Заброшенный магнезитовый рудник. Работал с 1927 по 1997 года и был частью обширной сети шахт, расположенных недалеко друг от друга.
Сейчас большинство зданий заросла дикой ежевикой, а на окраине рудника кто-то живет (и не факт, что легально). На территории рудника можно найти остатки техники, а внутри заброшенных зданий различные артефакты из прошлого. В этом путешествии по заброшенным местам я постараюсь не только рассказать о объекте, но и о причинах, по которым подобные места появляются и остаются в таком состоянии на долгие годы.
Удивительно, что помимо старой, явно нерабочей техники, на отшибе стоит пара относительно новых КАМАЗов в классической, ярко рыжей расцветке. Стёкла у машин целые, шины не спущены, кабины закрыты.
Тут же, стоит пара целых бензогенераторов, техника не просто так стоит без дела — она просто ждёт своего часа. Но к экономической стороне вопроса мы ещё вернемся, а пока продолжим осмотр территории заброшенной шахты в поисках новых, не менее интересных находок.
В этот раз мы пройдёмся лишь по сооружениям на поверхности, так как единственный не засыпанный вход в тоннели засосал нас в ил почти по пояс и его исследование было отложено до более засушливых времен.
Начнём осмотр с складских и подсобных помещений расположенных перед спуском в шахту. Здесь в изобилии встречается электротехническое оборудование, а на полу валяются старые шахтёрские фонари.
Особенно интересен склад фонарей: пронумерованные полки с гнёздами зарядки и индикаторами заряда батареи. Большую часть фонарей уже растащили на сувениры нерадивые индустриальные туристы, но парочка ещё осталась стоять на полках и валяться на полу.
Комната по соседству — раздевалка.
В следующей — душевые. В ящиках все ещё можно увидеть остатки сменной рабочей одежды. Здесь же, находятся респираторы для защиты органов дыхания. Шахту остановили на время, но консервация затянулась и теперь место выглядит определенно заброшенным.
Далее — лебедочная. Аппаратура выглядит рабочей, но без капитального ремонта уже не запустится: провода частично порезаны, да и медная оплётка с электродвигателей уже успела перекочевать в ближайший пункт приёма металлолома.
Далее проследуем в административный корпус шахты, перед входом в который ржавеет «на кирпичах» ещё один служебный автомобиль.
Кабинет начальника шахты обставлен богаче, чем остальные помещения. Рядом с рабочим кабинетом, притаилась небольшая комната отдыха.
Здесь же, на стене, я нахожу ключи от всех помещений шахты. Увы, они уже не нужны — все постройки открыты нараспашку и лишь по воле случая и сильной отдаленности этих мест их не растащили до конца.
В следующей комнате — небольшая коллекция минералов. Не являясь специалистом в области горного дела мне остаётся лишь гадать о том, какие образцы здесь представлены.
Ещё более интересными находками стали несколько кубков в комнате дирекции шахты. Уверен, раньше наград было ещё больше, но самые ценные нашли пристанище более уютное, чем пыльные полки заброшенного административного корпуса.
А вот и бухгалтерия с массивным, старинным сейфом, что стоит здесь с момента открытия шахты. Здесь хранились зарплата и особо важные документы. Деньгами в сейфе уже даже и не пахнет, а вот разнообразная документация в изобилии валяется на полу. Видать кто-то очень нетерпеливый искал внутри что-то ценнее макулатуры.
Интересно, нашёл ли?
Продолжаем осмотр заброшенной шахты в столовой. В обеденном зале уже обваливается крыша, поэтому, не задерживаемся и проходим в ту часть здания которая не норовит оказаться у тебя на голове.
Следующий зал, сохранился на порядок лучше, а рисунки украшающие стены добавляют месту эстетики.
Уютно, жаль, что по всей видимости руки приходилось мыть снаружи, в уличном рукомойнике около входа.
В кухне от оборудования осталась только вытяжка.
Зато осталось чуточку продуктов.
Особенностью горного дела в данном регионе, объясняющим наличие большого количества заброшенных, но в то же время не бесхозных и окончательно разворованных шахт объясняется тем, что рентабельность добычи здешней руды очень сильно зависит от цен на сырьё.
Объёмы добычи скромные — доходность низкая. Шахты то открываются, то закрываются, следуя за движением цен на сырьё. Долго это, конечно, продолжаться не может и без капитальных вливаний в модернизацию такие время от времени работающие шахты в конечном итоге становятся полностью брошенными и растаскиваются окончательно. Здесь, хозяева ждут перемен уже два с лишним десятка лет и возможно уже не дождутся.
А вот и единственный, доступный вход в поземные выработки. Заиленный портал не внушает доверия, а зыбучая грязь у вода норовить засосать по пояс. Ничего не остаётся как ждать пока грязь подсохнет и надеяться, что дальше тоннели будут лучше, иначе, придётся переделать снегоступы в «грязеступы» и идти внутрь на свой страх и риск (а скорее всего, не идти вовсе и оставить данное предприятие более отчаянным коллегам).
Завершаем осмотр небольшим мемориальным парком. Когда-то давно это была сеть рудников, принадлежащих одной фирме. Около каждого из них есть мемориал всем погибшим шахтерам. На мраморной плите написано, что с 1927 по 1997 на участке Миличевцы погибло 7 шахтеров.
Не вошедшие в основной блок фотографии можете пролистать в слайдере ниже. На заглавной картинке, закрытое КПП и название рудника.
Возможно, если цены на металл поднимутся ещё больше, то шахта оживёт снова. А до тех пор, входы в рудники будут продолжать заиливаться, территория растаскиваться, а техника ржаветь под открытым небом.
Каталогизация: #urbexserbia (индустриальный туризм в Сербии)
Резидент проекта NordSkif & Co: Александра Zero