Как церковь боролась с «неугодными»: цензура на службе у Папы

0 0

Многие из нас слышали о католической инквизиции – церковном суде, который боролся с еретиками. Их подвергали пыткам, а иногда и вовсе казнили. Но не многие знают, что церковь также имела собственную книжную цензуру, которая должна была проверять любые книги перед печатью.

В этой статье я расскажу вам о том, как в XVI-XX веках Папа Римский и его институции «отбирали правильную литературу» для своих прихожан, как утверждали список «плохих» книг, ну и конечно разберем конкретные примеры таких «неправильных» авторов.

Сожжение "еретических" книг

Почему цензура в церкви?

Одной из главных причин контроля над информацией является монополия на трактовку веры. Только официальные лица и деятели церкви могут трактовать Библию и объяснять ее людям. Если кто-то это делать в отличительной от официального положения манере и трактовке – это угроза авторитету самой церкви.

Именно так появилось понятие «еретик» и именно так пришли к тому, что любая книга должна проходить проверку. Причем изначально цензура воспринималась как благо, как спасение, ведь так «церковь спасает души прихожан от неправильного пути».

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыЭухенио Лукас Веласкес «Осужденные инквизицией»

В Средние века главным источником знаний о мире была Библия. Если в ней нет ответа на вопрос, то два варианта: либо вместе со священником найди ответ, либо сам вопрос не имеет значение. И тут начинают появляться ученые, которые ищут ответы на вопросы из области биологии, физики, астрономии, политологии и так далее.

Это подрывало как авторитет средневековой церкви, так и нарушало ее монополию на информацию. Когда же в 1450-х годах Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, книги постепенно становились доступными. Тогда-то в Риме окончательно решили вести список книг, запрещенных к печати.

Важным моментом изначально служил еще и язык. В католическом мире Библия могла быть только на латыни. Любые попытки перевести ее на национальные языки и издать также запрещались.

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыФранциско Гойя «Трибунал инквизиции»

История борьбы с книгами

Первый список запрещенных книг был издан в Нидерландах, которые тогда были провинцией католической Испании. В стране опасались, что реформация, набирающая популярность на немецких территориях, попадет в Нидерланды. Идея очень понравилась Папе Римскому Павлу IV.

Всего один факт из его биографии нам многое о нем расскажет: его звали Джанпьетро Карафа и до должности Папы он был главой Инквизиции. В 1559 году он издал Индекс запрещенных книг. В предисловии указывалось:

«На протяжении веков святая Церковь была жертвой гонений, постепенно пополняя ряды героев, запечатавших христианскую веру своей кровью; но сегодня ад поддерживает еще более ужасное оружие против Церкви, вероломное, банальное и вредное: зловещий печатный станок».

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыПапа Павел IV

Первое издание Индекса включало 29 изданий Священного Писания на латыни и переводы на национальные языки. Это привело к частому публичному сжиганию экземпляров Библии. Сожженные Библии не назывались «еретическими», но были помечены как «запрещенные».

В том же 1559 году Павел IV умер, но его «дело» продолжили его приемники: лист расширялся. В 1572 году простого списка уже было мало, необходимо было постоянно проверять выходящие книги. Так при Папе Римском была создана Конгрегация индекса – учреждение, которое цензурировало все напечатанные и поступавшие в печать книги.

Конгрегация индекса имела несколько основных вердиктов при проверке книг:

  1. Nihil obstat («нет препятствий») и Imprimatur («утверждено»). Таким книгам церковь давала «зеленый свет». Никаких проблем.
  2. Donec corrigatur («будет запрещено, если не исправите») и donec expurgetur («будет запрещено, если не очистите»). Таким книгам давали шанс. К ним прилагался лист, в котором работники Конгрегации указывали на основные недочеты и ошибки. Этот многостраничный список исправлений назывался «Index Expurgatorius». Если автор исправлял их, он имел шанс получить разрешение на печать.
  3. Index Librorum Prohibitorum. Это название листа, а затем и книги, в которую вписывали название запрещенной книги и ее автора. Уже другие церковные институции, в том числе Инквизиция, должны были определить степень ереси и наказание для такого автора.

Нарушался ли Индекс? Однозначно да. Существовали подпольные издательства, бравшие на себя ответственность за издание таких книг малым тиражом. Купить их можно было только в больших городах по очень высокой цене. Ну что ж, запретный плод сладок.

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыКристиано Банти «Галилей перед Римской инквизицией»

Самые известные запрещённые авторы

Всего на протяжении истории в Индекс входило более сотни авторов. Тут же я приведу примеры самых разнообразных:

  1. Коперник, Бруно, Галилей и другие сторонники гелиоцентрической (солнце – в центре) системы мира.
  2. Казанова, Стендаль, Боккаччо и другие литераторы. За произведения с эротическим характером.
  3. Данте, Роттердамский, Кант – за собственное толкование церковных постулатов.
  4. Руссо, Монтескье, Вольтер, Локк, Гоббс, Макиавелли – за критику церковного и политического устройства.

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыЯн Матейко «Коперник. Беседа с Богом»

Когда отменили Индекс книг

В 1948 году вышел очередной, уже 32-й Индекс запрещенных книг. И это в условиях демократизации, Декларации прав и свобод и других изменений в мире в ХХ веке. В 1966 году Индекс был официально отменен. Теперь католическая церковь имеет за собой лишь право морально осудить того или иного автора. В Кодексе канонического права указано:

«Чтобы сохранить неприкосновенность веры и нравственности, пастыри церкви имеют право и обязаны следить за тем, чтобы вера и обычаи верующих не были повреждены письменным словом или использованием социальных средств связи».

Цензура официально была отменена, остались лишь моральные рекомендации.

Как церковь боролась с "неугодными": цензура на службе у ПапыЖан-Поль Лоранс «Допрос инквизиции»

В большинстве современных стран в Конституциях закреплено право на информацию (в России – статья 29). Долгое время в истории такого права не было. Страны и церковные институции боролись за свое право владеть монополией на распространение информации. Католическая церковь – не исключение, и Индекс запрещенных книг, существовавший до 1966 года – яркое тому подтверждение.

Статья написана для канала «Мир истории», автор: Денис Цепко, историк

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy