Современным искусством принято называть не вообще все, что создается сегодня в живописи и скульптуре, а именно направление, которое (довольно, кстати, нагловато) и присвоило себе именование «современное искусство».
В этом смысле художник, работающий сейчас в классическом стиле, представителем современного искусства не является. А вот, скажем, Энди Уорхол, живший полвека назад – вполне.
Ну так вот.
Более широкого простора для шарлатанов и представить себе нельзя.
Разбитые унитазы.
Дохлые вороны.
Подвешенные на веревках грязные метлы, лезущие в лица галерейной публики.
И сплошная мазня, мазня, мазня на стенах – синяя, красная, желтая и еще не пойми какая – на холстах, досках, кусках фанеры, картонках и просто по штукатурке.
Это – типичная выставка современного искусства.
Для полноты картины можно представить еще вжавшуюся в стул пожилую смотрительницу с испуганными глазами.
«Во что они превратили наш музей?!»
Если б, приводя в порядок чердак на своей даче, она обнаружила подобное там – то выкинула бы все к чертовой матери.
А тут это – искусство.
Началось-то все, по большому счету, в 1915.
С «Черного квадрата».
Казимир Малевич закрасил эту геометрическую фигуру, оглядел придирчиво и почесал затылок – не, не купят.
Почему, скажут, квадрат?
Почему, скажут, черный?
Да и вообще, скажут, почему это – искусство?
А вот потому! – разозлился автор, схватил бумагу и перо и принялся писать манифест, объясняющий дураку-зрителю, как теперь и что.
И объяснил.
«Революция кубизма и футуризма основала свое искусство».
«Намеченный нами путь равнодушен к горю и радости жизни».
«В глубоких недрах нашего пространства сознания безостановочно вздымаются бури».
Ну последнее-то и так было ясно.
Вот с тех пор и покатилось.
Но дело ведь в чем.
Настоящее искусство никаких манифестов не требует. Достаточно просто увидеть полотно Рембрандта, услышать Моцарта или прочесть «Я помню чудное мгновенье», чтобы понять – перед вами произведение искусства.
Хоть объясняй его, хоть не объясняй.
Да, ты можешь не знать, что за корабль терпит бедствие на картине Айвазовского, куда он шел и по какому морю – но тебе сразу передается атмосфера и ты будто оказываешься там – в этой стихии.
Ты воспринимаешь испытываемые художником чувства и переживаешь их сам.
А какие чувства ты испытаешь, глядя на разбитый унитаз? Радость, что дома у тебя – целый?
В общем, грустно это все.
Места творцов заняли шарлатаны. Неумехи, бездари, а то и откровенные безумцы.
Шум и скандалы вокруг них стали важнее того, что они создают. Шум и скандалы вокруг них стали определять их иерархический статус – чем хуже репутация, тем выше положение.
Шум и скандалы вокруг них стали их единственной настоящей целью.
Мошонка, прибитая к брусчатке, поджог собора… «В глубоких недрах пространства сознания безостановочно вздымаются бури».
И опять же – их картины. Скульптуры. Инсталляции. Вот стоит такая посреди зала – три стула, две палки и насаженная на одну голова манекена с разорванным ртом. И впечатление, что она вопит: «да, во всем этом нет никакого смысла, но, если ты посмеешь произнести такое вслух, тебя засмеют, заплюют и изгонят из тусовки как ретрограда и мракобеса!»
И эхо, эхо, эхо по уставленному жуткими экспонатами пространству.
В принципе, большинству-то людей и наплевать. Большинство и так не в тусовке.
Большинство в такие места и не ходит.
Но если кто удивляется – почему эдакое, с позволения сказать, художественное творчество вообще востребовано галереями и какими действительными мотивами руководствуются те, кто подобное продвигает – об этом я расскажу в одной из следующих статей.
Многие ведь не знают.
P.S. Заказать мою книгу "Здоровье и красивая фигура после 50" можно по этой ссылке.
Кому интересна тема самосовершенствования в любом возрасте — подписывайтесь на мой канал.