Иван Лукич не волновался. До обеда принять экзамен — а дальше на мотоцикл и на рыбалку. Экзамен по истории в девятом классе. Все сдадут.
Учитель истории прекрасно знал, что сдадут все, так как не первый год принимает экзамен. В его голове уже были другие мысли — июнь, тепло, озеро, рыба. Много рыбы.
Экзамен проходил как обычно — как в 1976 году, как в 1987 году, как в прошлом 1998 году. Все, кто хорошо учился, запросто рассказывали выпавший вопрос. Те, кто учился похуже — с трудом, но могли кое-что рассказать на заданную тему.
Еще полчаса и последний ученик отсдается. Иван Лукич уже представлял, как он закидывает удочку, как смахивает прилипшего паута, как слушает пение кукушки, как наблюдает за трепыханиями поплавка.
— Ну, давай, Иван Жеглов. Твой выход, — сказал Иван Лукич.
Ванька Жеглов — обычный троечник, который учился на два. Но учителя ставили ему по доброте душевной тройку, так как семья у Ваньки большая, мать одна тянет пятерых детей и мужа-тракториста, которому в совхозе не платили зарплату уже второй год.
— Чего там у тебя, Иван?
Ванька протянул билет и вздохнул.
— Так, значит, реформы Петра Первого. Хороший вопрос. Даже отличный. Готов?
— Готов, — сказал Ванька и снова вздохнул.
В кабинете повисла тишина. Между стекол билась муха. У Ивана Лукича перед глазами висела пойманная щука.
— Продолжай, — сказал Иван Лукич.
Два учителя из комиссии засмеялись.
— Ваня, начинай давай, — подтолкнула ученика завуч.
Ванька снова вздохнул, но начал отвечать.
— Петр Первый был. При нем было хорошо. Так. Он научил крестьян курить, выращивать картошку и брить бороды.
— Хорошо, — кивнул Иван Лукич. — Продолжай также уверенно.
Ванька замолчал.
Опять повисла тишина.
— Вспомнил! — обрадовался Ванька. — Он город Санкт-Петербург основал.
— А в каком году? — спросила завуч.
— В одна тысяча пятьсот двадцать четвертом, — сказал наугад Ванька.
— Хорошо, — неожиданно согласился учитель истории. — А может быть еще подумаешь?
— В одна тысяча шестьсот девяносто втором, — предложил еще один вариант Ванька.
— Уже близко. Расскажи лучше про военную реформу.
— Военная? Ну, была реформа. Он ее сделал, чтобы стало лучше всем.
— А стало лучше?
— Конечно. Он же умный был. Всех победил.
— Это понятно. Что ты можешь рассказать про создание коллегий?
— Коллегий? Петр создал коллегии. Правильно?
— Правильно. А можно поподробнее.
— А чего там подробнее? Он решил, что так будет лучше. Создал эти самые коллегии. Может хватит уже на тройку?
— А зачем тебе тройка, может мы тебе четыре поставить хотим, — пошутил Иван Лукич.
— Да не, — отмахнулся Ванька. — Я же чувствую, что хорошо отвечаю, но недостаточно, чтобы мне можно было четыре поставить.
— Не торопись. У тебя еще один вопрос в билете. Что там? Отмена крепостного права.
— Ну, это я легко, — улыбнулся Ванька. — Крестьяне, значит, были крепостные, а царь сделал их свободными.
— Всех?
— Всех. Можно идти?
— Погодь, — остановил его Иван Лукич. Щука ушла в глубину, чтобы дождаться, когда Иван Лукич примет экзамен у Ваньки. — Какой царь? В каком году?
Ванька задумался.
— Царь Николай.
— Нет.
— Тогда Александр.
— Правильно. А по отчеству?
— Петрович.
— Ваня, давай гадать не будем, — строго сказала завуч. — В каком году состоялась отмена крепостного права?
— В одна тысяча восемьсот …, — сказал Ванька и посмотрел на учителя истории.
— Шестьдесят, — подсказал Иван Лукич.
— Первом.
— Верно! — обрадовался Иван Лукич. — Вижу, что готов. Ладно, иди давай. Сейчас мы посовещаемся и объявим вам оценки.
Ванька захлопнул дверь.
После десятиминутного совещания были распределены пятерки, четверки и тройки.
— А я бы не стала ставить Ване тройку, — неожиданно поставила проблему завуч. — Это же детский лепет.
Щука пошла в глубину. За щукой собрались идти окуни.
— Да давайте порадуем парня! — улыбнулся Иван Лукич. — Видно же, что читал. Может быть даже учил. Неужели он у вас на русском языке делает меньше десяти ошибок в тексте.
Завуч покраснела.
— Мне не понравился его ответ. Но уж если вы ручаетесь за него, как учитель истории, то пусть будет тройка.
Уже через пару минут школьники радовались оценкам, а Иван Лукич собирал свой портфель, чтобы побыстрее добежать до дома, перекусить, взять снасти и рвануть, наконец, на заветный омуток, где его уже с утра ждали щуки, окуни, чебаки и даже один налим.
***
А через каких-то двадцать лет некто Иван Петрович Жеглов смачно писал гневный комментарий какому-то "школьнику" в Интернете, называя оппонента "поколением ЕГЭ", которое не отличает Сталина от Джугашвили.
(из воспоминаний кота Йоши Бржинского).