О том, что христианская церковь не поощряет, а даже напротив, порицает самоубийства, известно всем. Однако среди канонизированных личностей есть и самоубийцы — правда, здесь важнейшая роль отводится обстоятельствам, при которых произошла гибель человека.
Пример тому — судьба Евпраксии Рязанской. В русских летописях воспевается её красота и, как мне кажется, это были далеко не пустые слова льстивых авторов. Евпраксия действительно была необыкновенной женщиной. Она предпочла смерть бесчестию, а жизнь без любимого супруга решила прервать страшным грехом, который в дальнейшем был оправдан. Итак, давайте же познакомимся с её трагической историей.
Михаил Петров «Княгиня Евпраксия с сыном Иваном»
Немного предыстории
Дата рождения Евпраксии Рязанской так и остаётся тайной для историков. Как мне кажется, появиться на свет она могла в начале XIII века, ведь в 1237 году уже произошли события, ставшие роковой точкой для жизни этой женщины. На тот момент ей могло быть около 20-30 лет. О юных годах Евпраксии тоже ничего не известно. Однако о ней уже в статусе супруги князя Фёдора Рязанского летописцы писали весьма хвалебные слова. Согласно древним источникам, молодая княгиня была умна, невероятно красива и добра. Впрочем, красоту Евпраксии замечали не только рязанцы и их князь.
В начале 1237 год монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем уже подошли к реке Воронеж, оказавшись поблизости от рязанских земель. Конечно, местные правители осознавали, что вот-вот на них двинутся монгольские полчища. Чем заканчивались нашествия орды Батыя, знали в ту пору все. Вместе с монголами приходили смерть, голод, разорение, насилие и беды.
Местный князь Юрий Ингваревич Рязанский призывает на помощь дружественных ему правителей. Откликаются далеко не все, однако вскоре к Рязани подходят войска князей, готовых оказать поддержку Юрию. Но князь прекрасно понимал, что ему необходимо время для объединения дружин и создания полноценной армии.
Михаил Петров «Князь Федор Юрьевич и Батый»
Князь Фёдор у Батыя
Чтобы немного выиграть время, Юрий Ингваревич отправляет к Батыю своего сына Фёдора с дарами. Тот должен был убедить монгольского предводителя не идти на Рязанскую землю (на самом деле — оттянуть срок вторжения — все понимали, что монголы не остановятся).
Я уверена, столь непростое решение далось Юрию не без труда, однако заменить Фёдора кем-то другим он не мог — визит сына рязанского князя показывал серьёзность намерений местного правителя. О дальнейших событиях нам рассказывает "Повесть о разорении Рязани Батыем":
"И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей".
Николай Павленко «Рязанская княжна»
Трагедия Рязани
Как и следовало ожидать, на столь оскорбительную просьбу Фёдор ответил отказом. Он презрительно заметил, что христиане своих жён "нечестивцам на блуд" не водят. Батый же от этих слов разъярился и приказал убить князя. Тело Фёдора Рязанского было брошено зверям и птицам на растерзание.
Его участь разделили лучшие воины, сопровождавшие своего предводителя. Из той же летописи известно, что один из соратников Фёдора сумел спрятаться, а после тайно захоронил своего князя. Затем он поспешил в родной город, где рассказал Евпраксии о случившемся с её мужем. "Повесть о разорении Рязани Батыем" описывает самый трагический момент этой истории: