Содержание страницы
Отношения царя Петра I со старшим сыном были крайне сложными, что, вероятно, и стало одной из причин трагического финала царевича Алексея. Он не оправдал надежд отца в качестве наследника, однако Пётр не оставлял надежды получить достойных потомков — и если не детей, то хотя бы внуков.
Однако с выбранном отцом супругой Алексей Петрович не слишком ладил. Сердце его тянулось к совершенно другой женщине — крепостной Ефросинье Фёдоровой. Некоторые историки предполагают, что именно эта особа сыграла в судьбе царевича роковую роль. Что же известно о загадочной Ефросинье? И разделила ли она трагическую участь своего любовника?
Несчастливый брак
В 1711 году по приказу Петра I царевич Алексей женился на принцессе Шарлотте Кристине Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Но если царь с самого начала относился к невестке весьма любезно и снисходительно, то его сын, напротив, всячески противился браку.
Дело в том, что Шарлотте Кристине решено было остаться в своей лютеранской вере, чего прежде иноземным невестам не позволялось. Она и сама не выказывала к супругу пламенных чувств, а ссоры в молодой семье начались буквально с первого дня брака.
Отношения у супруги царевича с его родственниками складывались не самым лучшим образом. Кроме того, при дворе даже поговаривали, будто принцессу планируют отправить в монастырь, если она не родит ребёнка. Однако в 1714 году у неё родилась дочь, великая княжна Наталья.
К моменту появления первенца Алексея Петровича рядом с супругой не было. Причина была, на его взгляд, “уважительной” — он веселился в кабаках Карлсбада. По возвращении царевич приехал не один — вместе с ним была и та самая Ефросинья, о которой пойдёт речь.
Ефросинья — новая “жена” Алексея
Происхождение этой женщины, равно как и дата её рождения, остаются тайной для исследователей. Согласно одним данным, Ефросинья была пленной крещёной чухонкой (финкой).
Более распространённая версия гласит о том, что Ефросинья принадлежала к крепостным Никифора Вяземского, учителя царевича. Когда Алексей Петрович увидел девицу, тут же потребовал уступить её ему, что Вяземский, конечно же, сделал.
Дипломат и сподвижник Петра, граф Толстой, так писал об отношения царевича и крепостной:
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
- Наш сайт: worldofhistory.ru
- Канал на Youtube — World of History [Мир истории]