Скажу честно. Нас пугали перед тем, как мы отправились в путешествие по Косово. Пугали подписчики в комментариях, особенно сильно пугали сербы в Белграде, куда приехали за несколько дней до того, как отправились дальше в косовскую Приштину:
— Будьте аккуратны, русских в Косово не любят. Не могут простить, что вы вписались за сербов в 99-м и захватили тогда аэропорт.
Учитывая взаимный антагонизм сербом и косовских албанцев, в какой-то мере мы допускали возможные негативные реакции на наши российские номера на машинах и паспорта в отеле.
Но … опасения оказались завышенными, никакой заметной агрессии в Косово в наш адрес не поступало, машину не трогали и не уделяли ей повышенного внимания. Хотя, конечно, удивлялись путешественникам из России в их краю.
Поняв, что нет смысла опасаться говорить, что мы из России, мы стали интересоваться у местных в Приштине и Презрене, что они думают о России и как к ней относятся.
Интересный разговор завязался у нас с пожилыми мужчинами, сидящими с сигаретами и кофе в одной из уличных кофеен.
Все они свободно говорили по-сербски, который сильно похож на русский, поэтому особых проблем с языком у нас не возникло. Дело происходило в Презрене, где отсутствует сербское население и основную массу жителей составляют косовские албанцы.
— Россия — сильная страна. И президент у вас сильный, не отступает перед американцами во всех этих геополитических спорах. Это вызывает уважение, хоть вы и поддерживаете «сербский режим» (он так и сказал, режим). Сербы у нас много дел здесь натворили, и вы их тогда тоже поддерживали, хоть русскими управлял тогда седой дед, не помню уже как его (имеет в виду Ельцина).
Поэтому, хоть вы и сильные, Россию я не люблю. Вот если бы не вмешивались в наши дела, не помогали Милошевичу (он видит роль российских миротворцев в косовской войне как помощь Милошевичу), тогда бы я относился к русским со всем уважением. А так — нет, не люблю.
Так высказался один из них. Два других были менее словоохотливы, но более категоричны. Если коротко, то « … Россия — нам не друг, хоть и не враг. Потому что Россия лучший друг у сербов, которые нам — враги…»
Многим, кстати, на Россию глубоко все равно.
— Россия? А что Россия? Как у вас сейчас дела? Как людям живётся, — поинтересовалась в ответ на мой вопрос бабушка, торгующая овощами на тротуаре в косовской столице.