Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

0 0

Самолеты Сухой Су-34 и МакДоннел-Дуглас (Боинг) F-15E «Страйк Игл» чаще всего относят к бомбардировщикам. И по определению они должны, поражать цели на поверхности земли и воды или под землей с помощью взрывчатых снарядов, которые падают свободно или используют аэродинамические силы для планирования и управления своим полетом. Действительно, обычные и управляемые бомбы и кассеты составляют наиболее разнообразную часть вооружения современных самолетов этого класса, но они обязательно могут применять также и ракеты воздух-поверхность.

О пользе старых вещей

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) появились еще во время I мировой войны для борьбы с аэростатами. Против воздушных объектов их продолжали использовать до конца 1950-х, но действительно значительных успехов достигли только когда с 1941 г. они начали широко применяться по наземным, а затем и морским целям.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 с четырьмя блоками Б-8, каждый из которых вмещает по 20 неуправляемых ракет С-8 Фото: В. Дмитренко // www.airforce.ru

Сначала самолеты несли по 6 … 8 таких ракет, но появление блочных пусковых установок увеличило это число в 4 … 32 раза, соответственно выросла и поражаемая площадь, которая и стала основным показателем эффективности этого оружия. В арсенале фронтового бомбардировщика Су-34 оно осталось – самолет имеет 6 точек подвески для блоков НАР.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Российский фронтовой бомбардировщик Су-34 с несимметричной подвеской трех блоков Б-8 с неуправляемыми ракетами калибра 80 мм Фото: http://forums.airforce.ru/attachments/sovremennost/76500d1483722687-1-.mp4_000018400.jpg/

Самыми легкими его ракетами являются снаряды С-8 калибра 80 мм, поставляемые во многих модификациях. Например, кумулятивно-осколочные С-8А и М прожигают до 300 мм брони, одновременно разбивая оптические датчики и другие незащищенные устройства снаружи – их выгодно применять, например, атакуя колонну танков вдоль шоссе. Бетонобойные С-8БМ пробивают 800-мм стены дота. Есть исполнения с готовыми осколками или стреловидными поражающими элементами, фугасными и объемно-детонирующими боевыми частями (БЧ) и дипольными отражателями для внезапного создания облака пассивных помех между самолетом и локатором зенитного ракетного комплекса противника. Пуск С-8 выполняется из 20-зарядных блоков Б-8 и залп одного Су-34 достигает таких 120 ракет.

Более мощная 122-мм ракета С-13 предназначена для уничтожения замаскированных полевых укреплений. Она «берет» комбинацию из трех метров грунта и метра бетона, а на поверхности аэродрома оставляет воронку диаметром 3,5 м, модификация С-13Т с тандемной БЧ преодолевает 6 м земли и метр бетона, или дает пятиметровую воронку. Осколочно-фугасный С-13ОФМ образует мощную взрывную волну и 450 осколков. Ложная цель С-13АЛЦ имитирует самолет или крылатую ракету, отвлекая внимание сил ПВО противника от своего носителя. Запускаются все они из пятизарядных блоков Б-13Л, и полный залп Су-34 – 30 штук.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Опытный Су-34 выполняет испытательный пуск неуправляемых ракет С-13 из блока Б-13Л Фото: http://2.bp.blogspot.com/-IjlZeju18LM/T1Hgba8tH9I/AAAAAAAAAiQ/SHGi_xIkixI/s1600/Sukhoi-Su-34-Fullback.jpg

Самой тяжелой НАР в вооружении «тридцатьчетверки» остается С-25 с 150-кг боевой частью. Наиболее распространенные модификации этой ракеты – С-25-О, дающая 5500 осколков, С-25-ОФ (6500 осколков) и С-25-ОФМ, которая пробивает 2 метра грунта и метр бетона, одновременно засевая осколками пространство в радиусе почти 25 м от места попадания. Есть объемно-детонирующий вариант С-25 – одного его достаточно для обрушения типового городского здания. Ракеты С-25 запускаются из одиночных пусковых устройств ПУ-О-25.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Тяжелая неуправляемая авиационная ракета С-25 в однозарядном пусковом устройстве ПУ-О-25 Фото: С.Г. Мороз

Точность НАР невысока, а поражающее действие часто уступает артиллерийскому снаряду такого же калибра, но пуском их значительного числа залпом или серией можно заставить лечь наступающую пехоту или «заткнуть пасть» зенитной батарее. Морально-психологическое воздействие их оказалось выше едва ли не всех других неядерных авиационных средств поражения, но дальность пуска С-8 в зависимости от модификации не превышает 2,2 … 4 км, С-13 бьют не дальше 3 … 4 км, а тяжелые С-25 летят на 3 км. Это означает, что атаку придется начинать в зоне эффективного огня даже малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), не говоря о ЗРК.

По этой причине в США отказались от НАР для самолетов, тогда как российские Су-34 успешно применяли неуправляемые ракеты в Сирии, где МЗА и ПЗРК в больших количествах имелись у местных бандформирований. Но иметь – не значит уметь использовать и надо думать, что такое оружие в профессиональных армиях США и НАТО будет применяться лучше.

Война в Сирии относится к категории локальных или «малых». В возможной «большой войне» неуправляемые авиационные ракеты могут иметь ценность в случае перехода ее в затяжную фазу, когда усталый личный состав ослабит постоянное внимание, что облегчит внезапные атаки, запасы высокоточного оружия начнут иссякать, а его производство не будет поспевать за расходованием. Вот тогда и пригодятся пылящиеся на складах штабели НАР, накопленные еще в разгар прошлой холодной войны. Но сценарии гипотетического прямого вооруженного конфликта между РФ и США есть и скоротечные вне зависимости от того, будет ли пущено в ход стратегическое ядерное оружие. И в них на первый план выходят управляемые ракеты – УР.

«Оптика» по-прежнему в цене

В сравнении с бомбами УР дороже и сложнее в использовании при меньшем отношении веса взрывчатого вещества к полной массе боеприпаса, число их на подвеске меньше, но они дают решающие преимущества в поражении целей с сильной противовоздушной обороной и подвижных объектов, таких как суда. Они остаются и лучшим средством поражения наземных и морских радиолокационных станций. Наконец, двигатель может дать ракете такую дальность, которая не только позволит выполнить пуск вне зоны эффективного огня ПВО противника, но и существенно повысит общий радиус действия системы «самолет + ракета».

Современные тактические УР используют телевизионные, тепловые, тепловизионные, полуактивные лазерные, активные и пассивные радиолокационные головки самонаведения, а также автономно выводящие в заданную точку инерциальные навигационные системы и приемники сигналов спутниковых глобальных навигационных систем для их коррекции, что устраняет погрешность, накапливаемую по времени полета. Разнообразие систем и способов наведения дает управляемым ракетам необычайную гибкость применения.

Рассматривая управляемое бомбовое вооружение Су-34 и F-15E, мы разобрали особенности, алгоритмы наведения, преимущества и недостатки указанных систем и их сочетаний, они же используются и на ракетах. Мало того, многие образцы оборудования применимы и на управляемых бомбах, и на УР.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Самолет F-15E «Страйк Игл» выполняет пуск тяжелой ракеты воздух-поверхность AGM-130 на полигоне> Фото: Интернет

Самыми старыми ракетами с телевизионной системой самонаведения в арсенале F-15E остаются AGM-65Н «Мейверик» с осколочно-фугасной и AGM-65K с осколочно-фугасной проникающей БЧ. По документу ВВС США Weapon File 2003 – 2004 (USAF Air Armament Center / Armament Product Group Manager, Eglin AFB, Florida, USA, — 2004) он несет их три, а не 9, как сообщает популярная литература. Эта ракета при малом весе поражает цель с расстояния 22 км, что превышает дальность пуска «легких» зенитных ракет – и это существенное преимущество американской системы.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Управляемое ракетное вооружение Су-34: под правым воздухозаборником Х-29Т с телевизионным самонаведением, под левым противокорабельная Х-35У, под крылом противорадиолокационная Х-31П фронтового бомбардировщика Фото: С.Г. Мороз

Изделие советской разработки Х-29Т имеет втрое более мощную БЧ, что позволяет применять его не только против любых танков, но и по долговременным огневым точкам. Хотя на максимальной дальности 12 км ее «паспортная» точность целых 4 метра, тренированный экипаж с дистанции 5 км уверенно поражает амбразуру дота размером 0,6х0,4 м. Одновременно Су-34 несет до шести Х-29Т, и в отличие от AGM-65, они сравнительно новые по дате выпуска. В каком техническом состоянии запасы «Мейвериков» не ясно, однако на строевых F-15E сейчас их увидеть практически невозможно, тогда как экипажи Су-34 применение Х-29Т постоянно отрабатывают.

Таблица 5-1

В вооружении F-15E отсутствуют «лазерные» ракеты, а Су-34 может нести до шести таких УР трех типов с полуактивными головками самонаведения 24Н1. Их преимущество заключается в отсутствии «телевизионного звена» между оператором и целью, а оно в сумерках и в дождь видит хуже, чем простой глаз.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Ракеты Х-29Л с лазерной ГСН типа 24Н1 остаются в арсенале Су-34, тогда как американский F-15E подобного оружия не имеет Фото: А. Павлов // http://www.airforce.ru/content/attachments/48293d1352018133-apavlov_su-34_1200.jpg

Самой старой российской ракетой этого класса остается Х-25Л еще советской разработки, но находящиеся в запасе изделия получают новую двигательную установку, что позволяет продлить их ресурс. Это модульная ракета с различными осколочно-фугасными БЧ весом от 87 до 91 кг и дальностью пуска до 10 км. Ее дополняет более мощная С-25Л – модификация упомянутой выше массово выпускавшейся НАР. Она имеет две осколочно-фугасные боеголовки весом 150 и 21 кг, дальность пуска С-25Л в базовом варианте 3 … 7 км, модернизированной С-25ЛД – до 10. Наконец, существует и «лазерная» модификация Х-29 с такой же боеголовкой, как и «телевизионная», но с лучшей на 25% точностью попадания.

В современной армии становится все больше «тяжелых» войсковых ЗРК – они заставляют авиацию начинать атаку как можно раньше. Для этого у F-15E имеется две ракеты AGM-130 – установка под корпусом управляемой бомбы GBU-15 порохового двигателя дала дальность пуска до 56 км. Увидеть не то что дот, а даже отдельно стоящее здание на таком расстоянии невозможно, потому оператор ищет цель через ГСН ракеты по мере приближения к ней и выполняет захват вручную – только после этого начинается самонаведение. Если координаты цели известны, используется спутниковая навигация, но такая комбинация определила чрезвычайно высокую стоимость AGM-130 – 1,27 млн. долл. по курсу 1991 г. сейчас составляет 2,37 миллиона за штуку. Выпуск AGM-130 так и не вышел на плановые показатели и их запасы оцениваются лишь в несколько сотен, тогда как счет остающихся на хранении AGM-65 идет на десятки тысяч.

В отличие от американской «моторизированной УАБ», советская Х-59М «Овод-М» представляет собой крылатую ракету с твердотопливным стартовым и маршевым турбореактивным двигателями – Су-34 несет до трех таких УР. Она имеет вдвое большую дальность, а БЧ хотя и легче, но достаточна для поражения, например, дота одним попаданием. Точность в режиме телекомандного наведения сравнима с американской, но спутникового канала у Х-59М нет. По датам выпуска «Овод-М» старше, к тому же имеет ГСН украинского производства, потому хотя самолет Су-34 и показывают на выставках с этими ракетами, вряд ли они остаются в больших количествах в полках ВВС России.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Ракеты Х-29Л с лазерной ГСН типа 24Н1 остаются в арсенале Су-34, тогда как американский F-15E подобного оружия не имеет Фото: А. Павлов // http://www.airforce.ru/content/attachments/48293d1352018133-apavlov_su-34_1200.jpg

Опыт учений и «малых войн» доказывает, что фронтовые бомбардировщики, в экипаж которых входит оператор вооружения, с такими ракетами добиваются лучшей точности, чем пилоты одноместных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Разделение функций пилотирования носителя и наведения ракеты облегчает обнаружение цели и маневрирование в атаке. При этом они далеко не всегда выполняют пуск с большой высоты на предельную дальность – часто выгоднее подойти даже к прикрытой ЗРК цели ближе, но на бреющем. Это позволяет лучше видеть цель и оператору, и головке ракеты и работать даже в плохую погоду или в сумерках.

Вообще не зависят от этого ракеты с тепловым и тепловизионным самонаведением – в арсенале F-15E остаются легкие AGM-65D и G2 с обычной и проникающей осколочно-фугасными БЧ. По «открытым» источникам они имеют термовизионную ГСН, дающую 2-мерное изображение цели – она идет на самую нагретую ее часть, которая обычно и наиболее уязвима, а если тепловой фон меняется, прицел не сбивается. Но в упомянутом документе ВВС США для них значится просто инфракрасная головка, воспринимающая цель как «нагретую точку». В распоряжении российского Су-34 более тяжелые и мощные модернизированные ракеты Х-29ТД с инфракрасным и их модификация ТП с тепловизионным наведением. За ним остается преимущество в числе их на подвеске и мощи боеголовок, но меньше дальность пуска. Лишь у модернизированной Х-25МТ с тепловым самонаведением она достигает 20 км, но о принятии ее на вооружение и использовании строевыми экипажами Су-34 точных данных пока нет.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Самолет F-15E Strike Eagle с двумя учебными ракетами большой дальности AGM-84E SLAM с тепловизионной ГСН Фото: Интернет

«Страйк Игл» может брать три тяжелых ракеты AGM-84E SLAM с тепловизионной ГСН, включаемой на завершающем этапе полета – через нее оператор находит цель и выдает команду на захват. Они предназначены для поражения наземных и морских целей на дальности до 120 км. Сведений о принятии на вооружение подобных российских ракет Х-59МК2 тоже пока нет.

Таблица 5-2

Как видим, в действиях на сухопутном театре Су-34 имеет существенное преимущество в оружии малой дальности, но по дальнобойным ракетам «Страйк Игл» его превосходит. Это может быть важно, если США решат нанести внезапный первый удар, но в случае продолжения конфликта средняя дальность применения ракет сокращается.

Атака объекта с заранее известными координатами высокоточным оружием со спутниковым наведением проще, чем любым другим, но при всех новых мерах защиты каналы GPS остаются уязвимы для радиопомех. А если известно лишь приблизительное местонахождение цели, то с точки зрения простоты и быстроты действий экипажа «оптика» становится единственным вариантом. Ее можно использовать и для поражения подвижных объектов – и речь идет не только о быстро перемещающихся транспортных средствах, но и о маневрах группировок войск, которые при их массовом движении трудно отследить подробно.

Потому ракеты воздух-поверхность с оптическим самонаведением и с возможностью дистанционного управления остаются важнейшим оружием ударной авиации в борьбе с противником, имеющим современные средства ПВО. В локальных конфликтах авиация США с ЗРК не сталкивалась, но в случае «большой» войны самолеты-носители ракетного оружия все равно оказываются в зоне их действия. Для вывода из строя радиолокационных станций, которые остаются основой управления таких комплексов, существуют специальные ракеты.

Оружие прорыва

Американцы поставили их на вооружение тактической авиации первыми, развивая так, чтобы его можно было применять с любых боевых самолетов. Это позволяло строить боевые операции с прорывом ПВО противника силами одной эскадрильи, не привлекая стороннюю помощь. Но создать по принципу «все в себе» автономную противорадиолокационную ракету с достаточной дальностью, не теряющую контакт с РЛС-целью после ее перехода на другую частоту или выключения оказалось невозможно и пришлось делать специальные самолеты-носители с соответствующим бортовым оборудованием.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Предназначенная для подавления ЗРК типа С-300 ядерная ракета Боинг AGM 131 SRAM II в серию так и не пошла Фото: http://www.nationalmuseum.af.mil/shared/media/photodb/photos/090403-F-1234P-014.jpg

Обычно противорадиолокационная ракета имеет пассивную ГСН – пеленгатор радиосигнала, но в США разрабатывались и изделия, наводимые на обнаруженный самолетным приемником радар инерциальной системой только по ее координатам без ГСН. В состав вооружения F-15E предполагалось включить такую ракету AGM-131B SRAM-T. Как и прототип AGM-69A SRAM из состава вооружения стратегических В-52, она должна была иметь термоядерную БЧ, но дальность предстояло увеличить до 400 км.

В надежде на это считавшееся абсолютным оружие не были предприняты меры для оснащения F-15E обычными противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM, единственным носителем которых в ВВС США остался F-16. Может это и не нужно против каких-то афганских или арабских террористов, но воевать с регулярной армией без такой защиты затруднительно и требует организации совместных действий с другими авиационными частями, что бывает удобно и возможно не всегда.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Модернизированная противорадиолокационная ракета Х-31ПД, входящая в состав вооружения Су-34 Фото: редакция НиТ

Советский Союз опаздывал с разработкой противорадиолокационного оружия фронтового применения, но в 1980-х гг. сделал существенный технологический прорыв, начав испытания ракеты Х-31П, способной бороться с новейшими в то время ЗРК – сухопутными «Пэтриот» и морскими «Стандарт» с системой управления «Иджис». Было подтверждено уверенное поражение их локаторов на дальности от 15 до 110 км с возможностью «слепого» инерциального наведения при скорости ракеты до 4780 км/ч, что исключало перехват ее самой.

Самолет Су-34 может нести до шести ПРР Х-31П, которые поставляются для ВВС России в значительных количествах. Есть данные о принятии на вооружение модернизированной Х-31ПД с увеличенным запасом топлива для ее сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и дальностью пуска 250 км, что достаточно для борьбы с самыми новыми войсковыми и флотскими системами ПВО. Это дает «тридцатьчетверке» важнейшее преимущество перед F-15E.

Активная радиолокация

Важнейшим оружием Америки остаются авианосцы и палубная авиация. Но ряд программ ее перевооружения выполнить не удалось, а успешные оказались таковыми лишь отчасти, потому «сухопутным» ВВС и самолетам F-15E в случае «большой войны» неизбежно придется вести действия и против морских сил и коммуникаций противника. Так было и во II мировой, и во всех малых войнах, которые Соединенные Штаты ведут по всему миру.

Россия с ее единственным авианесущим крейсером находится в еще более сложном положении, которое отказ от разработки самолета Су-32, флотской модификации «тридцатьчетверки», и передача дальних бомбардировщиков Ту-22М3 из Морской Авиации в состав ВВС лишь затруднила. Тактические Су-30СМ заменяют их лишь в прибрежной зоне, потому ей придется использовать сухопутные Су-34 против флота НАТО в любом случае.

Такой самолет может нести до шести противокорабельных ракет (ПКР) двух типов. Их особенность – сочетание инерциальной системы навигации и активной радиолокационной головки самонаведения – АРГСН.

Обнаруживает цель своим радаром носитель. Противник может засечь его работу и попытаться подавить помехами, но тренированный оператор на самолете на поиск цели тратит меньше времени, чем надо для настройки помех, а дальше ракета идет сама «тихо» и включает свою АРГСН только на конечном участке траектории и на другой частоте. Пока ее засекут, пока настроят средства РЭБ, она уже «догонит» цель.

Самолет Су-34 может применять дозвуковые ПКР Х-35 с дальностью пуска от 5 до 130 км, которые выполняют прорыв корабельной ПВО полетом «змейкой» со снижением с крейсерской высоты 10 … 15 м до конечных 3 … 5 м над гребнями волн. Ее боеголовка весом 145 кг с учетом кинетической энергии ракеты достаточна для вывода из строя фрегата или эсминца одним попаданием, вероятность которого в сложной помеховой обстановке 80%.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Активная радиолокационная ГСН противокорабельной ракеты Х-31А разработки МКБ «Звезда» Фото: С.Г. Мороз

Сверхзвуковая Х-31А меняет высоту полета от 300 м до 10 км, на подходе к цели снижается до 250 … 300 м, держа скорость 2520 … 2880 км/ч. При меньшем весе БЧ (90 кг) ее кинетическая энергия значительно выше, но вероятность попадания в сложной помеховой обстановке лишь 50 … 70%. Ракета в своем базовом варианте разработки начала 1990-х гг. при пуске с предельно малой высоты имела дальность от 7 до 32 км, а из стратосферы – 26 … 55, на модернизированной Х-31АД этот важнейший показатель увеличен до 120 км с малой и 160 с большой высоты. Проводится модернизация и Х-35.

Командование ВВС США считало, что совершенствование морских ЗРК и использование в конструкции таких кораблей, как ракетный эсминец «Цумвольт» различных мер по снижению радиолокационной заметности делает противокорабельные ракеты неэффективными, потому не предприняло ничего для оснащения ими F-15E. Но возможно все дело в том, что у американцев в наличии есть пока только аналог Х-35 – дозвуковая AGM-84 «Гарпун» разработки 1970-х гг. Она остается основной ПКР морской авиации США, новые не разрабатываются, и сухопутным самолетам против морских целей придется применять УР малой дальности под огнем ПВО. К тому же их «оптика» не всегда подходит для применения над морем, где сложные метеоусловия бывают чаще.

Испытания показывают, что головки самонаведения ракет Х-31А и Х-35 берут не только крупные морские, но и малоразмерные цели – даже катера, построенные с использованием пластика. К тому же эффективная площадь рассеивания сигнала РЛС, от которой зависит дальность обнаружения корабля и захвата его на автосопровождение, существенно меняется по ракурсу атаки. Это ставит под сомнение надежды на невидимость «морских стелсов» вроде «Цумвольта».

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Противокорабельная ракета Х-35У с активно-пассивной радиолокационной ГСН, которая предназначена и для вооружения самолета Су-34 Фото: С.Г. Мороз

Что касается совершенствования в США корабельных средств противоракетной обороны, то при всех его действительно впечатляющих успехах стоит заметить, что оно идет пока только в направлении борьбы с ракетами баллистическими. Да, их отличает высокая скорость полета, но траектория их легко предсказуема, что облегчает радиолокационное сопровождение, а ПКР – вещь маневренная. И одно дело – увидеть малозаметный объект на фоне свободного небесного пространства, и совсем другое – на бреющем полете над волнами моря.

Оценить все эти факторы и дать объективное заключение об эффективности существующих ракет против современных боевых кораблей трудно. Однако в любом самом мощном флоте не все вымпелы являются новейшими, да и кроме боевых есть еще много вспомогательных судов, без которых не обойтись – танкеры, транспорты и прочие… В любом случае ясно, что чем разнообразнее применяемое оружие, тем больше возможностей имеет тот или иной боевой самолет. И наличие в арсенале противокорабельных ракет область применения Су-34 значительно расширяет и тем самым дает ему большие преимущества перед F-15E. А новая российская ракета Х-35У имеет активно-пассивную головку самонаведения «Грань-К», совмещая функции противокорабельного и противорадиолокационного оружия.

«Самая длинная рука»

В свою очередь сильной стороной «Страйк Игла» было и остается ракетное оружие большой дальности – F-15E может нести две тактические крылатые ракеты AGM-158A JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile – запускаемая вне зоны ПВО ракета совместного применения ВВС, авиацией флота и морской пехоты США). Она имеет инерциальную навигационную систему со спутниковой коррекцией и тепловизионную головку самонаведения, которая после выхода в заданный район самостоятельно ищет цель и производит ее захват по предварительно введенному в память бортового компьютера трехмерному образу. То есть для успеха дела надо не только определить координаты атакуемого объекта, но и сфотографировать его как минимум с трех направлений.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Тактическая крылатая ракета AGM-158 JASSM за мгновение до попадания в цель на полигоне Фото: https://forums.eagle.ru/showthread.php?t=78020&page=2

Ракета AGM-158A предназначена для поражения высокопрочных сооружений и оснащена проникающей боеголовкой WDU-42/B калибра 1000 фунтов – 454 кг. Малогабаритный турбореактивный двигатель J402-CA-100 тягой 309 кгс дает ей дальность до 370 км, скорость дозвуковая и преодоление ПВО обеспечивается переходом на малую высоту и использованием технологий «стелс».

Но такая дальность получается только при пуске с большой высоты, при этом F-15E все равно входит в зону поражения российских ЗРК типа С-400 и оказывается там беззащитен. Потому разработчик ракеты концерн «Локхид-Мартин» легко выбил новый контракт на изделие AGM-158B JASSM-ER. Это означает Extended Range – увеличенная дальность, она получена за счет установки дорогого, но экономичного и дающего «холодную» реактивную струю двухконтурного двигателя F107-WR-105 и увеличения запаса топлива.

Крылатая ракета AGM-158B принята на вооружение, а с 2018 г. идет разработка еще более дальнобойной AGM-158D JASSM-D. Боевой радиус действия F-15E с двумя крылатыми ракетами AGM-158В, четырьмя УР воздух-воздух AIM-120 и двумя баками около 1000 км, эти ракеты добавляют к нему еще 970 км, а перспективные AGM-158D увеличивают их общую досягаемость на 1900 км.

Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.

Пуск тактической крылатой ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER с борта самолета F-15E Фото: https://www.air-cosmos.com/article/singapore-air-show-2018-le-jassm-er-dclar-oprationnel-sur-f-15e-3024

Командование ВВС США считает AGM-158B самым эффективным неядерным оружием первого удара, ответа на которое в арсенале российской авиации пока нет. Мы здесь не будем рассматривать возможные перспективы ее вооружения, например, тактическими крылатыми ракетами малой дальности Х-38 и средней Х-50, разработка которых все еще не завершена, равно как и гиперзвуковые российские Х-47М2 «Кинжал» и американские XAGM-183A ARRW. Принятие их на вооружение для Су-34 и F-15E – пока вопрос будущего, и его мы отложим на то время, когда об этом можно будет поговорить четко, а не на уровне предположений.

Подводя итог сравнения ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки, можно заметить, что результат напрямую зависит от поставленной задачи. Сегодня военная доктрина США носит явно выраженный наступательный характер и нацелена на быструю победу. Количественное и качественное превосходство именно в оружии первого удара, например в сочетании высокоэффективных самолетов-носителей F-15E и тактических крылатых ракет AGM-158B, вроде бы гарантирует успех, вот только почему-то это не получилось ни в Афганистане, ни на Ближнем Востоке, а провал предыдущей попытки блицкрига 75-летней давности говорит о том, что в России это точно не выйдет.

Неядерная война с ней неизбежно станет затяжной, и тогда будут нужны ракеты меньшей дальности, преимущество в которых за Су-34. Будет иметь значение при таком развитии событий и то обстоятельство, что российский самолет может применять и противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, которых нет у «Страйк Игла».

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy