции»), так и не смог найти книгу сего Зеештерна. Но соблазн вставить эту цитату в текст очередной статьи, посвященной последним сериям германских броненосцев, был слишком велик — где еще можно прочитать оценку специалиста исхода морского сражения между двумя интереснейшими флотами мира конца XIX века?!

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Braunschweig

Едва первый корабль из пятерки «виттельсбахов»покинул свой стапель в Вильгельмсхафене, как последовала закладка следующей серии броненосцев, названных по имени головного корабля «Брауншвейгами». Так же, как и предшественники, они получили названия различных исторических провинций. Германские конструкторы проявили истинно немецкую пунктуальность в следовании за успешно выбранным прототипом, проектируя свои броненосцы: каждая последующая серия являлась логическим развитием предыдущей. Ничего похожего на французский пестрый «флот образцов» или британские шатания в поисках «наилучшего образца»! Еще на тысячу тонн больше, на пол-узла быстрее, вооруженные немного более современными или более мощными орудиями… Схема бронирования «брауншвейгов» практически в точности повторяла вариант «виттельсбахов». Но вооружение значительно усилилось—28-сантиметровые орудия главного калибра, попарно расположенные в двух орудийных башнях. Изменилась и средняя артиллерия. Немцы попытались еще более усилить ее за счет замены стандартного 15-см калибра на 17-см. При этом количество пушек уменьшилось с 18 до 14 стволов за счет устранения смещенных к оконечностям установок, которые на предыдущих кораблях все равно было трудно использовать из-за сильного заливания на большой скорости или при сильном волнении. 17-см калибр, по мнению германских специалистов, соответствовал максимальному весу снаряда около 70 кг, с которым еще можно было иметь дело в отсутствии механической системы заряжания (утверждение более чем спорное, заметим). Но если о кораблестроительных достоинствах немецких броненосцев можно было и поспорить, то бесспорными оставались темпы, с которыми империя наращивала свои морские силы. Ни одна страна мира в это время не могла даже приблизительно показать таких темпов прироста военноморского флота! Едва «брауншвейги» оставили стапели и перешли к стадии достройки на плаву, как последовала закладка следующей серии кораблей, прозванных «Дойчландами». Традиционно новые броненосцы были названы в честь провинций Германской империи.

Конструктивно последняя серия кайзеровских додредноутов практически полностью повторяла предыдущую. Удалось только на 1 дюйм увеличить толщину башен и главного пояса; остальное бронирование, а также состав и расположение артиллерии остались без изменений.

В результате всех этих усилий основу мощи германского военно-морского флота составили четыре «пятерки» броненосцев, близких по тактико-техническим данным и весьма похожих даже по внешнему виду — и имелась в запасе еще «четверка» устаревших «Бранденбургов»! Столь однородными линейными силами не обладала ни одна держава мира.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Elsass

Британское военно-морское господство грозило растаять, как туман над Темзой. Морской министр лорд Уильям Селборн и правительственный кабинет, изучив имеющуюся в их распоряжении информацию, пришли к выводу, что германские морские программы, не в пример русским и французским, выполняются быстро, пунктуально и нацелены, скорее всего, против Англии. Селборн не преминул указать, что военно-морской бюджет Великобритании в связи с этими фактами следует увеличить на 3 млн. ф.ст. В течение последующих двух лет тревога Англии по поводу растущей германской морской мощи продолжала нарастать. Произносились многочисленные речи, писались статьи и памфлеты, предупреждающие о «германском вызове». Известный военно-морской обозреватель Арчибальд Хэрд, ставший позднее редактором авторитетного военно-морского справочника, начал с этого времени специализироваться на германском вопросе, не уставая напоминать своим читателям, что «Германия обещает стать самым серьезным нашим соперником на морях».

