Это как картошка. Дали — берите, пользуйтесь. А что, куда, зачем и как — не объяснили.
Отложим картошку, мы не Чапаевы. Презентация со слайдами — своеобразный булыжник в руках учителя. Захочет — бросит. А не захочет — уронит себе же на ногу.
Зачем вообще нужна презентация на уроке? Я знаю ответ (руку поднял). Презентация помогает учителю наглядно и иллюстрировано показать то, что необходимо добавить к сказанным словам, дабы чуть шире осветить тему.
— А давайте посмотрим на карту (и показал на слайд с картой)
— Обратите внимание на черты лица императрицы (и снова показал на слайд с портретом)
— А вот так схематично представлено генеалогическое древо Романовых (и опять указкой в слайд).
Но на деле выходит какая-то ня.
Презентация для кого должны быть? Может быть для директора? Может быть для посетителей открытого урока? Может быть для жюри какого-то педагогического конкурса? Презентация должна быть для детей. Именно для детей ее учитель и должен составлять.
А детям плевать на перечисленные в виде списка цели. Им также плевать на перечисленные в виде другого списка задачи. И им тем более плевать на всякий другой текст, который не имеет отношения к рассказу урока.
Ищешь, значит, в Интернете презентацию. Их море. И в этом море не можешь отыскать ту самую, которая бы носила гордое имя ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а не конспект урока с картинками для демонстрации педагогических умений и знаний учителя.
В итоге делаешь свою или переделываешь чужую.
— Подготовьте к своему выступлению презентацию, — говорят учителю.
Примерно в 90 процентах случаях учитель переносит текст, который он говорит, на слайды.
И что интересно — это всех устраивает. А почему? Да потому что это выступление зачастую даром никому не сдалось, но запущенная презентация придаст некоторой "солидности" мероприятию, мол, мы тоже не лаптем щи хлебаем — используем современные технологии представления информации.
И на уроках также.
Пока учитель читает первый слайд (на котором заголовок и сильно умная цитата) — ученик ковыряет пальцем в носу.
Потом учитель читает второй и третий слайд, которые играют роль "сопровождения урока" — у ученика закрываются глаза.
Затем учитель начинает читать (не рассказывать, а именно читать) текст последующих слайдов, взятый из учебника — ученик засыпает.
И снится ему, как он бежит босиком по росе, на встречу ему мчится Анютка с венком из одуванчиков …
— Домашнее задание!
Ученик просыпается.
И такая дребедень целый день.
Читать текст с презентации вслух — ужасный ужас.
Всякий раз, когда я это вижу, мне становится нехорошо. Я и сам умею прекрасно читать. И все умеют. Зачем мне озвучивать буквы? Это же презентация — этакий показ.
Нечего показать? Долой презентацию. Смотреть буквы на экране меня совершенно не прикалывает.
Помните, французское кино "Высокий блондин в черном ботинке"? Конечно, помните.
Полковнику Милану показывают слайды-фотографии и рассказывают про высокого блондина. Теперь он имеет точное представление о биографии секретного агента полковника Тулуза.
Если бы ему объяснял российский учитель, то полковник Милан знал бы цели и задачи (чисто приблизительно), но понятия бы не имел, как выглядит блондин, чем он занимается, с кем у него связи, через кого и что искать подход. А еще бы он уснул под нудное чтение. И пусть даже рядом с ним сидит Кристин.
А знаете, что есть еще ужаснее чтения текста вслух с экрана?
Это списывание с экрана.
— Давайте спишем определение, — говорит учитель и показывает пальцем откуда и докуда.
Если схему перечертить, которой нет в учебнике, это нормально. Но когда учитель говорит "переписываем", не записываем под диктовку, а именно "переписываем", то возникают вопросы. Мне приходилось такое наблюдать. Да и ученики мне жаловались, мол, учительница заставляет списывать текст из презентации.
Я всё сказал. Хау!
И сын вольных прерий вскочил на коня и поскакал навстречу заходящему солнцу — туда, где много веков жили его предки из рода Уч-Ителя.