Мирная «профессия» двигателей для истребителей. Двигатели АЛ-31СТ наработали 2 млн часов

0 1

Первый АЛ-31СТ, разработанный на основе авиационного двигателя АЛ-31Ф в КБ им. А. Люльки (ныне ОКБ является филиалом ПАО «ОДК-УМПО»), был установлен на газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-16 компрессорной станции «Карпинская» в 1994 году.

Общая наработка газотурбинных приводов АЛ-31СТ производства ПАО «ОДК-УМПО» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) на объектах ПАО «Газпром» 8 марта 2021 года достигла 2 млн часов с начала эксплуатации. В настоящее время в ПАО «Газпром» эксплуатируются 76 таких двигателей.

Мирная «профессия» двигателей для истребителей. Двигатели АЛ-31СТ наработали 2 млн часов

Общий вид агрегата ГПА — Ц — 16: 1. Камера всасывания; 2. Шумоглушители; 3. Устройство воздухоочистительное; 4. Система подогрева циклового воздуха; 5. Утилизатор; 6. Шумоглушители выхлопа; 7. Диффузор; 8. Опора выхлопной шахты; 9. Турбоблок; 10. Блок АСП; 11. Блок маслоагрегатов.

Газоперекачивающий агрегатГПА-Ц-16 предназначен для транспортирования природного газа по магистральным газопроводам при рабочем давлении 5,2 — 7,5 МПа.

Основные технические данные агрегата ГПА-Ц-16Производительность, приведенная к температуре газа

293 К (20 0С) и давлению 0,101 МПа,

м3/с ……………………………………………………………….. 384,82

млн.м3/сут ……………………………………………………… 33,25

Давление, МПа

начальное……………………………………………… 5,17

конечное………………………………………………… 7,45Степень повышения давления……………………………1,37¸1,44

Политропный КПД нагнетателя,%………………………. 83

Температура газа на всасывании, К (0С),

(расчетная) …………………………………………………………. 288(15)

Расчетное повышение температуры газа в нагнетателе

на номинальном режиме,ОС…………………………………….31

Частота вращения ротора нагнетателя С-1, об/мин

номинальная……………………………………………………………….88,3(5300) минимальная……………………………………………………………….62,5(3750) максимальная …………………………………………………………….. 92,75( 5565)

Номинальная мощность на муфте нагнетателя, кВт …..16000

Давление газа, МПа

топливного………………………………………………………2,5±0,2

пускового ……………………………………………………… 0,3±0,45

Время запуска ГПА без учета предпусковой

подготовки, с (мин) не более……………………………………….900(15)

Безвозвратные потери масла, не более, кг/ч

по двигателя …………………………………………………….. 1,0

по нагнетателю ………………………………………………… 0,5

Масса, не более, кг

агрегата ………………………………………………………….. 170000

наиболее тяжелой транспортной единицы ………… 60000

В 1996 г. Были успешно проведены межведомственные испытания изделия. В 2004 году началось серийное изготовление двигателя в УМПО. В 2014 году АЛ-31СТ прошел рубеж в один миллион часов наработки.

Газотурбинный двигатель наземного применения АЛ-31СТ имеет одну из наиболее востребованных мощностей в 16 МВт и предназначен для использования на газоперекачивающих станциях. КПД двигателя составляет 35,5%, что дает изделию конкурентные преимущества перед приводами той же мощности с меньшим КПД. Надежность, экологичность и эффективность АЛ-31СТ позволяет использовать его в ключевом проекте ПАО «Газпром» «Сила Сибири».

Мирная «профессия» двигателей для истребителей. Двигатели АЛ-31СТ наработали 2 млн часов

С 2012 года ОДК-УМПО в партнерстве с «Газпром трансгаз Уфа» успешно проводит модернизацию привода АЛ-31СТ. Благодаря этой работе внедрены конструктивные изменения, повысившие надежность изделия: рабочая лопатка турбины высокого давления из жаропрочного сплава и модернизированная опора турбины высокого давления. Активно реализуется проект создания малоэмиссионной камеры сгорания для снижения выбросов в атмосферу оксидов азота. Создание системы электроснабжения собственных нужд и внедрение модуля компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом позволяет двигателю приобрести новые конкурентные преимущества.

В рамках модернизации получены 13 патентов , подготовлена 21 научно-техническая публикация по темам обеспечения повышения надежности работы привода АЛ-31СТ.

По итогам 2020 г. совместная работа коллективов ОДК-УМПО и «Газпром трансгаз Уфа» над инновационной системой удаленного трендового контроля (мониторинга) рабочих параметров двигателя АЛ-31СТ удостоена премии ПАО «Газпром» в области науки и техники. На основе эксплуатационных данных, полученных в режиме реального времени с компрессорных станций, и методик, разработанных в ОКБ им. А. Люльки-филиале ПАО «ОДК-УМПО», система позволяет производить анализ технического состояния двигателей, определение мощностных параметров и контроль вибрационного состояния двигателей.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy