В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

0 11

29 августа 1943 г. в 4-20 на датских кораблях получили секретный приказ интернироваться в нейтральной Швеции, а в случае невозможности затопить корабли, чтобы они не достались в руки немцев, начавших операцию по разоружению вооруженных сил Дании. Около шести утра «Нильс Юэль» вышел из Холбека и взял курс на Швецию. Но вскоре одинокий броненосец к югу от Хундестеда обнаружили немецкие летчики, и за полчаса — с 8-55 до 9-35 — несколько раз смогли атаковать его. Хотя прямых попаданий не последовало, несколько близких разрывов нанесли тяжелые повреждения. Тогда командир принял решение выброситься на берег. В 10-48 на прочно севшем «Нильсе Юэле» открыли кингстоны, а экипаж заложил подрывные патроны под машины и котлы. Замки к орудиям полетели за борт, и все что можно было быстро уничтожить, было выведено из строя. Потери во время налетов заключались всего в одном убитом, но уже на следующий день весь экипаж в полном составе попал в немецкий плен…

Так закончилась карьера под датским флагом самого последнего датского броненосца, эволюционный путь к которому был долгим и извилистым. Да и само появление этого ни на что не похожего корабля в 1920-х гг. вызвало недоумение большинства военно-морских специалистов…

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец Herluf Trolle. 1913 год

Известный русский альманах «Военные флоты и морская справочная книжка» в 1901 г. отмечал, что датчане «сумели почти из ничего создать себе соответствующий флот… Их мобилизация и подвижная защита могут служить образцом всем морским державам. У них, конечно, нет броненосных эскадр, но зато суда береговой обороны, из которых некоторые существуют уже очень долго,… хорошо вооружены и укомплектованы отличными командами, а их артиллерия находится в образцовом порядке. Почти все офицеры настоящие лоцманы своих вод. При этом морской бюджет государства сравнительно невелик». Такую высокую характеристику, данную датским военно-морским силам, отчасти можно объяснить существовавшими традициями, для формирования которых ведущую роль сыграло уникальное военно-стратегическое положение Дании, сложившееся к концу XIX века. В отличие от своих скандинавских соседей, она обладала обширными колониальными владениями: от Гренландии и Исландии на севере до Виргинских островов в Карибском море, для защиты которых флот был просто жизненно необходим. Понимая это, датчане упорно и целенаправленно пытались найти свой тип броненосца, годного для защиты как колоний, так и метрополии. Получив в итоге своего предыдущего разброда и шатания проект вполне сбалансированного броненосца «Ивер Витфельд», датские адмиралы были настроены на копирование его в количествах, достаточных для удовлетворения своих тактических и стратегических претензий. А они были явно не маленькие!

Еще в 1887 г. необходимость в кораблях нового типа была оценена ни много ни мало в две эскадры, по четыре единицы в каждой. Однако парламент, не находя средств для столь масштабного судостроения, отклонил как первый, самый амбициозный проект в 1889-м, так и последующие урезанные проекты в 1890-м и 1891-м годах.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец Skjold на полном ходу

Для ведения прежней агрессивной военно-морской политики уже не было ни возможностей, ни средств. Парламентарии ясно дали понять, что в условиях изменившегося геополитического равновесия задача датского флота — обеспечить безопасность своей метрополии. Так, придя к взаимопониманию в 1892 г., ссылаясь на прогресс в развитии военно-морской техники, морякам удалось провести проект небольшого броненосца «Шильд», близкого по характеристикам к зарубежным броненосным канонерским лодкам. Он и стал первым за десять лет после «Ивера Витфельда» датским броненосцем.

По новой доктрине задача броненосцев заключалась в обеспечении главным калибром свободы действия своих миноносцев в многочисленных мелких датских фарватерах. Впрочем, подобная доктрина не была ни новой, ни оригинальной, ее придерживались практически все скандинавские страны, что сделало в итоге броненосцы этих стран чем-то похожими друг на друга. В военно-морской литературе зачастую утверждается, что датчане проектировали свои броненосцы на основе шведских кораблей этого класса, но это не совсем так. Разумеется, они с интересом наблюдали за шведским опытом, но сходные задачи способствуют появлению сходных кораблей. И датский путь к ним был путем собственных проб и набивания собственных шишек.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец Skjold у пирса

Новый броненосец должен был стать самым «инновационным» датским кораблем того времени. Все подчеркивало его необычность, вплоть до внешнего вида. Очень приземистый, с низким надводным бортом, он имел в носу круглую в плане башню с орудием главного калибра. В корме же стояли целых три башни, в каждой по одному орудию среднего калибра. Стальной корпус броненосца подразделялся на множество водонепроницаемых отсеков, а под машинами и котлами шло второе дно.

Весьма неплохо датчане продумали и броневую защиту. Впервые на датских кораблях применялась гарвеизированная броня, что позволило серьезно увеличить неуязвимость корабля. Его защита состояла из броневого пояса по ватерлинии толщиной в 225 мм, уменьшавшейся на оконечностях до 180 мм. Башня главного калибра бронировалась 250-мм плитами, а средней артиллерии — 110-мм. Чуть меньшую толщину — 100 мм — имела боевая рубка, и, наконец, броневая палуба набиралась из листов общей толщиной 50 мм.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Для запитки паром машин тройного расширения впервые применили водотрубные котлы, которые запускались гораздо быстрее традиционных огнетрубных. Кроме того, корабль имел небывало высокую насыщенность электрооборудованием, включая электропривод для поворота башен.

Главный калибр корабля составило одиночное 240-мм орудие. Но, в отличие от более мощного залпа на «Ивере Витфельде», это орудие впервые спроектировали под медленногорящий порох, в результате оно отличалось увеличенной длиной ствола. Поэтому новый броненосец мог вести огонь на дальность до 9800 м со скорострельностью выстрел в две минуты. Проигрывая своему предшественнику в бортовом залпе, он явно превосходил его по массе выпускаемого в минуту металла. Вооружение дополняли три 120-мм скорострелки, установленные в кормовой части корабля. Их скорострельность составляла пять выстр./ мин, а дальность — 7300 м, что в случае боя с «Ивером Витвельдом» не оставляло последнему никаких шансов. И все это удалось вписать в довольно дешевый корабль водоизмещением чуть более 2000 т, с осадкой всего 4 м, сделав его весьма ценной единицей при обороне своих берегов!

Броненосец весьма символично получил наименование «Шильд» в честь короля, легендарного основателя первой династии датских королей. С одной стороны, это подчеркивало исключительность новой единицы, где королевские названия имели лишь корабли первой линии, а с другой стороны — «Шильд» действительно послужил отправной точкой для нового поколения датских броненосцев.

Но, кроме довольно низкой стоимости постройки, новая единица имела еще и весьма положительное качество в виде довольно экономичного содержания. Так, по отчету морского министерства, в 1905 г. самый дешевый в содержании был устаревший броненосец «Горм» с его 13,5 тыс. крон в год, за ним шел «Шильд» с 14,6 тыс. крон. Для сравнения: годовое содержание крейсера «Фейен» обходилось ни много ни мало в 31 тысячу! Все это способствовало тому, что корабль эксплуатировался очень и очень интенсивно и, к чести строителей, без серьезных аварий и поломок.

До 1909 г. корабль принимал участие во всех летних практических плаваниях, а начиная с этого года — еще и в зимних. С началом мировой войны «Шильд» стал активно привлекаться к службе по соблюдению датского нейтралитета. Лишь в декабре 1918 г., по окончании войны, окончательно устаревший к этому времени броненосец вывели в резерв. Впрочем, и после этого датчане пытались придумать эффективный способ использования его еще крепкого корпуса. В частности, в 1920-х гг. предполагалось сделать его частью береговой обороны в проливе Грензунд. Однако все планы так и оказались нереализованными, и 21 мая 1921 г. потерявший всякую боевую ценность корабль продали на слом.

Лишь после строительства «Шильда» датским парламентариям стало ясно, что датский флот практически полностью устарел и нуждается в срочных мерах по его модернизации. Поэтому уже в 1898 г. страна приступила к постройке стандартизированных броненосцев типа «Херлуф Тролле».

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец Herluf Trolle

Взяв за основу тот же «Шильд», судостроители увеличили его размеры, чтобы вписать еще одну башню главного калибра в корме и усилить среднюю артиллерию, оставив при этом практически неизменным высоту надводного борта и осадку. Для улучшения мореходности корабль снабдили полубаком.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец «Herluf Trolle»

Поскольку броненосцы типа «Херлуф Тролле» строились непрерывно на протяжении почти десятилетия, в их конструкцию постоянно вносились большие и малые изменения, диктуемые прогрессом военно-морских вооружений. Поэтому назвать их однотипными можно было лишь с известной долей условности, хотя и силуэты кораблей получились столь похожими, что для их различия пришлось вводить специальные марки на трубах.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Herluf Trolle на стапеле

В отличие от «Шильда», все четыре броненосца получили наименования в честь наиболее выдающихся датских моряков: Херлуф Тролле, Олферт Фишер, Педер Скрам и Нильс Юэль. Все они, за исключением Олферта Фишера, дослужились до адмиральских званий. В отличие от «Шильда», числившегося первый период своей службы как «броненосная батарея», все они первоначально классифицировались как «броненосцы», но с 1911 г. все четыре единицы стали «броненосными кораблямибереговой обороны». В 1912 г. слово «броненосный» из классификации удалили, и они превратились просто в «корабли береговой обороны», а в 1922 г. вообще стали «боевыми кораблями». Наконец, с 1932 г. все выжившие к этому времени броненосцы начали называть «артиллерийскими кораблями».

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Хотя номинально на «Херлуф Тролле» устанавливались орудия той же системы, что и на «Шильде», прогресс в артиллерии за эти три года привел к тому, что дальность орудия главного калибра достигла 11500 м, а скорострельность возросла до 1,3 выстр./мин. Аналогично увеличились характеристики и 150-мм орудий, дальность которых теперь составляла 10300 м, а скорострельность 6,5 выстр./мин. Однако новый броненосец представлял собой и шаг назад, поскольку от башенного расположения средней артиллерии на нем вернулись к казематному, с целью уменьшения веса. И надо сказать, эта вынужденная мера привела к тому, что скорострелки можно было использовать лишь в безветренную погоду, поскольку низкий надводный борт не давал ей никакой защиты даже при минимальном волнении.

На следующем броненосце, «Ольферте Фишере», располагались орудия еще более мощной системы с увеличенной длиной ствола. В результате дальность стрельбы 240-мм калибром достигла 13700 м, а скорострельность 1,8 выстр./мин. Аналогично для 150-мм калибра дальность стала 10400 м, а скорострельность — до 7 выстр./мин. Начиная с него, на датских кораблях стали применять крупповскую броню. И, наконец, поскольку «Ольферт Фишер» изначально проектировался в качестве флагманского корабля, его оборудовали дополнительными помещениями, необходимыми для расположения адмирала и его штаба.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Спуск на воду броненосца Olfert Fischer

Третий броненосец, «Педер Скрам», снова внешне получился похожим на два своих близнеца, но с точки зрения конструкции он представлял собой дальнейший шаг вперед. Самым существенным отличием стало еще более мощная артиллерия. Главный калибр теперь мог вести огонь на дальности до 15200 м с темпом 3 выстр./мин.

Не успел «Педер Скрам» сойти на воду, как была сформирована специальная техническая комиссия для выработки предложений по поводу четвертого корабля этого типа. Учитывая общую тенденцию увеличения силы залпа, в своем докладе в Министерстве в 1912 г. комиссия рекомендовала строить увеличенную версию «Педера Скрама» с двумя 240-мм двухорудийными башнями. А поскольку резко увеличились и возможности носителей торпедного оружия, было рекомендовано средний калибр составить из восьми 105-мм орудий. Как на новейших броненосцах и дредноутах, на «Нильсе Юэле» планировалось применить смешанное угольно-нефтяное отопление.

Однако в ходе обсуждения в Министерстве, учитывая мировые тенденции увеличения калибра главной артиллерии, постановили перейти на 305-мм калибр, который уже в июне 1914 г. заказали у фирмы Круппа. А в сентябре того же года заложили и сам корабль…

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Броненосец «Olfert Fischer»

В предвоенное время три построенных броненосца весьма интенсивно использовались флотом и принимали участие практически во всех традиционных летних маневрах. Как самый мощный и современный датский броненосец, «Педер Скрам», в отличие от своих близнецов, сумел при этом отметиться и на международном уровне. В 1912 г. он принял участие в визите короля Фредерика в Травемюнде.

Не успел еще в Сараево рассеяться пороховой дым от выстрелов Гаврилы Принципа, как 31 июля 1914 г. датский флот под командованием вице-адмирала О. Кофод-Хансена приводится в состояние полной боевой готовности для организации службы по охране нейтралитета. Дело упрощало то обстоятельство, что все броненосцы уже были укомплектованы для ежегодных летних маневров.

В основном датские силы сосредоточились в трех пунктах —трех основных путях, соединяющих Балтийское и Северное моря. Первая группировка, названная Первой эскадрой, расположилась в проливе Эресунн, отделявшем Швецию от Дании. Из-за этого при его обороне можно было полагаться на поддержку куда более сильного и также нейтрального шведского флота. Вторая группировка, названная Второй эскадрой, располагалась в проливе Большой Бельт, и третья — Малый Бельт. Разумеется, наиболее приоритетной для датчан стала оборона Эресунна и Большого Бельта, в котором на постоянном дежурстве находились как минимум по одному броненосцу. В случае повышения напряженности к ним могло присоединиться и по второй единице этого класса, в более спокойной обстановке находившихся на текущем техническом обслуживании и ремонте. Если три больших броненосца чередовали между собой дежурства то в Первой, то во Второй эскадре, то «Шильд» из-за своих более скоромных боевых характеристик находился лишь во Второй. А вот Малый Бельт имел значение лишь для мелких судов, поэтому его оборона базировалась лишь на миноносцах и устаревших кораблях.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Первый серьезный инцидент со своим южным соседом состоялся уже 5 августа. В этот день в Большом Бельте был обнаружен германский минный заградитель. После воспрепятствования выполнения им боевой задачи, немцы в категорической форме потребовали от датчан минирование пролива своими силами. В тот же день датское правительство выступило с декларацией о закрытии проливов. Интересно отметить, что все эти действия носили явно прогерманскую ориентацию. Для сообщения между театрами Германия могла использовать Кильский канал, а вот сообщение Великобритании и Франции с Россией через проливы оказалось прекращенным. И всякое силовое решение этого вопроса могло лишь привести к тому, что Дания станет более активно поддерживать Центральные державы. Из-за этого ряд военно-морских историков назвали политику Дании в мировой войне «политикой лежащего полицейского».

Всего за годы войны датский нейтралитет нарушался 164 раза, самым серьезным стал случай гибели одного из датских кораблей на немецкой мине. Но, в отличие от воевавших стран, прекративших боевые действия после подписания перемирия, броненосец «Херлуф Тролле» и крейсер «Геймдал» продолжили свое дежурство, так как датчане небезосновательно всерьез опасались новой войны прямо в конце 1918 г.

Кстати, в этом же 1918 году наконец завершилась эпопея периода стапельного строительства «Нильса Юэля», после чего министерство стало на полном серьезе рассматривать вариант переделки его в паром, понтон или же просто сдать на слом…

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Объяснение для столь парадоксального решения объяснялось весьма прозаическими причинами. Еще во время войны готовые 305-мм орудия германская армия изъяла для своих нужд. После частичной переделки они расположились на железнодорожных транспортерах. А по окончании войны союзники не разрешили Круппу выполнить датский контракт, несмотря на уже предоставленный ему аванс! (по Версальскому договору максимальный разрешенный калибр для Германии составлял 280-мм). Подобные проблемы возникли и со средней артиллерией. Уже в 1917 г. министерство приняло решение заменить 105-мм калибр на американский 120-мм, но и с его поставками, как и с заказом брони, возникли проблемы после вступления США в мировую войну. В результате вскоре после спуска на воду, из-за отсутствия какой бы то ни было подходящей артиллерии, все работы на корабле заморозили. Вопрос с достройкой сдвинулся с мертвой точки лишь после приобретения двенадцати 150-мм орудий у шведской фирмы Бофорс, с установками и щитами к ним (десять для установки на корабль и два про запас). К этому времени в датском морском генеральном штабе сложилось мнение, что средняя артиллерия как раз наиболее необходима новейшему кораблю. Так что «Нильс Юэль» достраивался вплоть до 1922 г. Более легкое вооружение дало возможность поднять высоту борта на один уровень, что существенно повысило мореходность. Водоизмещение в ходе всех переделок снизилось с проектных 4100 до 3800 т, в результате датчане получили «непонятную зверюшку» с солидным бронированием, умеренной скоростью и вооружением легкого крейсера.

В мае 1923 г. многострадальный «Нильс Юэль» вошел в строй. Но кроме традиционных функций, которые выполняли другие броненосцы, он часто использовался в роли королевской яхты, во время визитов в Финляндию, Фарерские острова и Исландию. А в 1931 г. с курсантами на борту датский корабль дошел аж до Одессы.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

«Niels Juel» ведет огонь из всех орудий. 1918 г.

Хотя по окончании Первой мировой войны все броненосцы по-прежнему поддерживались в отличном техническом состоянии, возраст брал свое. В начале 1930-х гг., когда военным стало ясно, что выделение средств на новые крупные корабли маловероятно, было решено провести реорганизацию своих броненосцев. «Херлуф Тролле» и «Ольферт Фишер» как наиболее изношенные единицы вывели в резерв. Что касается «Нильса Юэля», то в 1935-36 гг. он прошел довольно серьезную модернизацию, в ходе которой его перевели на нефтяное отопление, установили новую систему управления огнем и новейшую зенитную артиллерию.

В 1930 г. «Херлуф Тролле» вывели в резерв. После разукомплектования его материальной части, в 1932 г. корпус корабля продали частным лицам, отбуксировавшим его в Холмен. Впрочем, это не способствовало его дальнейшей карьере, и в 1934 г. старый корабль пошел «на иголки». Но что касается артиллерии корабля, то она его надолго пережила и приняла участие в еще одной мировой войне. В преддверии новой европейской бойни датчане посчитали целесообразным изъять орудия с арсеналов и установить их на батарее форта Кенгелунд, где их в 1943 г. захватили немцы. Они кардинальным образом переделали систему обороны страны, в результате чего орудия оказались на батарее Грибен, где они и простояли до 1947-48 гг., когда отправились на слом.

В отличие от своего близнеца, Первая мировая война для «Ольферда Фишера» закончилась гораздо позднее. Вплоть до 1920 г. корабль наблюдал за режимом репатриации бывших военнопленных, шедших транзитом через Данию, а позднее, когда в результате референдума часть территории Шлезвиг-Гольштейна отошла к Дании, «Ольферд Фишер» поддерживал новый порядок дулами своих орудий. Корабль пережил своего близнеца на несколько лет. В 1933 г. его выводят в резерв. После разукомплектования броненосец начали готовить к продаже на слом, но судьбе было уготовано распорядиться по-другому. Старым корпусом вновь заинтересовалось командование флотом, решившее использовать еще вполне крепкий корпус в качестве мишени. Оставшиеся котлы и машины могли давать ход до 9 узлов, так что пилоты датской авиации смогли поупражняться в бомбометании по подвижной цели. В основном все учения проводились в заливе Факс. С самолетов сбрасывали 12-кг практические бомбы, от которых корабль пытался уклониться. Итогом всех этих учений стало то, что из 386 сброшенных бомб 12 все-таки попали в цель. Лишь после всех этих экспериментов старый корабль отправился на слом.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

«Niels Juel» с визитом в Хельсинки. 1920-е годы

В отличие от близнецов, «Педер Скрам» эксплуатировался не столь интенсивно, очевидно, командование хотело сберечь его ресурс. Поэтому, когда в 1939 году было решено провести его полное техническое освидетельствование, 30-летний корабль без труда развил мощность 6000 л.с. и скорость 15,9 узлов — как во время своих ходовых испытаний! Поэтому во Вторую мировую войну Дания вступила со своим единственным настоящим броненосцем береговой обороны.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

В апреле 1940 г. при захвате Дании Германией оба броненосца находились в Холмене с сокращенным экипажем, еще не начав кампанию после зимовки. Хотя датские историки отмечают, что пара пушек и открыла огонь по приближающимся германским кораблям, но, судя по отсутствию потерь у обеих сторон, этот огонь не был ни точным, ни долгим. Во время оккупации оба корабля сохранили на своем борту датские экипажи и могли свободно перемещаться по внутренним водам.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

«Niels Juel» под огнем германской авиации. 29 августа 1943 г.

29 августа 1943 г. Германия начала операцию по окончательному разоружению датской армии и флота. Но если с сухопутной армией прошло все более-менее гладко, флот оказался начеку. «Педер Скрам» и «Нильс Юэль» в числе прочих датских кораблей сделали попытку прорваться в нейтральную Швецию. Но уже спустя полчаса после начала операции на «Педер Скраме» поняли невозможность выполнения задуманного. В результате около пяти утра броненосец в Холмене был затоплен собственным экипажем. Кстати, фотографии «Педера Скрама» с рухнувшей на него мачтой крана стали, вероятно, наиболее известными свидетельствами трагедии датского флота. В отличие от своего собрата, на «Нильс Юэле» смогли дать ход, но в Исе-фьорде корабль подвергся налету германской авиации и на полном ходе выбросился на берег у Нюкебинга.

В 1943 г. представители Кригсмарине обследовали оба полузатопленных корабля, и, хотя морская вода довольно быстро привела в негодность котлы и машины, немцы приняли решение осуществить подъем.

В королевстве датском. Броненосцы нового поколения

Орудия «Niels Juel» в системе береговой обороны

«Педер Скрам» в ходе работ переоборудовали в учебный артиллерийский корабль «Адлер». Все надстройки и вооружение демонтировали, а в середине соорудили новую разветвленную конструкцию. Водоизмещение корабля при этом практически не изменилось, а вооружение стало состоять из шести 105-мм, четырех 40-мм и четырех счетверенных 20-мм зениток. В отличие от аналогичных переделок на базе голландских и норвежских кораблей, «Адлер» не получил РЛС, что, вероятно, и подчеркивалось его «учебным» статусом. Но карьера под новым флагом была недолгая — уже 1 апреля 1945 г. во Фридрихсерте его потопила союзническая авиация. Повторное пребывание корабля под водой способствовало тому, что в 1949 году его подняли лишь затем, чтобы сдать на слом в Оденсе. Интересно отметить, что бронированная рубка при этом нашла весьма нетривиальное применение — ее использовали на опытной станции Рисо, где проводили эксперименты с радиоактивными материалами.

Бывший «Нильс Юэль» в 1944 г. также вошел в состав германского флота как учебный корабль «Норд-ланд» с вооружением из трех 105-мм, двух спаренных 37-мм, одной счетверенной и двух одноствольных 20-мм зениток. Кроме собственного экипажа в количестве 200 человек, корабль мог принять на борт около 400 курсантов. Как и его бывший датский собрат, «Нордланд» серьезно пострадал 1 апреля при налете на Киль, но, в отличие от своего коллеги, остался на плаву. Поэтому подранка отбуксировали в соседний Экернферде, где он затонул 3 мая 1945 г. Причем до сих пор не понятны причины — старые раны или усилия собственного экипажа. Но, так или иначе, останки последнего датского броненосца до сих пор покоятся на глубине около тридцати метров в точке с координатами 59º29’ СШ и 9º58’ ВД. Хотя в 1952 г. отдельные элементы конструкций были подняты, но лишь для того, чтобы сдать их на слом и сделать район безопасным для судоходства.

Поскольку в ходе работ «Нордланд» получил новую 105-мм артиллерию, восемь старых наименее пострадавших от затопления 150-мм орудий передали на нужды береговой обороны. Четыре из них расположились в батарее Фаарупклинт, к югу от Леккена, а еще четыре — в Фредериксхавене. Кстати, три из них уцелели до настоящего времени, и их можно увидеть в музейной экспозиции форта Бангсбо.

Статья была опубликована в декабрьскомномере журнала «Наука и техника» за 2014 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy