Он, и только он ― первый

0 2

… пройдут годы, зарубцуются раны, будут и новые выдающиеся космонавты,но ни один из них не подымется до Юрия Гагарина.Н. Каманин. Дневники

«Старт ракеты-носителя 8К72 с объектом «Восток-3А» № 3, на борту которого находился пилот Ю. А. ГАГАРИН, был произведен 12 апреля в 9 часов 6 минут 59 секунд по Московскому времени. В 9 часов 18 мин. 28 секунд объект был выведен на орбиту и отделен от носителя.

Параметры орбиты:

  • высота перигея 181 км.
  • высота апогея 372 км.
  • наклонение орбиты 64 градуса 57 минут,
  • период 89,44 мин.

Перед включением тормозной двигательной установки (ТДУ) объект был сориентирован на Солнце.

Включение ТДУ было осуществлено в 10 часов 25 мин. 4,2 сек. (ИКН), выключение — в 10 часов 25 мин. 48,2 сек.

Разделение приборного отсека и спускаемого аппарата произошло в 10 часов 36 мин. (по-видимому, от системы аварийного разделения — от термодатчиков). Пилот и спускаемый аппарат приземлились соответственно в 10 часов 53 минуты и в 10 часов 48 минуты, южнее города Энгельса.

Координаты точки приземления пилота 51 градус 16 минут северной широты и 45 градусов 59 минут — восточной долготы.

Расстояние от точки приземления пилота до спускаемого аппарата составляло — 1,5 км».

Из «Предварительного отчета по результатам запуска космического корабля «Восток» с Гагариным Ю. А. на борту…» от 29 мая 1961 г. Отчет подписали: главный конструктор Королев, зам. главного конструкто-ра Бушуев и начальник отдела № 9 ОКБ-1 Тихонравов

Это событие — одно из тех, которое прошло испытание временем. Его творцами явились тысячи ученых, инженеров и рабочих.

Не последние в этом ряду были и харьковчане.

Первые практические шаги для обеспечения этого полета были сделаны медиками: в 1958 г. в Институте авиационной медицины были открыты две темы: № 5827 «Отбор человека для полета в космос» и № 5828 «Подготовка человека к первому космическому полету». А вскоре (5 января 1959 г.) вышло совершенно секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты».

Однако реализация этого Постановления на деле затянулась почти на год, и в первую очередь из-за отношения Министерства обороны СССР к проблеме пилотируемых полетов.

Тем не менее в феврале 1960 г. отбор кандидатов в состав слушателей-космонавтов был завершен. Приказом Главкома ВВС Главного маршала авиации К. А. Вершинина 17 июня 1960 г. был сформирован первый отряд в составе двадцати слушателей-космонавтов.

Для ускоренной подготовки к первому полету из их числа была выделена группа из шести человек: П. Р. Попович, А. Г. Николаев, Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, B. C. Варламов и А. Я. Карташов. Их стали готовить к полету на космическом корабле «человеческой» серии 3КА.

Но по медицинским показаниям были отстранены А. Я. Карташов и B. C. Варламов. Вместо них в группу были включены Г. Г. Нелюбов и В. Ф. Быковский. Прошло менее года, и настал день, когда надо было перед представительной и требовательной комиссией держать экзамен, ответить на множество вопросов, связанных с предстоящим путешествием в космос.

25 января 1961 г. Главком ВВС Главный маршал авиации К. А. Вершинин утвердил «Акт о результатах экзаменов, проведенных со слушателями-космонавтами…».

Проведенные экзамены показали, что все шесть слушателей: В. Быковский, Ю. Гагарин, Г. Нелюбов, А. Николаев, П. Попович и Г. Титов готовы к выполнению обязанностей космонавта и были назначены на должности космонавтов. Экзаменационная комиссия рекомендовала очередность к перовому космическому полету:

Он, и только он ― первый

Все они 17 марта 1961 г. впервые прибыли на НИИП-5, где провели тренировки в МИКе на корабле «Восток-ЗКА».

