Чего боится учитель? Ну, может быть, цунами, тигров, падения цен на нефть, домовых, подозрительно выполненных обещаний.
Когда я работал в школе, то я боялся "накосячить" в школьном журнале. Даже во сне мне снилось в кошмарах, как я всё перепутал, и теперь меня ждет порицание.
В принципе, допустить случайную ошибку в бумажном школьном журнале можно на раз плюнуть.
К примеру, пришел в какой-то класс на урок английского языка. Провел. Потом к ним же уже с информатикой. И в конце рабочего дня еще и с историей. И на этой истории, когда уже голова гудит, случайно работаешь по странице, принадлежащей английскому языку. Класс-то ведь тот же. В ужасе догадываешься и радуешься, что еще не успел записать тему урока и поставить оценки. А если успел? И тогда нужно использовать прием "ловкость рук и никакого мошенства".
С электронными журналами, наверное, проще, там легко можно правки вносить.
Мы три раза пробовали заводить электронный журнал, но всякий раз то бензин кончался, то лошадь забирали. Так с бумажными и работали. И сейчас работают.
Наверное, страх допустить косяки в журнале был обусловлен и тем, что частенько администрация нас слегка припугивала на педсоветах.
— Вот будет проверка областная, там до каждой точки в журнале проверяют, там все даты сличают. А если найдут помарки или несоответствие … то!
И эта фраза произносилась голосом из мультфильма "Малыш и Карлсон":
— Представляю, как рассердится папа!
Я, конечно, догадывался, что всё проверить нельзя, но на всякий случай даже в случае допущения какой-то оплошности маскировал так, будто так оно и было и вообще так и задумывалось изначально.
Где может допустить промах учитель?
Да где угодно. Десятки вариантов. Вот, например:
- поставил оценку не тому человеку
- поставил не ту оценку, которую огласил
- записал не ту тему урока
- перепутал даты
- забыл пропустить клетку
- открыл страницу не своего предмета и наставил там оценок
- рука соскользнула во время записи
- выставил за четверть, но, оказалось, что каникулы перенесли
Если какой-то учитель мне вдруг скажет, что он ни разу в жизни не "косячил" в школьном журнале, то я никогда не поверю. Даже самый щепетильный, дотошный и правильный учитель может допустить спонтанную ошибку в записи. А если он не допустил — то он просто не заметил.
А чего страшного?
А вот тут есть нюанс, про который я не могу судить, и вот почему.
Как человек, который обладает еще и "бумажной" профессией, я чувствовал, что в журнал можно легко внести любую правку, подкрепив ее соответствующей подписью с печатью и актом (наверное). Если в школьном журнале нет ни одной ошибки и ни одного подтвержденного исправления — значит его переписывали. Я так думаю.
Но почему-то в нашей школе внесение официальных исправлений в журнал не особо практиковалось. Может быть боялись, что проверяющие плохо посмотрят или заставят проводить "некоторое расследование случившегося", может быть еще что-то. Я в администрации не состоял, а потому рассуждать не могу, а могу только думать.
А если допустил ошибку?
И тут всё зависит от "степени тяжести".
Если это оценка, то на нее "можно закрыть глаза", предупредив классного руководителя.
Но бывает, например, заметил ошибку классного руководителя.
Тогда с частным визитом идешь к столу этого классного руководителя и сообщаешь ему:
— Изольда Карловна, а вы вот здесь, когда писали список, то Эникея Эникеева два раза записали вместо Эникея Альтшифтова.
— А давайте, это будет нашей с вами маленькой тайной. А уж на следующей странице я напишу его правильно.
— Да вообще без проблем.
Действительно, данный факт на скорость движения поезда совершенно не влияет.
И прекрасно понимаешь классного руководителя, которому нужно заполнять журнал — когда пятого его выдали, а седьмого он уже должен быть полностью заполнен. Часто там ошибки случаются.
А бывает, что обстоятельства могут возникнуть извне, так как это "образование".
К примеру:
— Сегодня детей запрещено принимать.
— Почему?
— Область говорит, что холодно.
— Так ведь тепло.
— У них холодно. Рекомендуют записать уроки в журнал. Но пока не пишем.
И действительно, через два дня приходит распоряжение, что записывать не нужно было. Но мы уже плавали, мы к этому привыкли, а потому не допустили оплошность.
***
Может быть, конечно, мой "страх" допустить ошибку в журнале частично вырос на том, что я дюже не любил доставлять хлопот людям. В школе же все повязаны одной цепью. И, если ты свалился за борт, то кому-то придется за тобой нырять.
Ну и еще, естественно, особенности отношений в коллективе.
— Иван Кузьмич, да вы не переживайте. Ну, наставили вы в моей алгебре всем пятерок, перепутав со своим трудом. Переживем.
А когда Иван Кузьмич уходит за дверь …
— И чего мне сейчас делать? Это ведь уже второй раз в году. Это уже ненормально. Я никого прикрывать не буду, я пойду и всё честно расскажу. Я уже свое отбоялась.