Показываю, что «копали», и что «забыли» советские строители в недрах горы

0 2

Ночь. Заросли колючего кустарника. Зияющий провал портала и тоннель, уходящий в темноту неизвестности. Выработка кажется гигантской — она на порядок больше тоннеля метро и здесь легко разъедутся два грузовых автомобиля. Собственно, для этой цели его и построили — перед вами тоннель второй, недостроенной очереди окружной дороги города Гагры.

«Восьмидесятые», Советский Союз. Ещё не зная, что ноги у колоса трещат по швам, на юге страны начинается строительство амбициозного и очень дорогого проекта — окружной автомобильной дороги для разгрузки главной транспортной хорды черноморского побережья и улучшения экологической обстановки в курортной зоне возле города.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Как вы уже могли догадаться строительство было прервано разрушением великой страны, а затем и вспыхнувшим на территории бывшей союзной республики междоусобным конфликтом. Закончить строительство первой очереди готового на 70% тоннеля абхазам российским специалистам удалось только в 2013 году. Средства на строительство также выделила Россия в рамках комплексной программы помощи союзному государству.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

В настоящий момент тоннели № 1 и № 2 (первая очередь строительства) сданы и функционируют, № 3 стоит заброшенным, а тоннель № 4 (третья очередь) так и вовсе остался только на бумаге. Нас интересует именно третий тоннель, как единственный доступный для свободного посещения.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Тоннель длинный, но однообразный. На протяжении всех 1300 метров не было ничего, кроме редких остатков строительного инструмента, потоков воды, срывающихся с потолка и одной развилки — скромной технической сбойки ведущей на поверхность.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Изюминкой же данного заброшенного места и тем, ради чего стоило идти почти полтора километра по подземелью является исполинских размеров конструкция.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Называется устройство непривычно — это катучая опалубка для облицовки тоннелей.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Общее устройство похожей катучей опалубки смотрите на схеме выше.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Питания нет и при всём желании напрочь проржавевшую конструкцию не сдвинуть и на сантиметр. Полезная функция устройства утрачена и теперь её единственная задача, служить напоминания о миллионах советских рублей в прямом смысле, закопанных в кавказском хребте.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Интересно, что колёсики есть не только в основании, но и сверху.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Сборные элементы опалубки, очень напоминают чугунные тюбинги метро.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Да и в целом, автодорожный тоннеля сильно напоминает заброшенные площадки метростроя, о которых мы вам уже рассказывали.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Облицовка тоннеля делалась просто, в пространство между катучей опалубкой и скальной породой двумя насосами под давлением подавался раствор бетона.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горыПоказываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Раствор засыхал, тоннели рыли дальше и с помощью троса подтягивали устройство к новому участку. Сейчас бетон застыл в шлангах, а сама опалубка накрепко срослась самим тоннелем.

Показываю, что "копали", и что "забыли" советские строители в недрах горы

Вот такое вот богатство, осталось ржаветь в недрах скального массива в городе Гагры, а сколько ещё подобных амбициозных проектов позднего СССР так и суждено было завершить? Много, очень много. Успей их СССР их закончить и возможно история приняла бы совсем другой оборот…

Каталогизация: #urbexabkhazia (путешествия по Абхазии)

Более 2000 публикаций уже на канале. Новые посты — каждый день, подпишись, чтобы не пропустить новые!

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy