В фильме « Октябрьское небо» жители маленького американского городка Колфилд смотрят за пролетом первого советского спутника и удивляются: "А чегой-то сумасшедшие русские не сбросили прямо сейчас на нас бомбу?".
В американском обществе зрел страх перед превосходством русских и их возможностью нанести по США ядерный удар прямо из космоса. Понимали и военные, что самолеты с бомбами могут быть сбиты, а вот ракету сбить гораздо труднее.
Американцам требовалось найти новое решение доставки через океан ядерного оружия. Осознав, что Советский Союз теперь лидер в области ракетостроения, пришло понимание и того, что теперь он вполне может стать таковым в области создания противоракетных систем.
Чтобы противодействовать ПРО требовались ракеты или самолеты, летящие с большой скоростью на низких высотах и имеющие при этом большой радиус действия. Тогда и пришла в чью-то «светлую» голову безумная идея о разработке беспилотных бомбардировщиков или крылатых ракет на атомной тяге.
Было решено создать прямоточный воздушно-реактивный двигатель нового типа. Принцип работы таких двигателей был известен давно — в воздухозаборники поступает набегающий поток воздуха, внутри двигателя он нагревается, резко расширяется и через сопла выбрасывается наружу, создавая при этом реактивную тягу. Необычным американцы избрали способ нагрева — ядерный реактор давал бы огромный нагрев, так что и тяга оказалась бы чудовищной.
К работе приступили 1 января 1957 года в Лоуренсовской радиационной лаборатории (позднее, знаменитая Ливерморская национальная лаборатория). Директором проекта выступил доктор Тед Меркл. Ряд исследований проведенных лабораторий в содружестве с «Дженерал Электрик» и ВВС США показали, что в принципе создание подобного двигателя возможно.
Проект по созданию низколетящей крылатой ракеты назвали «Плутон», силовую установку для этой ракеты назвали «Tory», причем с чьей-то подачи стали называть «ионный двигатель», намекая на его способность разгонять космические корабли будущего до больших скоростей. По расчетам создателей, сама ракета должна была иметь размер локомотива и уже своим полетом уничтожать живую силу потенциального врага.
Прямоточный реактивный двигатель с ядерной установкой был настолько громким, что конструкторы ракеты предположили: что ударная волна от летящей со сверхзвуковой скоростью ракеты на высоте чуть выше деревьев, скорее всего, убьет любого на своем пути, а если нет, то позже это сделает гамма- и нейтронное излучение от неэкранированного реактора.
Для увеличения количества жертв и разрушений пролетать над городами ракета должна была по зигзагообразной траектории. Попутно Плутон должен был сбрасывать в заданных точках поочередно до 16 термоядерных бомб мощностью 1,2 мегатонны, а конечную цель, по замыслу разработчиков, ракета уничтожит своей собственной боеголовкой.
Денег на создание «Плутона» американские военные не пожалели — за все время было истрачено 260 миллионов долларов, если перевести в нынешние цены получится примерно 2,2 млрд. Да и людей в проекте поучаствовало немало — на пике работ было задействовано примерно 450 человек. Правда особо об инфраструктуре для работающих высококлассных физиков и инженеров не побеспокоились — так что проект явно был не из первоочередных.
Как поведал в одном из позднейших интервью Блейк Майерс, руководитель подразделения в Ливерморской лаборатории, ракета «Плутон» должна была запускаться обычным твердо- или жидкотопливным двигателем, только отлетев от США, включался бы ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Однако сразу было понятно, что для осуществления проекта нужно создать легкий мощный и надежный ядерный реактор. Таких в природе еще не имелось, да и вообще успех зависел сразу от нескольких технологических прорывов.
Специалистам Ливермора удалось рассчитать параметры будущего реактора — он должен был иметь длину 1630 мм при диаметре 1450 мм. Для деления требовалось 59,9 кг урана, которые при цепной реакции давали бы мощность до 600 МВт, температура при этом достигала бы 1 300 градусов по Цельсию. При этом ядерный двигатель давал практически неограниченный запас хода — «Плутон» мог кружить над океаном очень долгое время, пока не поступила бы команда нанести роковой удар.
Работы по созданию силовой установки «Tory» были осложнены тем, что высокая температура реактора могла расплавить все существующие в то время жаропрочные стали, ведь по замыслу проектировщиков «Плутон» должен был иметь возможность находиться в воздухе длительный срок. И тут Меркл придумал попробовать жаропрочную керамику. Идея оказалась на редкость удачной. Компания «Курс Порселин», занимающаяся производством керамики, приняла заказ и разработала плитку, которая затем стала применяться в качестве защиты при полетах в космос.
После долгих работ 14 мая 1961 года силовая установка «Tory II-А » была запущена в работу. Правда она проработала всего несколько секунд и не вышла на номинальную мощность. Тем не менее, специалисты признали испытания успешными — по крайней мере, реактор не вышел из-под контроля, как того опасались.
Прошло еще 3 года и в работу запустили «Tory II-С » . Он проработал уже 5 минут и достиг мощности 513 МВт. Хотя это оказалось все же меньше расчетного, группа разработчиков устроила чрезвычайно шумное празднование с распеванием похабных песен. На этом испытании присутствовала группа военных, которые смогли оценить достижения разработчиков. Вдохновленный успехом Тэд Меркл буквально сразу приступил к разработке новой силовой установки, но проект было решено приостановить под предлогом успешного создания баллистических ракет.
Но если прогресс в конструировании баллистических ракет проект «Плутон» мог как-то пережить — ведь каждая ракета стоила ужасно дорого, а «Плутон» и в одиночку мог натворить море бед, то один простой вопрос военных просто уничтожил весь смысл работ. А звучал он так: «Где, собственно, собираетесь проводить испытания???»
Удивительно, что это не пришло в голову никому из разработчиков еще в 1957 году. Ведь полигоном могли быть либо только сами США, и в случае успеха испытаний Советский Союз выиграл бы Третью мировую войну, даже не узнав о ней. Либо проводить испытания нужно было бы в воздушном пространстве СССР, на что Советский Союз мог «жахнуть» чем-то подобным.
Тем все и закончилось, 1 июля 1964 года проект был закрыт.