Ближний бомбардировщик и разведчик Калинин ВС-2

0 0

На рубеже 30-х гг. интерес специалистов вызывали «летающие крылья», сулившие рост скорости за счет отказа от оперения. Одним из их ярых сторонников был Главный конструктор харьковского авиазавода №135 К.А. Калинин. Так он задумал гигант К-7, но подходил к решению задачи через сравнительно простые конструкции.

В то время ВВС РККА остро нуждались в замене войсковых самолетов – ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков устаревающих бипланов Р-5. Калинин считал, что только летающее крыло может разрешить характерное для них противоречие между требованием скорости и удобства размещения стрелков-наблюдателей. Представленный в сентябре 1933 г. проект был поддержан военными, но катастрофа К-7 21 ноября 1933 г. породила конфликт в КБ.

Ближний бомбардировщик и разведчик Калинин ВС-2

Ближний разведчик-бомбардировщик (войсковой самолет) Калинин К-12 (ВС-2) Источник: Scalemodels.ru

Чтобы сгладить ситуацию, руководство перевело Калинина с группой из 135 работников на новый завод опытного самолетостроения №18 в Воронеж для создания войскового самолета – летающего крыла ВС-2 (К-12). Став там Главным конструктором, Калинин взял на себя ответственность за все, а не только свои плановые задания – экспериментальные самолеты Москалева, знаменитые АНТ-25 Туполева.

Но и со своим К-12 он пока не мог справиться. Первый ВС-2 был достроен без уборки шасси, вооружения и радио только в июле 1936 г. с опозданием на три года по сравнению с первоначально взятым сроком. Полеты на нем начал заводской летчик Борисов.

Военные интересовались ВС-2 как экспериментальным самолетом, и хотя практическую ценность в нем составляла лишь хвостовая турель, редкая в то время, на Госиспытания назначили опытнейшего пилота НИИ ВВС Стефановского. Инструктировавший его Борисов обладал редким даром пилота, но не проявил здесь других качеств, необходимых испытателю – понимания динамики полета самолета и объективности. Он расхваливал К-12, сказав, что в пилотировании он ничем не отличается от других. И попав во внезапный воздушный порыв, Стефановский не смог справиться с креном и едва не разбился из-за особенности компоновки – обратной реакции элеронов при несимметричном обтекании самолета. Это автоматически закрывало ВС-2 путь в строй.

Но и летные данные оказались слабы. Схема не дала ожидаемой экономии аэродинамического сопротивления – оно приобрело другой характер и получилось больше. Скорость вышла в 1,5 раза меньше требуемой и была даже хуже, чем у биплана Р-5, не говоря уже о монопланах Р-10 и СБ. И причина оказалась в самой идее самолета.

Балансировку обеспечивали аэродинамические поверхности за крылом – внутренние совмещали функции закрылка и руля высоты, а внешние – закрылка и элерона. Для этого пришлось их отодвинуть от крыла, как было сделано на Юнкерсе-52, но там было обычное оперение, а здесь Калинин перевернул профиль поверхностей механизации крыла, и щель добавила сопротивления.

Хотя самолет очень круто набирал высоту, но из-за короткого фюзеляжа и большого стояночного угла его разбег оказался в 2,3 раза больше чем у СБ и в 2,6 раза чем у Р-5. Хотя в отчете был «прописан» хороший обзор для пилота, на разбеге он почти ничего не видел вперед из-за поднятого носа самолета. Из передней и задней кабин видно было лучше, но сектора обстрела их стрелковых точек оказались точно такими же, как на последних ТБ-3, которые при большей скорости и еще двух верхних пулеметах не могли уже сами отбиваться от истребителей, как это требовалось и для «войскового самолета».

Осенью 1936 г. в связи с началом войны в Испании и резким обострением международной обстановки вышло решение прекратить на заводе №18 все опытные работы и срочно запускать там в серию новый дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3. Калинину было поручено обеспечить запуск его чертежей в производство, но вместо этого он пытался, пользуясь своим положением главного конструктора, продолжить работы по своим забракованным машинам, в т.ч. построить малую серию ВС-2.

Руководство авиапромышленности пыталось найти компромисс, переведя Калинина с 11 сотрудниками на завод №88, но приказ о переводе он не выполнил, требуя продолжения работ по К-12 и К-13. В результате план выпуска ДБ-3 был сорван, а инженерные службы завода №18 оказались дезорганизованы.

Для принятия экстренных мер по исправлению положения были привлечены органы госбезопасности. Директор завода №18 был снят с работы, а Калинин арестован и обвинен в умышленном переключении завода на неплановые эксперименты, имея наименьший в отрасли процент проектов, доведенных до серийного производства. Документация на его и другие самолеты, за которую он был ответственен, оказалась в беспорядке, а вместо работы он занимался агитацией за свою машину.

Самолет ДБ-3 все же пошел в серию на 18-м заводе, и именно на нем в августе 1941-го наши летчики впервые бомбили Берлин. Калинин же был расстрелян по этому обвинению 22 октября 1938 г. – такова была цена невыполнения правительственного задания

Двигатели: 2 М-22 по 480 л.с. Вес пустого 3210 кг, взлетный – 4200 кг. Скорость у земли 211 км/ч, на высоте 3000 м – 218 км/ч. Потолок 7170 м. Размах 20,9 м. Площадь крыла 72,7 кв.м. Длина 10,3 м. Вооружение: 300 кг бомб и 2 пулемета 7,62 мм. Экипаж – 3 чел.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy