Содержание страницы
Во все времена в период войны страны пытались найти для своих солдат что-то, что повысит храбрость и желание идти в атаку. Вторая мировая война — это уникальный в мировой истории конфликт, но при этом самый масштабный.
Великие цели диктаторов требовали максимального использования человеческих ресурсов. Выжать максимум из солдат могли помочь психостимуляторы и наркотические вещества, которые активно применялись с конца XIX века. Нацисты активно использовали наркотики для солдат Третьего Рейха, да и сами лидеры прибегали к их употреблению.
Предыстория
По словам Геродота, скифы вдыхали дым конопли для того, чтобы общаться с предками, а Плиний пишет, что римские легионы любили отвар из полыни, чтобы “ходить как в дурмане”. Все это времена до нашей эры, но уже тогда применяли наркотические вещества. В XIX веке и вовсе проходили “опиумные войны” между Китаем и Англией за право контролировать наркоторговлю. Опиум в то время активно проникает в Европу.
В 1803 году из опиума получили морфий. Его стали использовать как сильное обезболивающее, тогда еще не догадывались, что он вызывает сильную зависимость. Например, в Крымской войне 1853-1856 года морфий использовали при проведении хирургических операций. Во время Гражданской войны в США возникла идея, что свойства морфина могут понадобиться не только для операций, но и для того, чтобы придать чувство храбрости, помочь противостоять боли и голоду солдатам фронта. Какой итог? В 1870-е в США насчитывалось около 400 тысяч наркозависимых.
В начале XX века в Европу попал кокаин. Его давала Британия своим солдатам на полях Первой мировой войны.
В 1887 году в мире появился новый тип наркотика, синтезируемый искусственным путем — амфетамин. Благодаря свой способности стимулировать нервную систему, уже в 1930-е годы руководство армий Германии и Британии обсуждало варианты использования амфетамина для солдат.
Примечательно, что все вышеописанные препараты изначально классифицировались как лекарства, а не наркотики. Об их свойстве разрушать человеческий организм не знали (ну или не хотели знать). Примечательно, что в самой нацистской Германии за применение наркотиков могли отправить в концлагерь, а вступать в брак с “наркоманом” даже подпадало под законы “О чистоте арийской расы”. Но одно дело — гражданские, а другое — военные.
Гитлер и наркотики
Начнем, так сказать, “с головы”, с фюрера Третьего Рейха. У него был собственный лечащий врач, Теодор Морель. Среди врачей Германии он пользовался сомнительной репутацией из-за своей склонности выписывать наркотические вещества для лечения.
Норман Олер, немецкий историк и журналист, автор известной книги «Тотальное опьянение. Третий рейх под наркотиками», обработал множество архивных и мемуарных материалов. На основании личных записок Теодора Мореля он выделяет три этапа наркотической зависимости Адольфа Гитлера:
- 1936-1941. Врач вводил фюреру глюкозу, витамины и обезболивающее в больших дозах. Частые бессонные ночи и выступления требовали больше энергии, а препараты постепенно переставали давать нужный эффект.
- 1941-1943. Фюреру начали вводить гормоны и стероиды.
- 1943-1945. Правитель Третьего Рейха начал употреблять опиаты. Чаще всего ему вводили юкодал, который по своему составу схож с кокаином. В сложных ситуациях поражений на фронте в 1943-1945 годах Гитлер искал спокойствие в ложной эйфории от наркотиков.
Подручные Гитлера и их предпочтения
В контексте наркотической зависимости лучше всего вспомнить пример Германа Геринга, главы СС и СА. Он был известным любителем морфина. С “пивного путча” в Мюнхене 1923 года начался не только путь нацистов, но и зависимость Геринга. Он был ранен в пах, для обезболивания ему вводили морфин, со временем без него Герман не мог и шагу сделать. Уже в 1930-е годы дошло до того, что он мог по нескольку десятков раз принять небольшую дозу морфина для улучшения настроения.
В таком состоянии, по его собственным убеждениям, “ему легче было думать”. Иногда, правда, он выдавал очень странные вещи. Например на заседании, посвященному увеличению количества самолетов для Люфтваффе он предложил сэкономить сталь за счет создания грузовых вагонов для железных дорог из…бетона.
Норман Олер описывает, как в 1943 году Герман Геринг из-за большой дозы морфина забыл выполнить приказ о снабжении немецкой армии под Сталинградом. Что там говорить, даже на Нюрнбергском процессе Геринг находился в состоянии наркотического опьянения.
Всё для солдат!
Изначально планировалось, что для солдат Третьего Рейха будут использовать морфин и кокаин. Но в 1937 году немецкий ученый Фриц Хаушильд запатентовал новый препарат, метамфетамин — первитин. В специальном докладе говорилось, что он позволяет переносить боль, холод и голод, дает чувство эйфории и бесстрашия, а без сна человек может находиться более 50 часов. Практически препарат, позволяющий создать “сверхчеловека”, идеального для захвата “жизненного пространства для арийской расы”.
Первитин отлично подходил Гитлеру для реализации идеи блицкрига, молниеносной войны. За поставку первитина для вермахта и отрядов СС отвечал лично директор института физиологии Отто Ранке. До конца 1939 года было произведено более 29 миллионов таблеток. Но с 1942 года в немецкой армии начались массовые проявления сильной наркотической зависимости: озноб, панические атаки, проблемы со сном и в целом с работой организма. Немцы упали в яму, которую сами себе вырыли.
Никогда до Второй мировой войны не было столько использовано наркотического вещества, причем для армии под надзором и опекой государства. Вместе с тем, история наркотика в годы Второй мировой — отличный пример пагубности наркотических веществ для организма. Психостимуляторы не помогли выиграть нацистам войну, но травмировали десятки тысяч немецких солдат.
Все статьи по теме: #мир истории_вторая мировая
Статья написана для канала «Мир истории», автор: Денис Цепко, историк
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
- Наш сайт: worldofhistory.ru — еще больше интересного и увлекательного.