Изящный грузовоз Ми-26. Перестройка

0 0

В условиях экономики переходного периода в 1992 г., с целью повышения коммерческой значимости заводской продукции, специалисты «Роствертола» совместно с конструкторами ОАО «Ростов — Миль» (бывший ростовский филиал «МВЗ им. М.Л.Миля»), предложили монтажный вариант Ми-26Т, получивший обозначение Ми-26ТМ. Вертолет оснащался дополнительной легкосъемной кабиной пилота-оператора, причем предусматривалось две версии. В первом случае вместо демонтированного трапа и створок грузолюка устанавливалась задняя кабина с электродистанционной системой управления (при проектировании варианта со специальным вооружением, в этом месте планировалась установка гондолы для размещения шкворневых установок пулеметов НСВ-12,7 и РПК). Во втором — под фюзеляжем, между шпангоутами №3-5, подвешивалась кабина с механической системой управления. Дополнительная кабина оборудована приборной доской, органами управления вертолетом, вентилятором, стеклоочистителями, сиденьем с регулируемой спинкой, системой аварийного сброса боковых блистеров. Пилот-оператор располагается на своем рабочем месте лицом против полета. Опытная машина, оснащенная подвесной кабиной, впервые поднялась в воздух 13 ноября 1992 г., а машина с задней кабиной — 15 октября 1993 г. Вертолет в серийное производство не передавался.

Начало читайте в статьях:

Эра гигантов. Тяжелые вертолеты СССР — предшественники Ми-26

Изящный грузовоз Ми-26

Ми-26. Модификация со специальным вооружением и необычные гражданские версии вертолета-грузовоза

В Москве инициативу ростовчан поддержали лишь в 1997 г., когда МВЗ предложил Ми-26ПК, у которого на месте левой передней двери установили боковую кабину пилота-оператора с механической системой управления. Оператор может располагаться в ней как по полету, так и против полета. Первые экземпляры кабины были построены «Роствертолом», а вертолет, предназначенный для выполнения точных и особо точных краново-монтажных работ, начал демонстрироваться на авиасалонах начиная с 2001 г.

Изящный грузовоз Ми-26. Перестройка

Ми-26ПК с боковой кабиной пилота-оператора на месте левой передней двери, продемонстрированный на МАКС

Разработка этой модификации ведется в два этапа: на первом — вертолет оборудуется дополнительной кабиной; на втором — устанавливается ряд систем для повышения точности зависания. При этом для точности привязки и удержания вертолета над местом монтажа используются технологии, отработанные при создании КАБ и систем их наведения.

16 августа 1994 г. в Ростове впервые поднялся в воздух экспериментальный противопожарный вертолет Ми-26ТП. Он предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта. В состав противопожарного оборудования входят: рабочее место оператора; 4 емкости для воды (суммарным объемом 15 мі); 2 емкости для химических добавок (0,9 мі) с системой их дозировки и наддува до 1,4 кг/см.кв.; система слива огнегасящей жидкости. На вертолете также установлены тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и связи с наземными пожарными подразделениями. По заявлению разработчиков, для переоборудования базовой версии в противопожарный комплекс требуется всего 1 ч, сброс воды производится за 35-45 с, заправка на земле занимает не более 2 мин.

17 сентября 1997 г. в Ростове совершил первый полет Ми-26, оснащенный водосливным устройством ВСУ-15, которое представляет собой специальный бак объемом 15 мі, транспортируемый вертолетом на внешней подвеске. Его перевозка на большие расстояния возможна в грузовой кабине. Наполнять ВСУ-15 можно из открытого водоема на режиме висения, для чего требуется 10 с. Для слива воды необходимо 15 с. Устройство спроектировано, изготовлено и испытано фирмой «Техноэкс» (Санкт-Петербург) при участии НПК «ПАНХ»* (Краснодар). С 1998 г. вертолет производится серийно и эксплуатируется в подразделениях МЧС РФ. 19 августа 1999 г. в ходе МАКС-99 состоялась торжественная передача одной такой машины Управлению пожарной охраны ГУВД Москвы

* Научно-производственный комплекс применения авиации в народном хозяйстве.

Изящный грузовоз Ми-26. Перестройка

Ми-26

В ОАО «Роствертол» прошел испытания еще один противопожарный комплекс, оснащенный системой внешней подвески с 60-метровым центральным канатом, на котором закреплен блок модулей из двух емкостей типа ЕП-3000. Однако такой вариант оказался не очень перспективным, т.к. для наполнения емкостей необходима мобильная заправочная станция. Применение Ми-26 для тушения пожаров с использованием «бэмбибаков» (Bamby-Bucket), которые хорошо себя зарекомендовали в 73 странах мира на протяжении 35 лет, оказалось более привлекательным. В этом случае Ми-26 за один заход доставляет 19600 л. воды. Электродистанционное управление позволяет сбросить огнегасящую жидкость из баков как «залпом», так и раздельно. При условии выполнения одного цикла тушения за 5 мин стоимость доставки 1 л воды составляет всего 0,05 цента (по американским оценкам, у самолетов — 0,33…0,55 цента).

Испытания, в которых задействовался принадлежащий НИИ ПАНХ Ми-26ТС со спаркой баков вместимостью 15 т (Twin Вamby), прошли в 1997 г. в районе ст. Лазаревской (Краснодарский край). Они показали, что вертолет устойчив с таким грузом на скорости до 227 км/ч. Затем машина успешно показала себя в Турции, после чего был подписан контракт на тушение пожаров в Италии и Испании. На Апеннинском полуострове рабочий день краснодарских авиаторов начинался в 7 утра и продолжался до захода солнца, причем если после объявления команды на вылет экипаж не успевал подняться в воздух за 15 мин, им грозил штраф, превышавший стоимость часовой эксплуатации вертолета. 13 сентября 1997 г. «Роствертол» официально передал южнокорейской фирме Samsung Airspace Ltd один Ми-26ТМ, который с января по апрель следующего года с помощью Twin Bamby заливал огонь, бушевавший в лесах провинции Ульсан. Ущерб был снижен на 83-85% по сравнению с предыдущим годом, когда использовались только легкие вертолеты.

В развитие санитарного варианта Ми-26(Т), обеспечивающего перевозку на носилках 60 больных в сопровождении трех медработников, в последние годы на «Роствертоле» подготовили проект реанимационно-эвакуационного вертолета Ми-26ТС «Летающий госпиталь». Модификация, получившая обозначение Ми-26Д, позволяет обеспечить доставку медиков, диагностику, оказание помощи пострадавшим на борту, а также их эвакуацию. Конструктивная особенность — возможность установки в грузовой кабине различных функциональных модулей и при этом транспортировка на внешней подвеске оборудования для полевого госпиталя (энергоблоков и др.).

Одной из самых новых разработок является вертолет Ми-26Т2. Решение о его проектировании было принято в целях повышения конкурентоспособности вертолета Ми-26(Т) на мировом рынке и приведения его технических характеристик в соответствие требованиям Европейских норм летной годности (FAR-29) в новом тысячелетии. Применение авионики нового поколения позволило резко повысить эксплуатационные качества, надежность, снизить эксплуатационные расходы и численность экипажа. Уменьшение эксплуатационных затрат и увеличение числа решаемых задач должно повысить конкурентоспособность вертолета на мировом рынке.

Изящный грузовоз Ми-26. Перестройка

Ми-26 оборудован революционной системой активной защиты от всех типов ракет современных переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), бортовым комплексом обороны Л-370Э26Л («Президент-С»)

В соответствии с «Решением 8РМ/209(219)-2008» и Техническим заданием на вертолет Ми-26Т2, утвержденным 21 апреля 2008 г. Генеральным конструктором ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля», «Роствертолом» был доработан Ми-26Т, серийный (порядковый) номер 09-01, заводской 34001212096, до уровня Ми-26Т2. Опытный образец был собран в 2010 г. При модернизации установили новое современное БРЭО в виде интегрированного комплекса НПК90-2, разработки Раменского ПКБ. Комплекс обеспечивает выполнение полетов по международным правилам, днем и ночью, в любой точке земного шара, в различных физико-географических условиях, в простых и сложных метеоусловиях, за счет взаимодействия приемника GPS (А-737) с системами NAVSTAR/ГЛОНАСС. При этом возможно оперативное изменение маршрута вручную и по команде диспетчера при автоматическом полете, с определением координат относительно радиомаяков и их индикация. Кроме того, комплекс обеспечивает выход в заранее заданную точку с заданного направления, информирует о времени прибытия в пункты маршрута, пройденном пути, путевой, приборной и фактической скоростях, барометрической высоте и других параметрах полета, в том числе работе вертолетных систем. Система контроля состояния и наработки должна позволить эксплуатацию «по фактическому состоянию».

Заход, повторный заход на посадку, маневрирование перед ней, как и возврат на основной, запасные аэродромы и площадки по кратчайшему расстоянию, также доступны новому вертолету. На электронной карте местности появилась возможность отобразить тактическую обстановку. Стандартная бортовая телевизионная установка (БТУ-26) для наблюдения за грузом на внешней подвеске и в грузовой кабине получила возможность передачи цветного изображения на МФИ-10-6М, «стеклянной кабины». Макет кабины, изнутри выкрашенный в черный цвет для предотвращения бликов при использовании очков ночного видения, оборудованный пятью многофункциональными ЖКдисплеями, был продемонстрирован впервые на МАКС-2005. В качестве опционного оборудования на вертолет Ми-26Т2 может быть установлена система раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ) — SKY899, своевременно обеспечивающая экипаж информацией об опасности столкновения с подстилающей поверхностью, другими препятствиями для предотвращения опасных последствий; поисковый прожектор TSL-1600 компании «Транзас», работающий в режиме стандартного и ИК-свечения при использовании очков ночного видения для визуального контроля груза на внешней подвеске ночью; БКО; топливные баки, конструкция которых обеспечивает минимизацию утечек топлива в случае их повреждения и позволяет завершить полет благодаря наличию в них пенополиуретана ППУ-ЭО-110, предназначенного для защиты от взрыва при боевом повреждении; на подобные случаи биотуалет также не лишняя опция.

Кроме того, на новом вертолете возможна установка модернизированных двигателей Д-136-2, которые корпорация «Ивченко» представила на выставке «Двигатели-2012». Новая модификация представляет собой с точки зрения сертификационных требований глубокую модернизацию Д-136, но, по сути, его можно считать новым двигателем. В нем применен унифицированный газогенератор двигателей семейства Д-436, сертифицированный в составе ТРДД Д-436Т1, Д-436ТП и Д-436-148 и освоенный в серийном производстве. Компрессор низкого давления полностью унифицирован с КНД двигателя Д-136. Кроме того, двигатель Д-136-2 оснащен новой системой автоматического управления с полной ответственностью, типа FADEC. Ресурс двигателя увеличился в два раза.

Номинальная мощность Д-136-2 осталась такой же, как у базового двигателя — 11400 л.с., однако новый двигатель сохраняет свои характеристики до температуры 40°С, что улучшит летно-технические характеристики Ми-26Т2 в условиях повышенных температур окружающей среды и высокогорья.

По словам представителей корпорации «Ивченко», двигатель Д-136-2 не потребует сколько-нибудь существенного объема сертификационных работ, сейчас идет подготовка к его серийному производству на предприятии «Мотор — Сич», которое будет развертываться по мере освоения в серии вертолета Ми-26Т2.

Возможности, решаемые новым оборудованием, позволили упразднить должности штурмана и инженера, уменьшить количество экипажа с 5 до 2 человек. При работе с внешней подвеской добавляется оператор. Освободившееся место оборудовано для лиц, сопровождающих груз.

Ми-26Т2 имеет максимальный взлетный вес 56 т. и может перевозить до 20 т. грузов. Дальность полета модификации составляет 800 км, а перегоночная дальность полета с дополнительными топливными баками увеличилась до 1900 км.

Испытания первого прототипа начались весной 2011 г. с базовым мотором Д-136. Специально для индийской делегации, после проведения приемо-сдаточных и доводочных испытаний, провели показательные полеты Ми-26Т2 в расчете на победу в тендере на поставку 15 тяжелых транспортных вертолетов, объявленном Министерством обороны Индии.

Результаты удовлетворили представителей индийской стороны, однако предпочтение было отдано CH-47F Chinook, в результате чего запланированное на 2012 г. начало серийного производства вертолета начато не было. Тем не менее представители холдинга «Вертолеты России» заявляли, что планируют в ближайшие два года сертифицировать и гражданскую версию этой машины вне зависимости от исхода индийского тендера.

Изящный грузовоз Ми-26. Перестройка

Китайский Ми-26 (В-7802) с ВСУ-15 на тренинге пожарного экипажа

Появилась информация о том, что «Роствертол» в июле 2012 г. на одной из баз алжирских ВВС планировал показ Военно-воздушным силам Алжира Ми-26Т2. Перелет в Алжир из Ростова-на-Дону вертолет должен был выполнить самостоятельно. По итогам демонстрации вертолета командование ВВС Алжира должно принять решение о приобретении партии вертолетов Ми-26Т2. Подтверждения о показе пока нет.

Широкой общественности Ми-26Т2 был продемонстрирован на международном авиасалоне «МАКС-2011» в статической экспозиции и в полете. Всего четыре минуты было отведено Герою России, заслуженному летчику-испытателю РФ фирмы Миля — Климову Александру Михайловичу (позывной «214»), на демонстрацию Ми-26Т2 в полете. По его словам, полет был смоделирован таким образом, что разнообразные фигуры были соединены в единое целое, без резких переходов. Одна фигура плавно перетекала в другую, начало следующей фигуры было продолжением предыдущей. При этом учитывалась сила ветра, необходимость показа с разных сторон и ракурсов, освещенность несущего винта и фюзеляжа. Сложность заключалась в том, чтобы «ничего особенно не делать, но чтобы восторгались зрители», и ему это в полной мере удалось.

На основании положительных результатов, полученных при проведении комплекса испытаний и демонстрации модернизированного вертолета Ми-26Т2, принято решение разработать и оформить техническое задание на создание модернизированного вертолета Ми-26Т2 круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и современной отечественной авионикой для поставок МО РФ. В настоящее время работы по данному направлению продолжаются. В случае успешного завершения испытаний вертолета с бортовым комплексом обороны Л-370Э26Л возможно оснащение этим комплексом всех эксплуатирующихся и перспективных военных версий.

Статья была опубликована в апрельскомномере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy