С каждым годом старые актёры играют лучше и лучше: живые люди, со светом в глазах, гении — фильм «Начало» (1970, СССР). Факты
Содержание страницы
"Мне целоваться нельзя, слаба! Млею!"
Удивительное кино, которое удавалось нормально посмотреть только сейчас. В советском детстве отпугивала ч/б картинка и суровый вид Жанны Д`Арк, а после было как-то не до этого. И вот, спустя 51 год(!) после выхода картины, наконец-то, удалось его оценить.
Перед нами три фильма в одном.
Инна Чурикова умудрилась предстать сразу в нескольких ипостасях:
а) показала свои собственные творческие перипетии, собственно, саму себя — актрису Инну Чурикову;
б) сыграла ткачиху Пашу Строганову;
в) сыграла Пашу, играющую Жанну Д`Арк;
г) сыграла саму Жанну.
Зацените количество уровней вложенности ролей, какая-то сумасшедшая рекурсия получается! Сон сна. Такое мелькало в голливудском тёзке — нолановском "Начале" (2010).
А про игру, мастерство перевоплощения, жизнь актёров нечто подобное было в недавнем тарантиновском "Однажды в Голливуде".
Недаром советское "Начало" отхватило в своё время столько серьёзных кинопремий, а Инна со своим мужем режиссёром Глебом Панфиловым получили мировую известность.
Опрос журнала "Советский Экран" признал Инну Михайловну лучшей актрисой 1970 года. В том же году зрители Болгарии оценили её талант и назвали лучшей зарубежной актрисой года за участие в фильмах "Начало" и "В огне брода нет". А в 1971 году на 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил "Серебряного льва", Инна Чурикова — золотого.
Такие разные судьбы и непохожие друг на друга персонажи, исполняемые гениальной Инной, живущие в абсолютно разных вселенных, между собой перекликаются. Например, в один момент: у Жанны — "Ваш король вас предал", у Паши — предательство любимого, но уже женатого Аркаши.
Режиссер: "Хотите сниматься в кино?" Паша: "Бабой-Ягой?"
Игра Чуриковой биографична. Она тоже на заре карьеры, в 1965 году, после окончания Щепкинского училища, играла бабу Ягу в театре юного зрителя. Её там будущий муж-режиссёр в 1967 году и приметил, заявляя, что первый раз "бабаёжка" вызывает не антипатию, а сочувствие.
***
Еще в "Начале" Чурикова говорит пророческое: "Уж я, девочки, оставлю свой след в искусстве. Вот увидите". Так и случилось. Мы недавно подробно писали о жизненном творческом пути Инны.
***
Интересна предыстория создания "Начала". После премьеры "В огне брода нет" и бракосочетания молодых, Габрилович и Панфилов взялись за написание сценария фильма под названием "Девушка с фабрики", главная роль в котором изначально затачивалась под Чурикову. Это было своеобразное признание любви Глеба к своей молодой жене.
Глеб Панфилов вспоминал:
«Картина "Начало" зрела во мне задолго до того, как мы приступили к работе над сценарием. Внутренне она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм "В огне брода нет". А если быть объективным, то и значительно раньше, в бытность мою инженером, когда я работал на заводе… Мне хотелось рассказать о рабочей девушке с непохожим на других характером, показать ее за обычными делами в привычной обстановке и постараться обнаружить в этом глубину и смысл простых вещей».
По другим источникам, изначально собирались снимать классику наподобие "Гамлета". Инна Михайловна всегда хотела сыграть французскую народную героиню Жанну Д`Арк. После успеха первой общей картины "семейный подряд" собирался взяться за экранизацию истории. Но кинематографическое руководство СССР проект не одобрило. Чурикова была в страшной депрессии после многократных отказов. Говорят, что даже есть письмо с просьбой побыстрее разрешить съемки, из-за которых она отложила возможность стать матерью (сына она родила уже поздно).
Пришлось идти на компромисс, снимать картину по современным реалиям, рассказав историю в формате «фильм в фильме».
Глеб Панфилов:
У нас есть талантливые актрисы. Например, Чулпан Хаматова. Считаю ее большой актрисой. Но лицо Инны, ее глаза, ее талант, ее внутренний трагизм и внутренняя сила — это нечто особое. Если вы видели ее в театре, то могли ощутить, что даже на сцене у нее есть крупный план. Причем не только визуальный крупный план, когда с балкона видны ее глаза. Хотя, естественно, я не вижу их так, как вижу на экране. У нее есть феноменальный дар — «крупный план» голоса. Ее голос соответствует силе и неповторимости ее взгляда, выражению ее лица. Все вместе дает поразительный эффект.
«Начало» — всего лишь набросок. Это скорее кинопробы к «Жанне д’Арк». Как прикидка они годятся. При возможностях Инны эти кинопробы будут отличаться от будущего фильма так же, как этюд отличается от картины. Больше того, год назад я совершенно всерьез сказал Инне: «Давай снимем фильм о Жанне д’Арк. Играть будешь ты». «Как?!» — «Очень просто. Ты играешь, а потом твое изображение я подвергаю компьютерной обработке, сглаживаю морщинки и т.д.»
***
Кстати, а вы замечали, что это редкий случай в советских фильмах, когда вступительные титры идут уже после окончания фильма?
***
Фильм снимался в окрестностях города Мурома, называя его Речинском. То и дело на заднем плане мелькают знакомые старые церкви. Именно в Муроме Паша ходила на танцы, гуляла по улицам.
В съёмках массовки участвовали местные жители (например, один из них даёт велосипед Кононову).
***
Забавно, что у простой швеи дома есть телевизор, магнитофон, шампанское и дичь. Еще и Аркашу успевает одевать и кормить. Да, по советским меркам главная героиня живёт небедно. Всё-таки это красивая, но сказка, на манер "Золушки", только вместо крёстной феи — режиссёр.
Аркадий: Паш, давай торшер купим?
Паша: Давай.
Аркадий: И шубу.
Паша: Да у меня ж есть уже.
Аркадий: Еще будет.
Паша: Сокол ты мой!
Паша и Аркадий поют (без слов) песню под названием «Come prima» (слова Марио Пандзери, музыка Винченцо Дипаола и Сандро Таккани).
***
Кривляющийся "тик-токер" — Михаил Кононов. Получается, что у него в этом фильме две роли.
***
Заглавная музыкальная тема — это никакая не "Цыганочка", а композиция «Man of Mystery» британской группы The Shadows (1960) в аранжировке ВИА «Поющие гитары» (1969).
В сцене окончания последнего съёмочного дня звучит часть песни "Tosca" в исполнении Доменико Модуньо.
***
Удивительно лёгкий, чистый, душевный и великий фильм, не смотря на историю ухода Аркаши из семьи. На фоне современных мелодрам смотрится на одном дыхании. И комедия и трагедия. И смех, и слезы, и любовь.