F-22A Raptor. Серийное производство и конкуренция

0 0

Cерийное производство F-22A началось только в 2001 году. Для отработки технологии и устранения «нестыковок» в конструкторской документации в соответствии с Программой начального этапа производства низкой интенсивности (Low Rate Initial Production, LRIP) была заказана установочная серия из 35 самолетов, 8 из них были направлены на завершающий этап испытаний (эти машины шли под грифом PRTV — Production Representative Test Vehicle, это соответствует нашему эталону для серии). Первый «Раптор» блока LRIP, он же — первая машина PRTV, был передан заказчику в феврале 2003 года. Фаза PRTV предусматривала эксплуатационные испытания на базе строевой части ВВС. Для этого 17 F-22A (первых из блока LRIP и нескольких предсерийных EMD) были направлены в 325-е тактическое истребительное авиакрыло, размещенное на авиабазе Тиндалл во Флориде. Успешное завершение этапа PRTV означало принятие машины на вооружение ВВС США.

Начало читайте в статьях

«Раптор» готов к бою. Ликвидатор «истребительной мафии». Часть 1F-22 «Раптор». Продукт «холодной войны» и «жертва перестройки»

В декабре 2005 года завершила переучивание на новую технику 27-я истребительная эскадрилья ВВС США, которая с момента окончания II мировой войны постоянно выполняла задачи ПВО важнейших районов США. Это еще одна веха в истории F-22 — достижение начальной боевой готовности (ICO, Initial Combat Operational). Вслед за 27-й на новую технику перевооружилась и вторая АЭ истребительного авиакрыла с авиабазы Лэнгли (штат Вирджиния) — 94-я. Переучивание прошло успешно невзирая на отсутствие спарки, впрочем, заслуга здесь не только конструкторов, сделавших F-22 простым в пилотировании и создавших уникальный тренажер, полностью имитирующий любой полет, включая боевое применение и внештатные ситуации. 27-я и 94-я АЭ ВВС США имеют давние традиции лидерства в освоении новой техники и передовых тактических приемов первыми. Например, 27-я АЭ в свое время первой перевооружилась на первый «стреловидный» самолет ВВС США F-86А «Сейбр», 94-я в числе первых стала летать на всепогодных F-89 «Скорпион», и с тех пор эти части постоянно находятся на переднем крае развития авиатехники.

F-22A Raptor. Серийное производство и конкуренция

Сборочный цех F-22

На тот момент F-22A был способен выполнять лишь задачи ПВО, но очевидно, что это временное явление. Возможную стратегию и тактику применения нового истребителя начали формировать задолго до его поступления на вооружение в контексте взаимодействия как со «старыми» самолетами F-15C/E и F-16A/C, так и с новыми F-117A, B-2А, а также с истребителем-штурмовиком JSF, который существовал тогда только виртуально.

В начале 2001 года начальник штаба Боевого командования ВВС США генерал Дж. Джампер выдвинул идею формирования глобальной ударной оперативной группы (Global Strike Task Force), способной оказывать авиаподдержку операциям вооруженных сил США любого типа и масштаба в любой точке мира. В составе GSTF «рапторы» будут обеспечивать действия бомбардировщиков «стелс» F117A и В-2 путем завоевания господства в воздухе на всем ТВД и подавления наземных объектов ПВО. При этом для «типовой малой войны», по мнению Джампера, достаточно одного авиакрыла F-22 двухэскадрильного состава. Развертывание F-22 в любой точке мира выполняется за двое суток, причем каждый истребитель может сам привезти с собой на полевой аэродром до 10 ракет средней дальности и 2 малой дальности.

Генерал Джампер вскоре был назначен начальником штаба (главкомом) ВВС США и получил возможность реализовать свои идеи в Ираке и Афганистане, однако F-22 пока туда не попали — для этого они еще не созрели.

Пока «Раптор» имеет лишь 3 варианта боевой подвески. Основной включает 6 ракет средней дальности AIM-120C и 2 малой AIM-9M/S. Он предназначен для завоевания господства в воздухе на начальном этапе войны, когда противник имеет в своем распоряжении исправные РЛС, самолеты ДРЛОУ, истребители и зенитные ракеты. Когда вражеские радары подавлены и внезапность теряет свое значение, под крыло можно подвесить два бака и два сдвоенных пусковых устройства еще для четырех AIM-120C. Наконец, уже внедрен ударный вариант: в главный отсек можно поместить 2 управляемые бомбы GBU-32/JDAM. Это обычные 454-кг фугаски Mk.83/LDGP, на которых установлены модули со спутниковой системой наведения GPS и простейшей системой управления. Бомбы JDAM эффективны и дешевы, но громоздки, и при их подвеске в отсеке остается место лишь для двух AIM-120. Еще один недостаток JDAM заключается в том, что для прицеливания необходимо ввести координаты, а F-22 пока не имеет оптических средств обнаружения наземных объектов, РЛС малоконтрастные цели не видит, и самолет нуждается во внешнем целеуказании либо во вводе координат перед стартом. Параболическая траектория полета JDAM заставляет носитель входить в зону ПВО, избежать этого могла бы помочь планирующая УАБ JSOW, но она не вписывается в отсек F-22.

F-22A Raptor. Серийное производство и конкуренция

Сборочный цех F-22

Еще на стадии EMD предлагались различные проекты ударных модификаций, наиболее мощными из которых были двухместные F-22E и FB-22. Пока они не появились, а основные направления повышения ударных возможностей «Раптора» не затрагивают планер, двигатели и основные системы, а касаются только вооружения, оборудования и программного обеспечения.

В первую очередь планируется полностью реализовать режимы обмена тактической информацией между однотипными самолетами группы, а также получение и визуализацию данных с самолетов других типов, например, радиолокационного голографического изображения местности с самолета дистанционной разведки Е-8, который имеет мощную РЛС бокового обзора или ИК-картинки в реальном масштабе времени с разведывательно-ударного БПЛА«Предатор». Пока на F-22 работает только режим наведения на воздушную цель с земли или с самолета АВАКС.

Далее планируется ввести режим работы РЛС с синтезированием апертуры: это даст резкое повышение разрешающей способности радара за счет высокой скорости полета (такой эффект применяется на РЛС бокового обзора спутников-разведчиков или самолетов типа МиГ-25РБ). Ожидается, что модернизированная РЛС будет «видеть» даже такой объект, как замаскированный танк или дот.

Внедрение первых двух направлений совершенствования F-22 открывает дорогу третьему: оно позволит отказаться от внешнего целеуказания не только прямо перед собой, но вне зоны ПВО. Специально для F-22 фирма «Боинг» разработала новую УАБ с уменьшенным диаметром SDB (Small Diameter Bomb). Тонкая и длинная бомба SDB при весе боевой части до 110 кг будет разгоняться на завершающем этапе до сверхзвуковой скорости, и ее поражающее действие такое же, как у фугасной бомбы весом 900 кг. Складывающееся крыло обеспечивает при сбросе с высоты 11 км дальность планирования до 90 км, оперение решетчатое по типу советских ракет Р-77 и других — оно компактно и эффективно. Для F-22 планировалось обеспечить подвеску в главный отсек 12 УАБ SDB и 2-х ракет AIM-120, еще пара AIM-9 остается в малых отсеках, но пока реализована загрузка лишь 8 таких боеприпасов при двух AIM-120. Первый сброс УАБ SDB был выполнен летчиком 411-го испытательного авиакрыла с борта F-22 №91-4008 5 сентября 2007 года.

F-22A Raptor. Серийное производство и конкуренция

Монтаж двигателя в планер F-22 «сзади»

Реализация этих трех направлений действительно превращает F-22 в самый эффективный многоцелевой истребитель в мире, далеко опережающий и российские МиГ-29М2, Су-30МКИ, Су-35, и западноевропейские «Гриппен», «Тайфун» и «Рафаль», способные маневрировать с большими перегрузками и летать на дальность только на дозвуке и не имеющие преимуществ технологии «стелс». Однако остается вопрос цены, которая сравнима со стоимостью В-2 или С-17, тяжелых самолетов совершенно другой весовой категории. Решить эту проблему без снижения боевой эффективности можно только путем постоянной модернизации парка F-22 (а не замены, как это было с отправлявшимися на консервацию почти новыми F-14A и F-15A первых серий), а также ростом серийного заказа, когда дорогие опытно-конструкторские работы и затраты на подготовку производства будут «размазываться» на все большее число машин. А увеличение заказа на F-22 неизбежно — рано или поздно придется менять парк F-15. И, наконец, экспорт: борьба за внешние рынки — вот первая война, в которую уже вступил F-22. В начале 2007 года были улажены все формальности, и «Раптор» разрешено поставлять за рубеж. Пока его могут купить только ближайшие союзники США по НАТО, а также Япония и, возможно, Израиль, однако не стоит сомневаться, что вскоре эти ограничения будут смягчены.

Программа ATF стала беспрецедентно дорогой, ее реализация была трудной, порой даже драматичной, но в результате Америка получила самолет, действительно превосходящий любой другой. Некоторые эксперты относят к V поколению истребители «Гриппен», «Тайфун» и «Рафаль». Что же, если так, тогда F-22 — это уже VI поколение, новые «евроистребители» ему не конкуренты. В «войне» за рынки сбыта он будет «драться» за деньги клиентов с российскими истребителями ПФИ — Сухой С-37 и Микоян 1.42. О них наш следующий рассказ.

F-22A Raptor. Серийное производство и конкуренция

Тактико-технические характеристики самолетов ATF

Статья была опубликована вмайскомномере журнала «Наука и техника» за 2008 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy