Почему за одинаковые ошибки один ученик получает одну оценку, а другой ученик совершенно иную

0 18

Почему за одинаковые ошибки один ученик получает одну оценку, а другой ученик совершенно иную

Стандартная ситуация на уроке:

— Товарищ учитель! А почему у меня тройка, а у моего товарища Миньки, который, между прочим, списывал у меня, стоит оценка четыре?

— А я сейчас объясню, — говорит учитель и просит тетради Миньки и Лельки себе на стол.

Сверяется, начинает пыхтеть, так как видит, что ошибки совершенно одинаковые.

— А потому, а потому, а потому что гладиолус! Вот почему. И по кочану, сразу.

Бывает такое? Бывает.

Это как фигурное катание. Это как прыжки в воду. Это как художественная гимнастика.

— А мне показалось, что вон та девчушечка выполнила элементы более правильно и красиво. Она получит больше баллов.

— Да ну! А мне показалось, что вон та.

Это в точных науках, типа, алгебра, геометрия, физика всё понятно. Есть решение, а ответ сошелся с правильным — значит, правильно. Это как в спорте — да хоть на корячках ты пробежал задом наперед, лишь бы быстрее всех.

В тестировании тоже всё точно — есть точное количество правильных и неправильных ответов и система перевода ответов в баллы.

А там, где возможны вариации, сложно сходу сказать, кто сделал лучше — Лелька или Минька.

Вот, к примеру, ситуация, которая может возникнуть при проверке тетрадей.

Проверяет учитель выполненное задание.

— Так, тут у Лельки ошибка. Ошибка глупая, так как ее можно было избежать. Ну, а дальше вроде все правильно. Хотя, вот здесь тоже не совсем точно. Могла бы и лучше. Оценка три.

Уже через полчаса, когда учитель доходит до последних тетрадей, он уже рассуждает совсем по-другому:

— Да что это такое! Наверное, с темой не разобрались. Неправильно выполняют. А вот и тетрадь Миньки. Ошибка есть. Хотя, для Миньки это достижение. И остальное он правильно сделал. Поставлю ему четыре. На фоне других эта работа неплохая.

Данное явление присутствует много где. Взять любой "конкурс талантов". Поставят ли первому выступающему высший балл? Вряд ли. Есть большая надежда, что последующие участники выступят лучше, а потому высшая оценка будет припасена для них.

"Выступать первому всегда сложно" — это действительно так. Нужно очень задрать планку, чтобы получить максимальный балл или оценку.

А есть простой выход — оценивать только после просмотра всех.

Вот этот способ я и стараюсь применять. Сначала мне нужно просмотреть все работы (или послушать все выступления). И только потом делать выводы насчет оценок.

Может быть ученики не поняли тему, может быть кто-то действительно переписал у соседа одинаковые ошибки, может быть задания были слишком трудными, может быть текст оказался слишком специфическим. Короче, много факторов.

— А какая мне оценка?

— В конце урока скажу. Может быть ты еще поработаешь. А может быть начнешь бездельничать. Я оценку ставлю за весь урок.

Вот этот субъективизм нужно как-то преодолевать, чтобы не попасть в ситуацию, когда действительно нужно "обосновывать" разные оценки за одинаковые ошибки. И тогда становится очень неудобно.

Но ведь есть же критерии!

Есть, конечно. Но мне кажется, что опытному учителю гораздо виднее "что и как оценивать", так как учитель работает на результат, а не на оценку. Это очень важно. И не в его интересах (и не в интересах детей) ставить высокую оценку за простую работу и низкую оценку за работу по сложной теме.

Субъективное оценивание будет. Оно как бы является частью образовательного процесса с незапамятных времен.

— А тебе, Лелька, я ставлю только четыре.

— А почему?

— Ты хорошая ученица, можешь отвечать на пять. Это будет тебе уроком.

— Но ведь Минька ответил хуже меня, а у него тоже четыре.

— Минька себя переплюнул. Он не только рассказал материал, но и почти ответил на два моих вопроса. Для него это большое достижение. Эта четверка будет для него стимулом.

***

В реальной жизни даже настроение учителя иной раз сильно влияет на оценку.

У всех же в школе была такая ситуация:

— Сегодня у Анфисы Павловны настроение хорошее. Я в коридоре ее видел. Чур я параграф рассказываю.

И на уроке потом: Леха — пять, Димон — пять, Серега — четыре (он троечник), Натаха — пять, Санек — три (он вообще весь урок спал).

Просто у Анфисы Павловны утром домой вернулся пропавший полгода назад кот. А еще муж вечером пришел трезвый. А еще директор пообещала ей поспособствовать в получении районной грамоты.

Короче, поделись улыбкою своей …

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy