Сейчас уже мало кто вспомнит, о чем была серия Alone in the Dark. Франшизу знатно помотало по бездарным разработчикам, которые с каждой новой игрой уничтожали былое величие прародительницы жанра survival horror. Последним гвоздем в крышку гроба репутации стал кооперативный экшен (только вдумайтесь!) Alone in the Dark: Illumination с 19 баллами на агрегаторе Metacritic. Неудивительно, что общественность негативно отреагировала на анонс очередной попытки возродить серию из пепла. И зря, так как THQ Nordic выкупила лицензию у бездарей из Atari и отдала ее талантливым ребятам из Pieces Interactive.
С самой первой демонстрации все прекрасно понимали, что новая Alone in the Dark — крайне бюджетная и очень камерная игра. О достойном конкуренте японской Resident Evil даже заикаться нет смысла. Разработчики пообещали сделать «внятный» ремейк-переосмысление с сохранением основных фишек классической игры 1992 года. Вдобавок автор оригинальной Alone in the Dark поддержал новое видение геймдизайнеров Pieces Interactive и благословил ремейк. Как минимум эти два факта убедили нас дать шанс свежей Alone in the Dark. И она нас приятно удивила.
Отец survival horror
Прежде чем начать обзор непосредственно новой Alone in the Dark, нам необходимо вернуться назад в прошлое и вспомнить ряд ключевых аспектов оригинальной игры 1992 года, без которых сложно объективно оценивать ремейк.
Ракурсы во вступлении реализованы в точности как в Resident Evil 7 и Alan Wake 2
Оригинальная Alone in the Dark — это целиком и полностью авторский проект французского геймдизайнера Фредерика Реналя (Frédérick Raynal). Мало того, что талантливый разработчик фактически придумал основы survival horror и стандарты жанра на ближайшее десятилетие, так еще один из первых в индустрии отказался от спрайтовой графики в пользу полноценного 3D. Его Alone in the Dark стала настоящей вехой в истории интерактивных развлечений.
Кадр из классической Alone in the Dark
Реналь был фанатом фильмов ужасов и горел желанием адаптировать жанр под игровое пространство. Основная сюжетная линия была вдохновлена «Мифами Ктулху» (Cthulhu Mythos) Лавкрафта (H. P. Lovecraft) и кинолентами про оживших мертвецов Джорджа Ромеро (George Romero). Забавный факт: изначально у игры было название Call of Cthulhu. Doom of Derceto, и она была тесно связана со знаменитыми настолками. К счастью, Фредерик вовремя одумался и убрал из своего проекта пошаговую боевую систему и ролевые аспекты. В конечном счете, мифы Ктулху оставили в сценарии, но заголовок сменили на уже известное словосочетание Alone in the Dark.
Действие оригинальной Alone in the Dark разворачивалось в Луизиане 1920-х годов. Игрокам на выбор предлагалось два персонажа: детектив Эдвард Карнби и хрупкая девушка Эмили Хартвуд. Вместе они отправлялись в особняк, чтобы расследовать загадочное убийство известного художника и по совместительству дяди главной героини Джереми. Прибыв на место, главные герои понимают, что попали в ужасное место, кишащее призраками и монстрами. Чтобы разгадать все тайны и выжить, им необходимо решать головоломки, сражаться с противниками, экономить боеприпасы и ресурсы, а также бороться с собственными страхами.
На некоторых кадрах игра очень похожа на первую часть Resident Evil
Если современному игроку показать геймплей Alone in the Dark, то он увидит в ней рескин первой Resident Evil. На самом деле последняя является чуть ли не покадровой копиркой французской игры 1992 года. Геймдизайнер Синдзи Миками (Shinji Mikami) не раз признавался, что Alone in the Dark повлияла на внешний вид и игровой процесс Resident Evil. Разработчик взял за основу не только фиксированную камеру, боевую систему и ограниченный инвентарь, но и основную локацию в виде большого особняками, двух играбельных персонажей, а также расстановку скримеров.
После выхода Alone in the Dark получала признание критиков и общественности. В 2009 году журнал Empire включил ее в список «100 величайших игр всех времен». Веха! По-другому не назвать. А вот с сиквелами у Alone in the Dark не задалось. Фредерик Реналь покинул студию сразу после релиза первой части. Сиквел и триквел разрабатывали люди, которые понятия не имели, в какую сторону развивать франшизу. Итог — наследницы получились хуже оригинала.
Кадр из третьей части Alone in the Dark
Последующие игры серии разрабатывали абсолютно разные студии. Каждая компания пыталась пересобрать фабулу и повторить успех первой части. Авторы Cold Fear умели хорошо копировать игры Capcom, поэтому их Alone in the Dark: The New Nightmare была сборной солянкой из идей всех игр Resident Evil. Игрокам такое видение не понравилось, из-за чего издатель отдал франшизу другим разработчикам. Те, в свою очередь, сделали из Alone in the Dark дорогостоящий блокбастер в современных реалиях. Хороших идей у игры хватало, но техническая реализация была отвратительной.
Скриншот PS2-версии Alone in the Dark: The New Nightmare
У Alone in the Dark 2008 года был потенциал, который оказался похоронен под чрезмерно завышенными амбициями разработчиков. Критики разнесли игру в щепки и навсегда подпортили репутацию культовой серии. Спустя 7 лет издатель в лице Atari попытался выдоить из актива последние соки и отправил на прилавки уродливый клон Left 4 Dead с заголовком Alone in the Dark: Illumination. Этот «кусок кода» окончательно добил серию, превратив важную для индустрии франшизу в посмешище.
Издательство THQ Nordic выкупило у Atari права на многострадальную Alone in the Dark и в данный момент пытается возродить игру. Новая попытка, о которой ниже пойдет речь, является переосмыслением оригинала 1992 года. Да, без огромного бюджета. И да, без оригинальных идей в геймдизайне. Но мы считаем, это даже к лучшему. Сейчас издательству нужно «очистить» франшизу от позорного наследия и завоевать доверие новых игроков.
В настройках новой Alone in the Dark можно заменить модельку главного героя на классического Эдварда из 1992 года
В какие части Alone in the Dark вы играли?
Играл в классическую версию 1992 года