Контейнеровоз длиной в четыре футбольных поля свободен, а Суэцкий канал, наконец, открыт. Гигантский грузовой корабль Ever Given, заблокировавший канал, удалось «оторвать» от берега в понедельник 29 марта, через шесть дней после того, как он сел на мель.
Помощь пришла от сил мощных и опасных. Луна и приливы сделали свое дело. А до этого, спасательные бригады и спецтехника работали на суше и на воде в течение шести дней и ночей, безуспешно пытаясь сдвинуть с места грузовой корабль с 20 000 контейнеров зажатым в единственной полосе канала.
Воскресное полнолуние дало спасателям долгожданное 24-часовое «окно», а прилив, который поднял уровень воды в канале на 46 сантиметров, обеспечил необходимую маневренность судну. Его удалось сдвинуть с места. Спасательным командам пришлось решать сложные вопросы, касающиеся не только инженерии и физики, но также метеорологии и наук о Земле.
Всю ночь в воскресенье и в понедельник буксиры работали совместно с земснарядами.
Совокупное гравитационное притяжениеСолнце и Луныв очередной раз привело к исключительно высоким весенним приливам. Приливные течения в Суэце достигли своего пика в воскресенье и понедельник. С каждым приливом у 220 000-тонного судна появлялось все больше шансов стать плавучим.
О том, что контейнеровоз Ever Given встал на мель в Суэцком канале, заблокировав все движение судов,сталоизвестно 24 марта. Представитель тайваньской компании Evergreen Group, в управлении которой находится судно, сообщил, что на него, вероятно, обрушился сильный ветер, «из-за которого корпус отклонился от русла и сел на мель».Судно потеряло управление и ветер стал прижимать его к левому берегу канала, рысканье усилилось, в результате оно село на мель
С самого начала причиной случившегося с Ever Given называли «парусность», мол из-за высоты его надводного борта и размеров надстройки (в данном случае контейнеров) судно развернуло. Специалисты считают, что на судне произошел отказ рулевой машины. На любом современном судне рулевая машина состоит из минимум двух гидравлических насосов (рулевок) которые могут работать как по одиночке (обычно в открытом море), так и в вместе (в тяжёлых навигационно условиях, где важна точность).
Причин для отказа рулевой машины может быть множество. Но главная- это, так называемый, blackout (полное обесточивание судна), которое, на деле, не влечет за собой отказ данного агрегата, т.к. сразу происходит включение АДГ (аварийного дизель генератора), мощности которого хватит чтобы поддерживать в рабочем состоянии хотя бы одну из рулевок. Но даже при отказе рулевки и АДГ – одновременно, последнее можно запустить вручную. Этого не произошло.
Так что исключать человеческий фактор не стоит. Как и в любом деле важны: умение и навык принимать правильные и быстрые решения в критической ситуации – у капитана, действовать слаженно – у команды.
Теперь эскпертам предстоит осмотреть контейнеровоз, чтобы выяснить, нуждается ли он в ремонте и сможет ли своим ходом продолжить движение в пункт назначения. Сухогруз, на борту которого находится более 20 тыс. морских контейнеров, направлялся из Китая в Роттердам.
Как заявили в руководстве компании, управляющей каналом, на восстановление нормального судоходства в Суэцком канале потребуется несколько дней. Сейчас у северного и южного входов в канал ожидают прохода свыше 400 судов.