Во время пребывания на полигоне Гагарин, Титов и Нелюбов тренировались в надевании скафандра и посадке в кабину корабля.

20 марта будущие космонавты провели тренировку по надеванию скафандра под руководством ведущих специалистов по скафандру. Мало кто знал в то время, что изготовлено было всего три индивидуальных скафандра: для Юрия Гагарина, Григория Нелюбова и Германа Титова. Один из них должен был стать первым. Титов стал Космонавтом-2, а полететь Нелюбову, увы, в космос так и не пришлось.

Вечером 24 марта Гагарина и Титова облачили в скафандры и в специальном автобусе доставили на площадку № 1, где уже находилась ракета-носитель 8К72 с космическим кораблем 3КА № 2, точной копией будущего космического корабля «Восток». Здесь они провели тренировку по подъему на лифте к люку корабля.

Запуск корабля состоялся 25 марта 1961 г. Это был Пятый корабль-спутник. В кресле будущего космонавта находился манекен «Иван Иванович», а в контейнере с различной живностью — Звездочка (перед полетом по предложению Ю. Гагарина так назвали собачку по имени Удача).

После одновиткового полета спускаемый аппарат приземлился неподалеку от деревни Карша Чайковского района Пермского края. В нем из космоса вернулась Звездочка — четвертая собака, совершившая орбитальный космический полет и благополучно вернувшаяся на Землю.

Он, и только он ― первый

Манекен «Иван Иванович», в соответствии с программой полета, был катапультирован во время спуска и приземлился недалеко от деревни Малая Соснова, в 45 км юго-восточнее Воткинска. Нашли его на высокой елке, висел на парашюте.

По рассказам очевидцев, на приземлившийся «шарик» не прибежал посмотреть только ленивый.

Почти сразу за «космонавтами» приехали специалисты. Они забрали Звездочку и «Ивана Ивановича».

Он, и только он ― первый

Манекен «Иван Иванович»

Манекен, насколько это было возможно, повторял биологические и антропологические данные реального человека: изготовители постарались, чтобы все, доступное обозрению, в нем было «как у человека». А посему сделали ему лицо совершенно человекоподобное: со ртом, носом, глазами, бровями, даже ресницами… «Иван Иванович» был одет в скафандр космонавта СК-1 и своим видом производил гнетущее впечатление: было в манекене что-то мертвенно-неприятное. Кто-то из присутствующих не удержался и заявил, что, любой, кто может найти его после испытаний, примет за мертвого человека. Тогда за забрало скафандра была помещена табличка с надписью «МАКЕТ».

В 1993 г. «Иван Иванович», слетавший в космос, был продан на аукционе Сотбис за 189 500 долларов. В 1997 г. его одолжили Национальному музею авиации и космонавтики США, где он и находится, по-прежнему облаченный в свой скафандр.

В апреле 2011 г. в Нью-Йорке состоялся аукцион, приуроченный к 50-летию первого полета в космос, с единственным лотом, оцениваемым в сумму от 2 до 10 миллионов долларов США. Им являлся спускаемый аппарат, в котором на орбиту Земли были отправлены «Иван Иванович» и собака Звездочка.

Он, и только он ― первый

На месте приземления спускаемого аппарата космического корабля 3КА № 2 установлен памятный знак собаке-космонавту Звездочке

Запуск 3КА № 2 стал завершающей проверкой космического корабля перед полетом человека

Государственной комиссией 10 апреля 1961 г. было объявлено решение, что Юрия Гагарина выбрали первым, его дублером был назначен Герман Титов, запасным — Григорий Нелюбов.

Но вот есть интересный документ — «Заявка на попытку установления рекорда…», заполненная на имя того, кто стал первым в истории человечества космонавтом.

Он, и только он ― первый Он, и только он ― первый

Обратите внимание на дату подписания «Заявки…». Следует, что решение о назначении первым космонавтом именно Юрия Гагарина было принято, по крайней мере, за месяц до старта.

12 апреля 1961 г. в 9 часов 6 минут 59 секунд по московскому времени раскинулись в стороны опорные стрелы пусковой установки, удерживающие ракету-носитель 8К72К. Движение ее еще незаметно. Но вот она медленно начинает подниматься. От нарастающего гула двигателей задрожал бункер.

— «Есть подъем», — прокричал оператор центрального пульта управления лейтенант Борис Чекунов.

На корабле ЗКА № 3, получившем в печати название «Восток», со стартового комплекса площадки № 1 НИИП-5 МО СССР Юрий Гагарин уходил в легенду!

В этот день на «единичке» полигона было разрешено работать только одной кинокамере — оператора спецгруппы «Моснаучфильма» Владимира Суворова. Снятые им кадры сохранились.

Взлет Гагарина фиксировал спортивный комиссар полковник В. А. Плаксин.

«Поеха-ли-и-и!» — вырвался из динамиков голос Юрия Гагарина и словно стал вызовом Соединенным Штатам, вынудив президента США Джона Кеннеди 25 мая 1961 г. обратиться к Конгрессу со специальным посланием:

«… Я уверен, что наша страна должна поставить перед собой задачу высадить человека на Луну и безопасно возвратить его на Землю. Сделать это надо еще до свершения текущего десятилетия. Ни один другой космический проект не может быть столь трудным и дорогостоящим».

Президент тем самым просил Конгресс дать согласие на ассигнование небывало дорогой программы. И получил его.

На 150-й секунде полета Гагарин доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Через 13 минут после старта первый в мире полет человека по околоземной орбите начался.

16 апреля 1961 г. последняя ступень РН «Восток» сошла с орбиты и прекратила свое существование, сгорев в плотных слоях земной атмосферы.

Посадка на Землю первого космонавта состоялась в тот же день.

Из «Дневников» Н. Каманина:

— 12 апреля 1961 года, среда.

Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград. Уже в воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космонавта в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили с КП ВВС: «Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев».

Он, и только он ― первый

Посадка, в общем, была нормальной, только спускаемый аппарат приземлился с большим перелетом: расчетное место посадки было в 110 км южнее города Сталинграда.

Штатная посадка космонавта предполагала единственный вариант — катапультирование из спускаемого аппарата на высоте около 7 000 метров, затем, отделившись от кресла, он спускался на парашюте. Приземлиться мог и в горах, и в тайге, и на море. Чтобы вовремя оказать космонавту помощь, решено было десантировать к месту его приземления врача-парашютиста. Для этих целей была подготовлена группа медиков-спасателей. Возглавил подразделение подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович.

Из воспоминаний В. Воловича:

— Я с группой дежурил на военном аэродроме Кряж под Куйбышевом. Нам выдали по комплекту аварийного запаса летчика и особый мандат. В нем было указано: советские и партийные органы Советского Союза должны оказывать нам содействие в размещении, обеспечении транспортом, средствами связи и медицинской помощью. Мы в 9:30 заняли пост в своей «зоне ответственности». Предполагалось, что посадка произойдет южнее Сталинграда на 110 км. Разброс точки приземления составлял 400–600 км. Кто из подготовленной шестерки космонавтов полетит, мы не знали. И тут радист вдруг закричал: «Гагарина запустили». Мы дружно ответили: «Ура!»

Отряд Воловича получил координаты предполагаемого места посадки. Сюда группа подошла точно в назначенное время. Вскоре увидели огромное оранжевое пятно парашюта.

— Мы приготовились к прыжку. Высота шестьсот метров. Вдруг вспыхнула красная лампа. Мы услышали: «Отставить прыжок. Космонавт уже на земле. Следуйте на аэродром Энгельса».

Когда приземлились, Виталий Волович не стал дожидаться, когда подадут трап, спрыгнул на взлетку.

— Юру Гагарина нашел на втором этаже. Он сидел в центре на стуле в голубом теплозащитном комбинезоне. А вокруг него в почтительном молчании стояла группа мужчин, одетых в одинаковые длиннополые темные пальто, с фетровыми шляпами в руках.

Потом Юру схватил в охапку заместитель главнокомандующего ВВС Агальцов. На черной генеральской «Волге» они умчались в НИИ ВВС, где был телефон прямой связи с Хрущевым. Я попытался было встрять, но услышал: «Никаких пока осмотров». Казалось, что здоровье Гагарина никого не волновало. Вскоре Гагарина доставили к специальному штабному самолету, который вылетал в Куйбышев.

На борт Ил-14 к космонавту пустили: Воловича, кинооператора Махмуда Рафикова, конструктора скафандра Отари Бахрамова и спортивного комиссара FAI Ивана Борисенко.

В салоне самолета Волович приступил к осмотру Гагарина. Кровоизлияний, которые возникают при воздействии высоких перегрузок, он не обнаружил. В легких было чисто. Температура 36,6, пульс 65. Давление оказалось отличным — 125 на 75 миллиметров.

Когда подлетали к Куйбышеву, Гагарин, глядя в иллюминатор, сказал, что на аэродроме, наверное, холодновато, по Волге какие-то льдины плывут. Фуражку, что ему подарил майор Ахмед Гасиев, он кому-то передал, и ее увели.«Да и околыш у нее черный, артиллерийский, а я же все-таки летчик».

Тогда из парашютной сумки Волович достал кожаный летный шлем с длинными ушами.

— Только уж ты, Юра, не потеряй его, я ведь в этом шлеме совершил первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс.

Он уверил, что шлем не пропадет. Но куда там…

На аэродроме завода «Прогресс» в Куйбышеве наш самолет зарулил на самую дальнюю стоянку, но и там космонавта встречала толпа народа. Грянуло громовое «ура». Космонавт, глядя на море людей, обратился ко мне: «Доктор, возьми, пожалуйста, бортжурнал и пистолет».

Как только Гагарин сошел с трапа, к нему сразу же бросился светловолосый капитан. Это был Герман Титов, дублер Гагарина.

Пока я собирал вещи, толпа встречающих рассосалась, и колонна черных «Волг» покинула аэродром. Я остался стоять на взлетной полосе, в одной руке — пистолет Гагарина, в другой — бортжурнал, побывавший в космосе. И тут ко мне подкатила одна из оставшихся машин. Я сказал, что врач Гагарина, со мной важные документы и их надо немедленно доставить начальству. Водитель сказал: «Садитесь, я вас отвезу по назначению, на правительственную дачу». Мы помчались по улицам, которые были все перекрыты милиционерами. Пропуском нам были слова: «Это врач Гагарина».

Первые послеполетные дни, с середины 12 апреля до середины 14 апреля, «Космонавт-1» провел в «маленьком домике», в неназванном городе на Волге, как писали в газетах тех лет. Но это место имело точный адрес: город Куйбышев, загородный гостиничный комплекс обкома КПСС, или, как его называют до сих пор, «обкомовские дачи», где проводили лето руководители Куйбышевской области с семьями.

Он, и только он ― первый

Здание гостиницы обкома КПСС в Куйбышеве. Вид со стороны фасада, обращенного к Волге. Фото 1958 г.

Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Королев, Мрыкин произносили тосты, но пили немного — чувствовалось, что все очень устали.

13 апреля с 9:30 до 12:00 в присутствии членов Госкомиссии и представителей промышленности Гагарин рассказывал о полете и отвечал на многочисленные вопросы.

Во второй половине дня начали готовиться к встрече в Москве. Гагарин осваивал рапорт Хрущеву и выступление на Красной площади.

Каманин изображал Хрущева, Гагарин, примерив новую форму и шинель, подходил к нему с рапортом.

При описаниях событий первого космического полета Куйбышев стал упоминаться лет через двадцать. Такое многолетнее молчание имело вескую причину: привлекать внимание к закрытому для иностранцев городу было нецелесообразно.

14 апреля, в день, когда Указами Президиума ВС СССР Ю. А. Гагарину присвоены звания Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР», из Москвы перегнали Ил-18 под бортовым номером 75717 (на борту был № 75563):

командир лайнера пилот первого класса Борис Бугаев отрапортовал о готовности выполнить рейс.

В 10:40 московского времени Гагарин и сопровождающие его люди (Агальцов, Яздовский, Каманин, несколько корреспондентов и кинооператоров) вылетели в Москву.

В 50 км от Москвы Ил-18 встретили семь истребителей МиГ-15 и в строю почетного эскорта — два справа, два слева и три сверху — сопровождали самолет, пролетая над Ленинским проспектом, Красной площадью, улицей Горького.

В 13:00 Ил-18 в аэропорту Внуково остановился в 100 метрах от трибуны, на которой находились руководители государства и родные космонавта. Первым из самолета вышел майор Ю. А. Гагарин и по красной ковровой дорожке направился навстречу своей заслуженной славе…

Хрущев был искренне растроган, ожидая Гагарина, прослезился. Более двадцати лет — ежегодно 12 апреля — на экранах кинотеатров и телевизоров Гагарин спускался по трапу самолета, делал шаг-другой все по той же ковровой дорожке и… ликующие демонстранты приветствуют его, уже стоящего на трибуне Мавзолея.

Он, и только он ― первый

И лишь 26 октября 1987 г. многие впервые увидели, как Гагарин, сойдя по трапу, «преодолел путь до трибуны, остановился перед микрофоном, вскинул руку к козырьку и начал рапортовать, глядя прямо в счастливые глаза Хрущева»:

— Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено.

Первый в истории человечества полет на советском космическом корабле «Восток» 12 апреля успешно совершен.

Все приборы и оборудование корабля работали четко и безупречно.

Чувствую себя отлично. Готов выполнить новое любое задание нашей партии и правительства.

Майор Гагарин.

Растроганный «отец космонавтики», оттеснив локтем оказавшегося перед Гагариным «первого маршала», снял шляпу, обнял и по старинному русскому обычаю трижды расцеловал Юрия. Потом начал представлять ему всех членов Политбюро, Цеденбала. Но всех представить не успел.

Юрий Гагарин потянулся к своим родным, стоявшим тут же, слева от Хрущева.

Затем Гагарин, его супруга Валентина Ивановна и Хрущев сели в открытый голубой автомобиль ЗиЛ-111 и в сопровождении кортежа мотоциклистов отправились на Красную площадь.

По пути их следования ликовали москвичи, радостно приветствуя героя космоса. На Красной площади состоялся многотысячный митинг. На трибуне Мавзолея были счастливые Гагарин и Хрущев, руководители партии и правительства, представители общественных организаций, родные и близкие космонавта.

В 18:00 в Большом Кремлевском дворце открылся прием в честь выдающегося подвига ученых, инженеров и рабочих, обеспечивших успех ПЕРВОГО полета человека в космическое пространство, в честь ПЕРВОГО в мире космонавта Юрия Гагарина.

В Георгиевском зале Кремля состоялась церемония вручения наград космонавту. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе огласил Указ Президиума Верховного Совета СССР:

«За героический подвиг — первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую Родину, за проявленное мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» первому в мире летчику-космонавту майору Гагарину Юрию Алексеевичу и установить бронзовый бюст Героя в городе Москве».

Звезду Героя под номером 11175. вручил Ю. Гагарину Л. И. Брежнев. В этот день были еще два Указа:

Он, и только он ― первый

Вроде бы на приеме в Кремле Хрущев отвел Гагарина в сторону и спросил, видел ли он Бога, тот в шутку ответил: «Видел». На что советский лидер сказал: «Прошу тебя, никому об этом не говори».

Через некоторое время к космонавту подошел Патриарх Алексий I с тем же вопросом. Гагарину неловко было шутить с главой Русской православной церкви и он ответил: «Нет, отец, к сожалению, не видел». «Прошу тебя, Юра, никому об этом не говори», — произнес Алексий.

На следующий день после Кремлевского приема С. П. Королев чествовал Гагарина в Калининграде (в Подлипках). Из-за сверхсекретных заборов разносился уже всем знакомый звонкий голос:

— Спасибо вам, творцы нашей ракетной техники, за замечательный космический корабль.

Здесь остается только улыбаться, размышляя над причудами секретности.

16 апреля 1961 г. было опубликовано официальное сообщение:

«Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым наградить орденами и медалям СССР ученых, рабочих, инженеров и техников — участников создания космического корабля-спутника «Восток» и обеспечения первого в мире успешного полета советского человека в космос…».

Директива ЦК КПСС и СМ СССР была выполнена через два месяца.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 17 июня 1961 г. за обеспечение первого в мире полета человека в космос награждены второй золотой медалью «Серп и Молот» семь видных ученых-конструкторов, Героев Социалистического Труда:

С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Глушко, Н. А. Пилюгин, М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, Д. Ф. Устинов. Вторая золотая звезда тогда вручалась без ордена Ленина.

Президиум Верховного Совета СССР не забыл отметить Никиту Сергеевича и Леонида Ильича. Первого из них наградили орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот», а другому присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/29 от 17 июня 1961 г. (с грифом: «Сов. секретно») «За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство»1 присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» ДЕВЯНОСТО ЧЕТЫРЕМ ведущим конструкторам, ученым, рабочим и руководящим работникам.

Золотые медали «Серп и Молот» получили Председатель Госкомиссии К. Н. Руднев и руководители из королевкого ОКБ: Б. Е. Черток, М. В. Мельников, Е. В. Шабаров, И. Е. Юрасов, Д. И. Козлов, А. Д. Гулько. Этим же Указом звание Героя Социалистического Труда присвоено директору Харьковского союзного завода № 897 МПСС (п/я 201) Владимиру Никандровичу Куликову и главному конструктору ОКБ-692 Владимиру Григорьевичу Сергееву.

Не был забыт и Михаил Клавдиевич Тихонравов — кого по праву следовало бы называть Главным теоретиком практической отечественной космонавтики. Ведь это он убедил С. П. Королева о возможности создания искусственного спутника Земли. Это его идея «пакета», блестяще реализованная Королевым и его соратниками, превратила в реальность полет человека в космос. А называли в печати Теоретиком космонавтики директора НИИ-1 МАП, директора Института прикладной математики АН СССР академика М. В. Келдыша, заслуги которого в создании фундаментальных научных направлений отмечены тремя золотыми звездами «Серп и Молот».

Орденами и медалями СССР награждено 6 910 рабочих, конструкторов, ученых, руководящих и инженерно-технических работников:

  • орденом Ленина награждено 479 человек,
  • орденом Трудового Красного Знамени — 1 218,
  • орденом Красной Звезды — 254,
  • орденом «Знак Почета» — 1 790,
  • медалью «За Боевые Заслуги» — 107,
  • медалью «За Трудовую Доблесть» — 1 683,
  • медалью «За Трудовое Отличие» — 1 377 человек.

Наградили и не летавших космонавтов. Заочно и досрочно орденом Красной Звезды.

Германа Титова представляли к ордену Красного Знамени. Но Хрущев распорядился дать ему орден Ленина.

Валентине Ивановне Гагариной тоже был вручен орден Ленина. Надо отдать должное ее скромности и представлениям о собственных заслугах: она не надевала этот орден ни разу в жизни….

Орденами и медалями награжден 181 харьковчанин.

Единственным из харьковских заводов награжден орденом Трудового Красного Знамени завод № 157 (позже получивший название ХЗЭА и номер — п/я Г-4651), 1 февраля 1958 г. приступивший к изготовлению приборов для ракетно-космической техники.

12 апреля ежегодно весь мир отмечает День авиации и космонавтики — особенный день — день триумфа науки и техники и всех, кто и сегодня трудится в космической отрасли.

Как праздник — День космонавтики — был установлен в Советском Союзе 9 апреля 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, а международный статус он получил в 1968 г. на конференции Международной авиационной федерации.

Прошло с тех пор немало лет,

Но тех апрельских дней отсвет

Всегда как праздник с нами будет

Средь повседневных трудных буден.

(Егор Исаев)

Так полетом Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике «Восток» началась эра полетов человека в космос.

КСТАТИ

С 2011 г. День космонавтики носит еще одно название — Международный день полета человека в космос (International Day of Human Space Flight). О чем 7 апреля 2011 г. на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, по инициативе России, была принята официальная резолюция № A/RES/65/271. Соавторами резолюции стали свыше 60 государств.

Ракета-носитель и первый в мире пилотируемый космический корабль-спутник «Восток» были разработаны в ОКБ-1. В этом великая заслуга С. П. Королева и возглавляемого им коллектива.

Работы по проектированию корабля начинались в 9-м отделе под руководством М. К. Тихонравова еще до запуска Первого спутника, а 15 февраля 1958 г. С. П. Королев поставил перед специалистами ОКБ-1 конкретную задачу — разработать одноместный корабль-спутник для полета человека в околоземное космическое пространство.

Работа по созданию корабля была официально утверждена Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 569-264 от 22.05.1959 по теме «Восток». Ставилась задача разработки экспериментального варианта корабля-спутника, который должен был стать предпосылкой для спутника-разведчика, «а также спутника, предназначенного для полета человека», в расчете на МБР 8К74 с дополнительной 3-й ступенью.

Был разработан эскизный проект корабля-спутника. Из-за недостатка средств и пилотируемый корабль, и спутникфоторазведчик решено делать однотипными: в документации оба объекта проходили под одним именем «Восток», но с разными обозначениями.

Экспериментальный унифицированный корабль-спутник, одинаково подходивший для установки на нем и фотоаппаратуры, и кабины космонавта, имел обозначение 1К. Именно на его базе должны были отрабатываться как основные схемы и конструкции спутника-разведчика 2К, так и системы спутника 3КА, на котором намечалось осуществить полет человека в космос (КА — космический аппарат, цифра «3» означает — третий по значимости объект).

После полета Гагарина объект 3КА стал называться просто «Восток», а 2К переименован в «Зенит-2».

В работах по созданию ракеты-носителя и космического корабля участвовали многие НИИ и КБ Советского Союза.

Харьков не был в стороне от этого великого дела:

в марте 1959 г. к работам по СУ ракеты 8К72, намеченной для запуска космических кораблей серии 3КА, был подключен завод № 897 с его СКБ.

В феврале 1960 г. СКБ-897 получило ТЗ на СУ ракеты 8К72. Требовалась разработка бортовых приборов, бортовой кабельной сети, испытательной аппаратуры, предусматривалась выдача команд от СУ ракеты-носителя в корабль, связь СУ с системой спасения экипажа корабля в аварийных ситуациях на различных участках полета ракеты.

Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) решением от 2 сентября 1960 г. № 130 утвердила предложение ОКБ-1 и Харьковского совнархоза о привлечении завода № 897 к совместной работе с ОКБ-1.

Во исполнение этого решения 10 сентября 1960 г. председатель Государственного комитета по оборонной технике К. Руднев подписал приказ, в котором говорилось:

<…> 7. Главному конструктору ОКБ-1 т. Королеву: а) немедленно направить на завод № 897 Харьковского совнархоза группу работников для участия в разработке документации на блоки системы ориентации для объекта «Восток-2, 3 и 4».

в) направить на завод № 897 шефрегулировщиков и необходимую нестандартную аппаратуру для производства регулировочных работ в объеме, установленном для завода № 897.

г) согласовать с заводом № 897 количество и сроки поставок ОКБ-1 блоков управления системы ориентации для объектов «Восток-2, 3 и 4.

И ракета-носитель, выводившая на околоземную орбиту корабль «Восток» с первым в мире человеком на борту, была оснащена приборами, изготовленными заводом № 897 (п/я 201).

Город Харьков со своим производственным и научным потенциалом становился Центром создания систем управления не только стратегических ракетных комплексов, но и носителей космических аппаратов (КА) и самих КА различного назначения.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Космические скафандры России. Москва, 2005. 360 с. : ил.

2. Первый пилотируемый полет : сб. рассекреченных документов : в 2 кн. Москва : Родина МЕДИА, 2011.

3. Человек. Корабль. Космос : сб. документов к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина. Москва : Новый хронограф, 2011

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy