Узнал про один педагогический эффект, который многое объясняет. Короче суть в том, что с помощью одного эксперимента наглядно демонстрируется, что люди скорее смотрят, чем слушают.
Человек говорит:
— Смотрим на меня и слушаем. Поднимаем руку и вытягиваем указательный палец вверх!
При этом человек сам поднимает руку и вытягивает палец вверх. Но не указательный, а большой.
Публика внимательно смотрит и вытягивает большой палец вверх.
— Что и требовалось доказать. Вы меня не слушали, вы на меня смотрели!
Короче, провел я данный эксперимент с со своими детьми.
— Смотрим на меня и слушаем! — дал я две установки, как бы предложив самим им выбрать, что для них привычнее и важнее — смотреть или слушать.
— Поднимаем руку и вытягиваем указательный палец вверх.
Сам усиленно тяну большой.
Они вытянули указательный пальцы.
Получилось как в анекдоте:
Эксперимент не получился, но выводы сделать можно.
Получается, что они у меня больше натренированы слушать, нежели смотреть за моими действиями и повторять за мной.
Хорошо это или плохо? Не знаю. Если рассуждать логически, то получается, что я им не пример, а источник информации. От этого и нужно плясать в методах воспитания.
А как вы считаете — что лучше: повторять за родителем или слушать родителя? Возможно ли сочетание?
Попробуйте повторить эксперимент. Что у вас получилось?