Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

0 1

Если фотографии потрёпанного временем «Каспийского монстра» видел практически каждый, кто хоть немного интересуется путешествиями по России и индустриальном туризмом, то про дальнейшую судьбу стального гиганта известно немногом. Противоречивая информация из разных источников пророчила экраноплану разную судьбу: от памятника в парке «Патриот», до утилизации на металлолом.

Чтобы расставить все точки на «i» я отправился в Дагестан и лично поговорил с новым владельцем экраноплана. Но сначала краткий экскурс в историю и подробный фотоотчёт изнутри и снаружи легендарной машины. Присаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

История экранопланов началась в шестидесятых годах прошлого столетия. Тогда в советском конструкторском бюро «Волга», в городе Горький, был разработан первым экраноплан. Это был лишь первый, опытный образец, но даже он вызывал опасения у западной разведки.

В 1966 году на воду был спущен первый прототип, получивший «секретное» название КМ — Корабль Макет. Произведен он был на заводе Волга под руководством главного конструктора Алексеева Р.Е.

Целый месяц КМ транспортировали по Волге от Горького до Каспийского моря. Движение проходило только ночью, по соображениям секретности. Правда, спустя время западная разведка всё же получила информацию об этом аппарате, и сразу же окрестила его Каспийским Монстром.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

В то время потенциальный противник ещё не понимал что это за аппарат. Для них это был странный самолет, с маленькими крыльями. Необычной была и дислокация самолёта: КМ базировался не на аэродроме, а на воде.

Пока на «Западе» ломали головы над ТТХ и назначением КМ в Советском Союзе тем временем продолжались испытания и доработки.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Немного технической части: что это за экранный эффект и какие преимущества у экранопланов?

С эффектом экрана сталкивается каждый пилот самолёта. При посадке, когда до земли остаются считанные метры, возникает подъёмная сила действующая на внутреннею часть крыла. Тем самым самолет, вместо того чтоб стремиться к земле, пытается от нее оторваться. Именно этот эффект и стало главной технической особенностью экраноплана, позволяя ему перемещаться на сверхмалых высотах как над водой, так и над сушей.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Испытания проходили с переменным успехом, часто сам Алексеев был за штурвалом. Конструктор предпочитал лично управлять и следить за испытаниями, хотя это и было запрещено. Ещё бы, в случае неудачных испытаний, Советский Союз мог лишиться выдающегося конструктора.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

В 80-м году, в ходе летных испытаний, Корабль Макет потерпел крушение, по официальным данным причиной стала ошибка пилотирования.

Обошлось без жертв, но экраноплан восстанавливать не стали и в течение недели он окончательно затонул. Корабль Макет выполнил свою функцию, он стал пионером среди советских экранопланов. На его основе начали разрабатывать нового Каспийского Монстра, который уже по-настоящему наводил ужас на западную разведку. В 1983 году, на опытном заводе Волга, было начато строительство первого ударного экраноплана «Лунь».

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Перед этим проектом стояли уже боевые задачи, а именно уничтожение надводных целей. Для этого экраноплан снарядили тремя спаренными установками ПУ ПКР 3М-80 «Москит». Они могли поражать цели на расстоянии до 250 километров, при этом ракета подлетала к цели на высоте около 10 метров и двигалась по сложной траектории.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Экраноплан двигался со скоростью до 500 км/ч и имел запас хода в 2000 километров, что значительно превосходило по показателям мобильности классические корабли ракетоносцы.

Таким образом корабль становился грозным оружием способным наносить стремительный удар по позициям противника и быстро менять дислокацию. Хотя технический «Лунь» больше корабль, чем самолёт, морем зона действия не ограничивалась: на эффекте экрана он двигался по любой ровной поверхности. А степей вокруг Каспия хватает.

В движение экраноплан приводили 8 турбореактивных двигателя НК-87 мощностью по 13000 кгс каждый. Кроме этого, было 2 дополнительных двигателя ТА-6 внутри фюзеляжа, по одному с каждой стороны. Нужны они для пуска маршевых двигателей, а также для обеспечения работы всех систем в автономном, долговременном режиме.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Дополнительным вооружением на «Луне» установлено два спаренных пулемета 23-мм АУ УКУ-9К-502-II. Один спереди, второй сзади, такие же установки можно наблюдать на самолетах ИЛ-76 и ТУ-95.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Внутри «Лунь» напоминает самолет и даже управлялся пилотами самолетов. При этом всё же он остается кораблем, имеющим палубы и отсеки и даже якорь. На фото можно увидеть люк под кабиной пилотов, именно там раньше размещался якорь, но после был демонтирован.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Пора заглянуть внутрь! Начнём мы с кабины пилотов.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Всего в экипаже было 10 человек, автономность 5 суток. Управлял экранопланом пилот (командир судна), помогал в этом второй пилот.

По заявлению одного моего товарища, кресла пилотов имеют специальную форму с выемкой между ног для тех целей, чтобы члены экипажа могли не отлучатся со своего места даже в случаи малой нужды, но документального подтверждения данному факту я не нашёл.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Снаружи корабль, внутри самолет. Находясь в кабине, ощущаешь это сильнее всего. Во время движения приходилось следить за множеством показателей, высота над уровнем поверхности, угол наклона, скорость и т. д., и я если честно не представляю, как пилоты умудрялись контролировать, что происходит снаружи, через такие маленькие окна.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Позади пилотов есть еще одно место, у которого элементов управления не меньше. Тут и система управления пожаротушением, и гидравликой, контроль уровня топлива, температуры и еще много всего. Возможно, я ошибаюсь (поправьте если так), но кажется это место бортмеханика.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

За кабиной пилотов находится радиорубка, дверь закрыта, а внутри темно. Но заглянув через окошко понял, почти все аппаратура демонтирована. Поэтому идем дальше, в жилую часть. Автономность плавания составляла 5 суток и большую часть времени экипаж находился «за приборами». Но все же тут есть кают, гальюн, и даже камбуз.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Следующие отсеки напичканы какими-то приборами и аппаратурой. Вроде как она нужна была для проведения тестов и различных испытаний.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяиномУзнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Вторая половина экраноплана пострадала очень сильно. На первый взгляд все выглядит целым, но стоит присмотреться и можно заметить модули и блоки, отсутствующие целиком. Интересно, куда они подевались?

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Навигационное оборудование занимало целый отсек.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Перед тем как уйти я немного поговорил о судьбе данного аппарата с человеком, представившегося новым владельцем судна. Собственно, наша встреча была счастливой случайностью и предварительной договорённости у нас не было и встречала была счастливым совпадением.

Новый владелец рассказал мне, что в дальнейшем экраноплан Лунь займет место на берегу, а рядом будет построена пятизвездочная гостиница, а сам экраноплан станет ее дополнением. Внутри будет несколько номеров, кафе, а в хвостовой части будет смотровая площадка.

В этом году будет готов проект, а основной объём работ будет выполнен до 2024 года.

Узнал дальнейшую судьбу экраноплана «Лунь» — съездил в Дагестан и поговорил с хозяином

Вот так уникальное советское изобретение — не имеющий аналогов во всем мире экраноплан, в скором времени станет отелем. Спорная, но как мы уже видели, далеко не самая плохая судьба для Советского Наследия.

А что думаете вы по данному поводу?

Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)
Резидент проекта NordSkif & Сo: Дмитрий Oesolod

Ссылки по теме: «Крылья Гиганта»: экраноплан Спасатель и экраноплан «Орлёнок» в музее ВМФ

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy