Новый двигатель для реактивных самолетов. Перспективная разработка украинского ГП «Ивченко-Прогресс»
Двигателестроение – это базовая отрасль промышленности, без которой любая страна попадает в полную экономическую (а в, итоге, и политическую) зависимость.
«Прогресс» — одно из немногих предприятий в мире, которое обладает полным циклом разработки авиационного двигателя и всех его систем. Именно поэтому, более 70% продукции предприятия на экспорт. Сегодня главный заказчик новых двигателей — это КНР. Сотрудничество ведется и с арабскими, африканскими странами, Индокитаем, Австрией, Турцией и другими. Авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применяют на 60 типах летательных аппаратов в 104 странах мира.
На днях стало известно, что ГП «Ивченко-Прогресс» работает над новым двигателем для реактивных учебных и учебно-боевых самолетов. Двигатель АИ-322 разработан на базе АИ-222 — семейства двигателей, устанавливается на самолеты Як-130 и Hongdu L-15.
Директор и генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко не уточнял, в интересах какой страны осуществляется разработка нового двигателя, и сроки завершения всех работ. Он заявил, что «новый двигатель расширит возможности двигателей АИ-322», данный двигатель используют на китайских учебно-боевых самолетах L-15.
На официальном сайте госпредприятия в разделе «Перспективные двигатели» есть информация о турбореактивном двухконтурном двигателе AI-322-30, он имеет увеличенную тягу на взлетном режиме, которая составляет 3000 кгс против 2500 кгс на АИ-322 и АИ-322Ф в безфорсажному режиме.
Напомним, что в 2019 году в Китае состояласьпрезентациянового легкого учебно-боевого самолета L-15B, на который устанавливается двигатель АI-322Ф.Двигатель серии АИ-222 такжеозвучиваетсякак один из вариантов для установки на турецкие учебно-тренировочные самолеты Hürkuş (Hurjet).
«1 кг авиационного двигателя стоит около 4200 долларов. Мы можем сделать по заказу любой двигатель, но кто его профинансирует?», — из интервью директора и генерального конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Игоря Кравченко.
5 мая ГП «Ивченко-Прогресс» будет отмечать 76 годовщину со дня создания.Авиационные двигатели на запорожской земле разрабатывают уже более века — с 1916 года.В начале, это были поршневые двигатели.По сути, предприятие начинало свое развитие с малой авиации.Так, первые серийные вертолеты Ми-1 летали с запорожскими поршневыми двигателями.Моторы также поднимали в небо такие самолеты, как Як-18, Як-12, Ка-15, Ка-18.
Позднее предприятие тало разрабатывать турбовинтовые двигатели для самолетов Ан-10, Ан-12, Ан-32, Бе-12 и семейства Ил-18. Двигатель АИ-20 эксплуатируется и сейчас.Затем, было разработано семейство авиадвигателей на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30.Кстати, самолет Ан-24 Международная организация гражданской авиации ИКАО признала самым надежным самолетом в мире по итогам 2004 года.И двигатель в этом критерии надежности играет большую роль.
Для пассажирских региональных самолетов Як-40 были созданы двухконтурные двигатели.Модификации этих двигателей применяют на чешских учебно-тренировочных самолетах L-39.Для повышения КПД двигателя ГП «Ивченко-Прогресс» создало первые в Советском Союзе моторы с большой степенью двухконтурности.Это семейство турбореактивных двухконтурных двигателей Д-36 для самолетов Ан-72, Ан-74, Як-42.
Самые большие самолеты в мире — «Руслан» и «Мрия» — поднимают в небо двигатели Д-18Т. Наибольший серийный транспортный вертолет Ми-26 оснащен самыми мощными в мире турбовальными двигателями Д-136.
Первый в мире серийный турбовинтовентиляторный двигатель Д-27 также разработан ГП «Ивченко-Прогресс» для самолета Ан-70, который и сейчас на 15% экономичнеесамого передового зарубежного двигателя.
«Прогресс» успешно работает и сегодня.Удачно эксплуатируется семейство моторов для самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178.
Сейчас предприятие работает над модернизацией двигателей Д-18Т для самолетов Ан-124 «Руслан». Это двигатели Д-18 серии 3М и 3А, благодаря этим модификациям «Русланы» как минимум еще 20 лет будетнаходиться в воздухе.