Содержание страницы
17 миллионов депортированных жителей Африки за долгие 400 лет. Это тяжелая статистика Атлантической работорговли, предоставленная ООН, за которой стоят искалеченные человеческие судьбы и потерянные жизни. В эти цифры не вошли миллионы тех, кто уже родился рабом, а также их дети, внуки, правнуки…Сегодня разберемся, почему возникла и когда исчезла работорговля в Атлантическом океане.
Исторические обстоятельства
В конце 15 столетия начались Великие географические открытия. Американский историк Джон Торнтон в книге, посвященной истории Африки и рабства отмечает:
"Сочетание ряда технических и географических факторов сделало европейцев наиболее вероятными людьми для исследования Атлантики и развития ее торговли".
Страны Европы, пытаясь обойти османские владения, стремились найти западный путь в Индию. Короли начали инвестировать в новые корабли и соглашаться на предложения путешественников. Вскоре были освоены земли, появились новые колонии. На плантациях и фермах нужна была рабочая сила. Так и начался вывоз людей из Африки в качестве рабов. Некоторые европейцы считали, что чернокожее население имеет иммунитет к малярии и другим тропическим заболеваниям, а значит, им будет легче работать.
Рабы (фрагмент)/ ©Ali Burak Özden / ariburaco.artstation.com
Появление работорговли
Португальский хронист Азурара в 1446 году записал, что солдаты его родины захватили в плен у западного побережья Африки около сотни местных жителей, которые теперь станут рабами. Историки считают эту дату одним из первых упоминаний работорговли в Атлантическом океане. Изначально их использовали на тяжелых работах в Португалии, Испании или Франции, а также в качестве прислуг. С 16 столетия их начинают отправлять за океан.
После создания колоний от берегов современной Аргентины до южных территорий Североамериканских штатов возник огромный спрос на дешевую рабочую силу. Изнурительный труд на шахтах и плантациях не порождал волну энтузиастов, мечтающих отправиться за океан. Тогда для заполнения «вакуума рабочей (и дешевой) рабочей силы» отправились на поиски рабов в Африку.
Вскоре Португалия, Испания, Франция, Англия, Голландия и Дания обзавелись специальными компаниями, отвечающими за «поставку» рабов в регионы колоний. Люди-рабы стали товаром. В результате возник так называемый «трансатлантический треугольник торговли»: европейские суда отправлялись в Африку для закупки рабов, затем продавали их колониям в Америке, а с Западного полушария в Европу отправлялись товары (кофе, какао, табак и прочее). Очень быстро страны на уровне нормативно-правовой базы узаконили рабство и разрешили управляющим жестоко наказывать рабов с буйным нравом. Яркий пример: французский «Черный кодекс» 1685 года.
Из этих мест Африки производился вывоз рабов через Атлантику / commons.wikimedia.org
Рабство — основа экономики империй
Историк Герберт Аптекер в книге «История американского народа» подает ужасающую статистику:
- На прибывшего за океан раба приходится 5-6 умерших при транспортировке.
- В некоторых регионах Америки в XVII веке продолжительность жизни раба составляла 5-6 лет.
В XVIII веке лидером атлантической работорговли стала Великобритания. Ее корабли, выходившие из Ливерпуля и Бристоля, торговали 80% рабами Атлантики. В США главными портами по «приему» рабов были: Бостон и Новый Орлеан. Учитывая, что на 18 столетие приходится бум развития английской экономики, некоторые историки начали искать взаимосвязь между этим фактом и работорговлей.
Историк из Тринид и Тобаго (многовековая колония европейских держав в центральной Америке) Эрик Уильямс в книге «Капитализм и рабство» отстаивает идею о том, что именно доход от продажи рабов стал основным капиталом для создания машинного производства, а следовательно – промышленного переворота. Как только рабство перестало быть экономически выгодным, а еще и морально неприятным (влияние идей эпохи Просвещения) европейские империи начали запрещать работорговлю.