Столько икры я еще не видел: побывал на самом большом в мире заводе по производству красной икры на Камчатке
Все-таки, в России из стратегического сырья есть не только нефть, газ, никель и лес. Еще у нас есть Камчатка и Дальний Восток, на котором добывают огромное количество ценных деликатесов, которые ценятся во всем мире.
Речь, разумеется, о крабах, морепродуктах и, конечно же, красной рыбе и красной икре.
Признаюсь честно: я много лет мечтал увидеть своими глазами завод, на котором добывают и «делают» красную икру. К которой я испытываю любовь еще с далекого советского детства: редко-редко отец привозил их командировок в Москву зеленую баночку красной икры, которую мама открывала исключительно к какому-нибудь празднику или значительному событию. Это сейчас её можно купить почти в любом магазине в любом количестве. А конце 80-х, когда я был маленьким, это было совсем не так…
Основную массу красной икры в России и в мире добывают, разумеется, на Камчатке.
Основные производства расположены на юге полуострова. И мне повезло побывать на одном из заводов, да еще и самом крупном.
Просто для понимания: в день он производит 143 тысячи банок икры! Это 20 тонн продукта. Можно только представить, сколько для такого количества икры необходимо переработать рыбы — нерки, горбуши, других лососёвых рыб.
Сначала пойманную рыбу, разумеется, разделывают.
Тушки уходят в рыбный цех, где их коптят, делают нарезку, замораживают или филеруют, в зависимости от производственных планов. А самая драгоценная часть — ястыки с икрой поступают в икорный цех.
И дальше с ними нужно еще «поработать», чтобы превратить в любимый почти всеми продукт.
Икра, которую отобрали у рыбы, не рассыпчатая, как мы привыкли видеть её в банке, а собрана вот в такие «упаковки» в чреве лососей. Эти «упаковки» называют ястыками, и икринки внутри них как бы склеены почти невидимыми пленками как между собой, так и облачены в пленочную оболочку все вместе.
Здесь икра попадает в заботливые мужские руки: машине этот этап не доверяют.
Парни руками разрывают ястыки, укладывают из на ленту, по которой икра попадает на следующий этап, где икринки будут отделены друг от друга, чтобы стать рассыпчатыми.
Устройство называется «грохотка». Это вибромашина, которая отделяет икринки друг от друга, и в которой икрая затем промывается водой под давлением.
Из грохотки икра уже без пленок попадает в сборные ёмкости.
Дальше икру солят в специальной ёмкости.
Делается это тузлуке в течении 5-10 минут, в зависимости от сорта рыба.
Тузлук — это раствор соли в воде, очень насыщенный — по максимально возможному уровню растворения соли. На правильных производствах никаких компонентов в тузлук не добавляют. Состав: только соль и вода.
Пока икра солят, ее размешивают специальной «ракеткой».
Самое главное — не передержать икру в тузлуке, иначе она станет слишком соленой и не вкусной.
Поэтому как только нужная степень солёности достигнута, икру тут же достают из бочки с тузлуком и отправляют на контрольный стол.
Это последний этап перед упаковкой.
Здесь контролёр просматривает икру на испорченные икринки и посторонние включения. Плёнки, если они остались, тоже считаются посторонним включением, и икринки с прилипшими плёнками удаляются.
Ну а дальше икру пакуют либо 10-ти или 20-килограммовые пластиковые ёмкости, чтобы затем отправить заказчикам по всей России (которые потом фасуют икру где-нибудь в Перми под своей торговой маркой), либо в те самые зелененькие баночки по 140 грамм, которые мы покупаем в супермаркете…