21 октября 1904 г. адмирал Дж.А. Фишер вошел в британское Адмиралтейство в качестве руководителя морской политикой Империи, и именно им были предприняты первые шаги, направленные к тому, чтобы встретить германскую угрозу во всеоружии. Одной из первых реформ, осуществленных Фишером на посту первого морского лорда, стала концепция основных сил британского флота в водах метрополии. До этого на протяжении многих десятилетий лучшие английские корабли были сосредоточены в Средиземном море. К 1905 г. все 5 современных линейных кораблей, составлявших главную ударную силу английской эскадры в водах Китая, были отозваны в Англию, и из них сформировали отдельное соединение. Количество же эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, базировавшихся на порты метрополии, изменилось кардинально. Если в 1902 году в водах Метрополии находилось 19 «капитальных» кораблей, то уже в 1907 году их количество достигло 64 вымпелов! Таким образом, к 1907 г. 3/4 от общего числа всех «капитальных» кораблей Великобритании было сосредоточено против Германии.

Военно-морское ведомство Англии умело использовало растущие антигерманские настроения. Виконт Реджинальд Эшер, неизменно покровительствовавший Фишеру, настоятельно рекомендовал последнему постараться использовать нагнетаемые страхи перед возможным германским вторжением в пропагандистских целях, ради увеличения военно-морского бюджета: «Страх перед вторжением это божья мельница, которая намелет вам целый флот дредноутов и поддержит в английском народе дух воинственности». По давней многолетней традиции британский военный флот справедливо рассматривался как «Великий Немой». Еще недавно журналист уходил совершенно счастливым, если после двухчасового сидения в коридорах Адмиралтейства ему удавалось взять интервью у какого-нибудь капитана 3 ранга. В «эру Фишера» (о которой мы поговорим подробнее впоследствии) все переменилось в корне. Первый морской лорд под свою ответственность лично снабжал журналистскую братию из дружественной прессы «боеприпасами» (выражение Фишера) для поддержки своей политики. Некий журналист дал яркое описание того, как адмирал лелеял прессу: «Он оделял обеими руками каждого из нас по очереди, и мы воздавали сторицей такой рекламой его самого и его идей, какую никогда ни один военный моряк не получал от прессы и, наверное, не получит».

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Hessen проходит Кильский канал

Реклама идей Фишера самым пагубным образом отразилась на англо-германских отношениях. Первый морской лорд как минимум дважды в конце 1904 и в начале 1908 гг. обращался к королю Эдуарду VII с предложением «копенгагировать» (намек на 1801 год, когда адмирал Нельсон разгромил в Копенгагене флот Северных держав) германский флот, пока его мощь не достигла критических для Британии размеров. Всякий раз его предложение было отвергнуто, хотя во втором случае этот план не показался Эдуарду «таким уж безумным». Несмотря на неофициальный характер этих разговоров, Фишер не считал нужным скрывать свои взгляды. Многие высокопоставленные лица в Германии, включая самого кайзера, верили в реальность его планов. Такие убеждения в официальном Берлине поддерживались английской прессой, в которой время от времени появлялись статьи, изобиловавшие намеками и полунамеками на воинственные намерения первого морского лорда. Кем-то брошенный клич «Фишер наступает!» вызвал настоящую панику в Киле в январе 1907 г., где в течение двух дней родители не пускали детей в школу, ожидая с минуты на минуту нападения английского флота.

Не следует, наверное, говорить о том, что умело подогреваемые Фишером страхи в самой превосходной степени содействовали ускорению постройки германских броненосцев и повышению боеспособности их команд…

Braunschweig

Это первая серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Отличались от своих современников довольно развитой системой бронирования, более мощной паровой машиной и увеличенной на 2 узла скоростью хода. Использование башен для размещения четырех из четырнадцати 17-см орудий вызывало критику у некоторых иностранных корабельных специалистов, которые усматривали конструктивные погрешности, допущенные при проектировании башен.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Lothringen

Длина новых броненосцев (127,7 м) незначительно отличалась от предыдущих серий Kaiser Friedrich III и Wittelsbach (125,3 м и 126,8 м соответственно). А вот по своему водоизмещению в 14400 т они значительно превосходили своих предшественников (11600 т и 12600 т), в первую очередь из-за более тяжелых орудий и более солидного бронирования. На кораблях было тринадцать водонепроницаемых отсеков и двойное дно, простиравшееся на 60 процентов длины корпуса.

Корабли были охарактеризованы как хорошие морские суда с отличной мореходностью, но на большой волне они были склонны к размашистой качке. Новые броненосцы прекрасно управлялись и имели малый радиус поворота на низкой скорости, но при резком перекладывании руля более чем на 12 градусов корабли теряли до 70 процентов скорости.

Броненосцы типа Braunschweig имели три паровые машины тройного расширения проектной мощностью в 16000 индикаторных л.с. (11900 кВт), пар для которых вырабатывался 14 котлами (8 т.н. «морского» типа и 6 «цилиндрического» типа), что было обыкновенной практикой немецкого флота. На броненосцах была применена уже классическая для германских кораблей трехвинтовая схема с одним управляющим рулем. Два внешних винта были трехлопастные, а центральный четырехлопастным. Максимальная скорость по контракту была оценена в 18 узлов. Однако во время испытания и паровые машины показали бОльшую мощность (16400 16980 инд.л.с. 12200…12660 кВт), и максимальная скорость превысила контрактную (18,2 18,7 узлов). Корабли имели запас топлива в 5200 морских мили на крейсерской скорости 10 узлов, за исключением «Hessen». Он страдал от неустойчивого руля, который увеличил расход топлива и сократил дальность плавания до 4530 морских мили.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Lothringen

Бронирование кораблей осуществлялось броневыми плитами, закаленными по методу Круппа и произведенными на одноименных предприятиях. Горизонтальная палуба покрывалась 40-мм броней. На скосах толщина брони колебалась от 75 мм (в оконечностях) до 140 мм (в середине корабля). Толщина главного броневого пояса составляла 250 мм (9,8 дюйма). Передняя боевая рубка была защищена 300-мм броней, а ее крыша прикрывалась 50-мм броневыми листами. Кормовая рубка была забронирована слабее — 140-мм броней стенок и 30-мм броней крыши. Над главным бортовым поясом располагался верхний броневой пояс с толщиной брони в 140 мм. Башни орудий главного калибра (ГК) имели 250-мм бронирование стенок и 50-мм бронирование крыши. Башни и казематы орудий среднего калибра были защищены 150-мм броней.

Несмотря на то, что номинальная толщина брони немецких кораблей не превосходила таковую у британских или российских, степень проработки защищенности всего корабля, использования угольных ям для противоторпедной защиты и достаточно совершенная система непотопляемости выгодно отличали немецкие броненосцы от своих вероятных противников.

Основное вооружение судов было усилено по сравнению с предыдущими сериями, но все же было слабее, чем у современных «брауншвейгам» иностранных линкоров. В качестве основного вооружения была принята батарея из четырех 28-см (11 дюймов) орудий SK L/40, расположенных попарно в двух башнях. Это было существенным увеличением огневой мощи по сравнению с прежними 24-см (9,4 дюймов) орудиями. Но это все еще было весьма скромно по сравнению с 305-мм (12-дюймовыми) орудиями, использовавшимися на флотах Англии, Франции и России. Новые орудия имели угол наклона от -4° до +30°, что позволяло иметь максимальную дальность стрельбы до 18800 метров снарядами весом в 240 килограмм с начальной скоростью 820 м/с. Боезапас составлял 85 снарядов на ствол.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Deutschland

Среднекалиберная артиллерия подверглась наибольшим изменениям. Взамен привычных 15-см пушек на новые броненосцы установили 17-см (6,7 дюйма) орудия Круппа SK L/40, четыре из которых были размещены в одноорудийных башнях, а остальные десять в казематах вокруг надстройки. Надо заметить, что остальные морские державы переходили на увеличенный калибр средней артиллерии очень осторожно, зачастую совмещая старые проверенные 6-дюймовки с новыми орудиями. Немцы, «съевшие собаку» на многочисленной среднекалиберной артиллерии, в этом смысле оказались «впереди планеты всей». Новые 17-сантиметровки посылали в противника 64-килограммовые снаряды с начальной скоростью 850 м/с, что было несомненно более разрушительно для вражеских кораблей, чем 40-килограммовые снаряды 6-дюймовок. Угол возвышения для орудий, расположенных в башнях и казематах, был различным. Если в башне угол возвышения составлял стандартные 30°, что позволяло вести огонь на дистанции до 16900 м, то казематированное орудие имело максимальный угол возвышения в 22°, и, соответственно, его дальность стрельбы ограничивалась 14500 метрами. Такой разнобой, конечно же, сильно усложнял работу артиллеристов и не позволял ввести систему центральной наводки, которая в это время как раз стала появляться. Боезапас составлял 130 снарядов на ствол. Интересная деталь — для прохода Кильским каналом три центральные 17-см казематированные орудия должны были быть сняты со своих станков, т.к. иначе полностью спрятать ствол внутрь корпуса было невозможно. А с торчащими из казематов стволами корабль просто не помещался в канале!

Противоминная артиллерия состояла из также уже традиционных четырнадцати 8,8-см (3,5 дюйма) SK L/35 орудий, размещенных в казематах, расположенных по всей длине корабля. Эти орудия могли послать свои снаряды весом в 7 кг на расстояние в 9090 метров (при максимальном угле наклона в 250 ) с начальной скоростью в 770 м/с.

Завершали вооружение броненосцев шесть 45-см торпедных аппаратов с боезапасом 16 торпед.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Deutschland

Головной корабль серии Braunschweig был заложен в Киле в 1901 году, спущен на воду в 1902 и в 1904 вступил в строй. Так же оперативно пополняли ряды германского флота и его систершипы: Elsass вступил в строй в том же 1904 г., Hessen в 1905, Preussen в 1905 и Lothringen в середине 1906. Что и сказать только верфи «владычицы морей» могли соревноваться с новейшими германскими верфями! Долгая и кропотливая работа по строительству верфей, начатая еще с первых «Заксенов», оснащение их современнейшим оборудованием и достижение высочайшего профессионализма кораблестроителей в нужное время дали свои результаты! И когда Российский императорский флот перестал существовать в Цусиме, а французский находился в коматозном состоянии германский флот совершенно внезапно для обывателей вдруг стал претендовать на второе место в мире и на роль хозяина не только Балтики, но и всей Атлантики (с учетом того, что британский флот был «размазан» по всему Мировому океану).

Deutschland

Верные своей практике загрузки верфей, сразу же после того, как какой-нибудь из броненосцев серии Braunschweig покидал стапель на его месте тут же закладывался броненосец следующей серии, получившей название Deutschland. Серия состояла из пяти кораблей: Deutschland, Hannover, Pommern, Schlesien и Schleswig-Holstein, заложенных в 1903-1906 гг. и вступивших в строй в 1906-1908 гг. Броненосцы серии Deutschland являлись последними германскими эскадренными броненосцами и последней серией кораблей, заложенной в соответствии с первым «морским законом» 1898 г. Последние два корабля этой серии были «мертворожденными» к моменту их вступления в строй на морях уже царствовали дредноуты

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец Preussen

А ларчик открывался просто. Альфреду фон Тирпицу было хорошо известно о том, что по другую сторону Канала идет строительство «Дредноута». Но постройка Германией кораблей такого класса сразу же требовала расширения Кильского канала а на это, в свою очередь, требовалась сумма, сопоставимая с годовым бюджетом всего Морского министерства. Прекратить же строительство броненосцев волевым решением Тирпицу представлялось не менее чем святотатством! В результате, когда последний германский броненосец вступил в строй, первый германский дредноут «Нассау» уже достраивался у причальной стенки!

Конструктивно «дойчланды» были похожи на предыдущие «брауншвейги», хотя и с заметными изменениями особенно в сфере бронирования и размещения артиллерии среднего калибра. После закладки головного корабля серии, конструкция остальных четырех была изменена. Это, в первую очередь, коснулось количества котлов (на головном 8 котлов, на остальных кораблях серии 12) и увеличения толщины брони в главном броневом поясе до 240 мм против 225 мм, что соответствовало бронированию «брауншвейгов».

Корпус был набран по смешанной продольно-поперечной схеме и разделен на 12 водонепроницаемых отсеков («Pommern» 13). Двойное дно простиралось на 84% длины корпуса. За счет уменьшения ширины корпуса (почти на2 м) и применения более мощных паровых машин, удалось увеличить скорость хода на целый узел и это при большей толщине главного броневого пояса и большей его длине (по всей длине ватерлинии).

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Носовая пушка главного калибра эскадренного броненосца «Preussen»

Как и броненосцы предыдущей серии, «дойчланды» имели три паровых машины тройного расширения, работавших на три вала, вращавших три гребных винта. Два внешних винта были трехлопастные, 4,8 м в диаметре. Центральный винт имел четыре лопасти диаметром 4,5 м. Пар для паровых машин «Deutschland» вырабатывался, как и на «Braunschwieg», восемью котлами «морского» типа и шестью «цилиндрическими». На остальных кораблях серии стояло по двенадцать котлов «морского» типа. Контрактная мощность энергоустановки для «Deutschland» составляла 16000 инд.л.с., в то время как на других четырех броненосцах она составляла 17000 инд.л.с. Несмотря на такое различие, расчетная скорость для всех кораблей составляла 18 узлов и на всех же пяти кораблях она была превышена (как и мощность паровых машин). Отметим, что недобор мощности паровых машин на испытаниях было обычным делом на Российском флоте…

Новые броненосцы управлялись не так легко, как предыдущие им «брауншвейги», но при этом и не показывали такой валкости и такой зависимости скорости хода от перекладывания руля. Дальность плавания удалось увеличить до 5900 миль с крейсерской скоростью 10 узлов за счет большего запаса угля.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренные броненосцы Флота Открытого моря в походном строю

Вооружение броненосцев класса Deutschland было почти идентично классу Braunschweig, но его расположение было изменено. Основное вооружение состояло из четырех 28-см орудий SK L/40, расположенных попарно в двух башнях новой конструкции модели Drh.L. C/01, которая позволяла орудиям ГК иметь угол возвышения в диапазоне от +30° и до -5°. При максимальном возвышении ствола снаряды могли поразить цели на расстоянии до 18830 м. Снаряды весом в 240 кг были осколочно-фугасного и бронебойного типов. Начальная скорость для обоих типов снарядов составляла 820 м/с. На расстоянии в 12000 м бронебойные снаряды могли пробить броню толщиной до 160 мм.

Батарея орудий среднего калибра состояла, как и на «брауншвейгах», из четырнадцати 17-см орудий. Но, в отличие от «брауншвейгов», у которых все орудия размещались в каземате, у «дойчландов» десять орудий были установлены в каземате верхней палубы и четыре на одну палубу выше, в надстройке. Расположение в казематах позволяло орудиям иметь угол возвышения от +22° до -5°. При максимальном угле возвышения пушки могли поражать цели на расстоянии до 14500 м. Сектор обстрела каждого орудия составлял 160°. Боезапас каждого орудия составлял 130 снарядов. Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.

Противоминная артиллерия была представлена двадцатью двумя 8,8-см пушками, которые выпускали 14,8-кг осколочно-фугасные снаряды на расстояние до 11000 м со скоростью до 12 выстрелов в минуту. Боезапас составлял 140 снарядов на ствол.

Все броненосцы типа Deutschland были забронированы крупповской цементированной броней, но головной корабль (сам Deutschland) отличался несколько иным расположением броневого пояса и иным бронированием цитадели и надстройки. Ватерлиния была защищена броней по всей длине. Над главным поясом в средней части между основаниями башен был второй пояс (до 170 мм), выше которого шел третий пояс, служивший защитой батареи средней артиллерии.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренные броненосцы Флота Открытого моря на маневрах

Толщина броневого пояса «Deutschland» составляла 225 мм на уровне ватерлинии и уменьшалась до 140 мм по нижнему краю. Броневые пояса остальных броненосцев имели увеличенную толщину брони до 240 мм по ватерлинии и до 170 мм по нижнему краю броневого пояса. У «Deutschland» броня цитадели составляла 160 мм, а на других четырех кораблях 170 мм. Все пять кораблей несли бронированную палубу, толщиной от 40 мм до 70 мм, горизонтального бронирования и с бортовыми скосами в 100 мм.

Орудийные башни ГК имели бронирование стенок башни в 280 мм и крыши в 50 мм. Барбеты башен ГК имели бронирование в 250 мм. Передняя боевая рубка имела 300-мм бронирование, а задняя 140-мм бронирование.

История службы

После вступления в строй и «брауншвейги», и «дойчланды» включались во 2-ю эскадру линейных сил «Heimatflotte» (Флот Метрополии), в котором «Deutschland» заменил «Kaiser Wilhelm II» в качестве флагмана флота. После завершения программы строительства эскадренных броненосцев и начала строительства флота дредноутов, германский флот был реорганизован в «Hochseeflotte» (Флот Открытого моря). Все броненосцы этой эскадры каждый год, вплоть до 1914 года, совершали по несколько учебных походов в Атлантическом океане и Балтийском море, а также — ежегодные туры в Норвегию. В 1913 году «Deutschland» был заменен в роли флагманского корабля новым дредноутом «Фридрих дер Гроссе».

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец «Schlesien» во время визита в Норвегию

С началом боевых действий старые броненосцы оказались на Балтике, где принимали активное участие во всех демонстрациях германского флота — особенно во время операции в Рижском заливе. Но пассивность Российского флота не позволила немцам продемонстрировать слаженность команд своих «старичков» и достоинства реализованных на них технических решений. По правде сказать, количественное преимущество 2-го эшелона германского флота (двадцать броненосцев) над четырьмя броненосцами Балтийского флота, оставшихся после Цусимы («Слава», «Цесаревич», «Император Павел I» и «Андрей Первозванный») не оставляло последним никаких шансов…

Смертельный удар по броненосцам кайзеровского флота нанес сам кайзер. Новейшие линкоры и линейные крейсера Флота Открытого моря нуждались в восполнении потерь в личном составе, неизбежном в ходе боевых действий. Только в сражении при Доггер-банке один линейный крейсер «Зейдлиц» потерял более 200 человек не говоря уже о других потопленных кораблях! Личный состав броненосцев наилучшим образом подходил для этой цели особенно для линкоров первых серий (те же орудия в 28-см и 17-см, те же паровые машины). Содержать по несколько сотен первоклассных матросов и офицеров на боевых кораблях сомнительной боевой ценности было бы расточительно. И потому германские броненосцы первых серий стали выводиться из боевого состава Флота и их боевые задачи стали сводиться к брандвахтенной службе.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец «Schlesien»

Только «дойчландам» удалось по-настоящему повоевать. Пять броненосцев в составе 2-й эскадры вместе с остальными силами германского флота участвовали в единственном генеральном сражении Первой мировой войны Ютландском бою. Взятые в немалой степени из-за патриотического подъема настроения экипажей, страстно желающих разрядить свои орудия во врага и которым до смерти надоело торчать в бездействии в своих базах, они служили источником постоянной головной боли для адмирала Шпеера из-за своей малой (по сравнению с дредноутами) скорости и большой уязвимости. Ему пришлось трижды на протяжении боя совершать сложный маневр поворота «все вдруг» всем флотом в немалой мере изза желания удержать свои старые броненосцы как можно дальше от огня английских дредноутов. К концу вечера 31 мая пять «дойчландов» пришли на помощь к сильно пострадавшим линейным крейсерам Хиппера и, по-сути, прикрыли и спасли их от наседающих кораблей под командованием адмирала Дэвида Битти. Но той же ночью, при атаке британских эсминцев, «Поммерн» взлетел на воздух от взрыва погреба, немного скрасив достаточно печальный для англичан итог Ютланда. Старший артиллерийский офицер линейного крейсера «Дерфлингер» описывал это так:

«Было два часа ночи. Едва забрезжил рассвет, как мы повстречались с новой флотилией британских эсминцев. На этот раз выпущенные ими торпеды нашли свою цель. Ей стал «Поммерн». В него попала или одна, или две торпеды одновременно. Корабль в одно мгновение стал походить на гигантский огненный шар какого-то гигантского фейерверка. Мы, находящиеся на «Дерфлингере», идущего в корме подбитого корабля, наблюдали за тем, как он распался буквально на атомы. Через несколько минут от него не осталось и следа. В морской пучине погибло в одно мгновение 800 человек — вся команда броненосца.»

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Эскадренный броненосец «Schleswig-Holstein»

Немедленно после боя броненосцы-додредноуты окончательно покинули Флот Открытого моря. Казалось, время их активной службы ушло безвозвратно, но история распорядилась иначе.

После поражения кайзеровской Германии, Веймарской республике было разрешено оставить на флоте всего 15 тысяч моряков и 8 старых броненосцев, в том числе 2 — в резерве. В результате судьбы старых броненосцев резко разошлись: большая их часть пошла на металл в 1920-1922 гг., зато оставшимся было уготовано долголетие, в ряде случаев поистине рекордное.

На активной службе остались все броненосцы типа «Braunschweig», а также «Schlesien», «Schleswig-Holstein» и «Hannover». Но, по мере вступления в строй «карманных линкоров» (формально подходивших под Версальские ограничения), необходимо было избавляться от старых броненосцев. В 1931 году «Braunschweig», «Elsass», «Lothringen», «Preussen» и «Hannover» были исключены из списков флота и сданы на слом.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

«Schlesien» и «Schleswig-Holstein» прошли в 30-х годах значительную модернизацию и были переведены в разряд учебных. Две ближайшие к носу трубы объединили в одну, котлы частично перевели на нефтяное отопление, а 170-миллиметровки заменили на привычный 150-мм калибр. При этом количество шестидюймовок неуклонно сокращалось: два орудия сняли вскоре после модернизации, еще два к 1937 г., а к 1939 г. броненосцы полностью лишились своей средней артиллерии. Зато соответственно возрастала их зенитная мощь, состоящая сначала из 88-мм зениток, к которым прибавились шесть 105-мм, а в войну еще и несколько десятков 20-и 40-мм автоматов.

Преклонный «возраст» предопределил роль этих устаревших кораблей на всю войну. Их использовали только для обстрела берега, но довольно интенсивно: «Schlesien» воевал чуть ли не до последних дней Второй мировой войны. Получивший тяжелые повреждения на мине, он был взорван своей командой 4 мая 1945 г. После войны его долго и нудно разбирали в бывшем порту Свинемюнде; последние части его пошли на металл в 1956 г. Примерно в то же время в другом бывшем германском, а теперь польском порту Гдыня закончил свое существование «SchleswigHolstein». Севший на грунт после атаки британской авиации в самом конце 1944 г., он также был взорван командой и простоял до 1952 г., когда у поляков наконец дошли руки до бывшего линкора противника.

Броненосцы Ютланда. Немецкий флот претендует на роль хозяина Балтики и Атлантики

Однако рекорд долгожительства поставил «Hessen». Получив в 1935-1937 гг. новые котлы, он был полностью перестроен в радиоуправляемый корабль-цель и в этом качестве активно использовался в нацистском флоте. Ему удалось пережить войну, после которой он попал во флот Советского Союза, получив простое название «Цель», под которым просуществовал до середины 60-х годов

Статья была опубликована в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy