Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

0 2

Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) еще не приступила к началу процедуры ресертификации самолета Boeing 737MAX. Китайские чиновники аргументируют, что «не полностью удовлетворены» относительно ряда вопросов, касающихся безопасности эксплуатации этого типа.

Две новости, в которых Boeing — связующее звено. Первая. Китайские авиационные власти не торопится ресертифицировать Boeing 737MAX, не считая его безопасным. Вторая. Boeing написал письмо в Европейское агентство по безопасности полётов (EASA), в котором переживает за безопасность конструкции A321XLR с большим вкладным баком позади отсека шасси.

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

Между тем Китай — крупнейший рынок для Boeing 737MAX: треть всех поставок приходится на эту страну (190 самолетов по-прежнему находятся на консервации, еще 494 заказаны или ожидают поставки). «Тормознуть» такой парк самолётов — это нанести сильный удар по имиджу и бюджету американского авиастроителя.

Европейский Airbus A321XLR — узкофюзеляжный, межконтинентальный, дальнемагистральный — пока не имеет аналога в продуктовой линейке Boeing. И значит, может захватить эту нишу до того момента, когда американская компания сделает такой же самолёт. В такой ситуации «затянуть» сертификацию самолёта конкурентов из-за топливного бака — это повысить свою долю в этой будущей нише. Кстати, в этом году в КНР ожидается завершение сертификации китайского узкофюзеляжного самолета COMAC C919, являющегося конкурентом Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Авиакомпания China Eastern Airlines 1 марта подписала контракт на покупку пяти таких самолетов и официально будет стартовым оператором нового типа. Первые поставки запланированы на конец 2021 г.

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

А не идет ли речь о вытеснении конкурента с рынка в пользу собственного самолета? Попробуем разобраться.

Китай — первая в мире страна, которая ввела временный запрет на полеты МАХ в марте 2019 г. после двух катастроф: Lion Air и Ethiopian Airlines. «На настоящий момент основные опасения, высказанные СААС, не полностью сняты, и по этой причине техническое рассмотрение не достигло стадии сертификации летной годности», — цитирует заместителя начальника СААС Дона Чжийи государственное издание Global Times. Там же отмечается, что СААС продолжает совместную работу с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Boeing по «систематическому» пересмотру ресертификационных процедур. Три условия, выдвинутых СААС для возобновления эксплуатации типа, — сертификация изменений конструкции, расширение курса переподготовки для летного состава, эффективные решения для устранения замечаний, сделанных по результатам расследования двух катастроф. CAAC не опубликовала конкретные претензии к директивам летной годности, выпущенным FAA или Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA). В Азиатско-Тихоокеанском регионе первым государством, разрешившим возобновление эксплуатации В-737МАХ, на прошлой неделе стала Австралия.

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

Компания Boeing направила в Европейское Агентство по безопасности полётов EASA письмо, в котором выразила обеспокоенность по поводу безопасности конструкции новейшего узкофюзеляжного самолёта A321XLR своего прямого конкурента корпорации Airbus. В Boeing считают, что конструкция топливного бака, предназначенная для увеличения дальности полета A321XLR, «представляет множество потенциальных опасностей».

Интегрированный в фюзеляж топливный бак Airbus

Все дело в том, что Airbus планирует разместить один топливный бак непосредственно в фюзеляж, а его форма будет повторять контуры самолёта, что позволит A321XLR нести больше топлива. Этот дополнительный бак объединён с секциями фюзеляжа номер 15 и 17, расположен сразу за отсеком основных стоек шасси и вмещает до 12 900 литров авиационного керосина. Главное отличие и преимущество новой концепции от Airbus — такой топливный бак занимает меньше места в грузовом отсеке, что позволит перевозить дополнительные грузы на дальних маршрутах, с увеличенной до 8700 км дальностью полета.

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

На что жалуется Boeing

«Встроенный в фюзеляж бак, при внешнем возгорании … может не дать пассажирам достаточно времени, чтобы безопасно покинуть самолет», — заявляют в Boeing. Американский производитель считает, что интегрированный в фюзеляж топливный бак A321XLR «… по своей сути обладает меньшей ударопрочностью, чем обычные…» и это может представлять потенциальную опасность в случае проблем с шасси или выкатки самолёта за пределы ВПП. На прошлой неделе EASA отреагировало на письмо и заявило, что согласно с опасениями Boeing по поводу «ударопрочности конструкции» бака и рисков возгорания из-за внешнего воздействия. В сообщении агентства говорится о том, что оно будет определять меры по соблюдению безопасности в специальных документах.

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?

Чем это может грозить Airbus

Очевидно, что Boeing, высказывая свою «обеспокоенность», в первую очередь заботится о своей доле на рынке и никак не безопасностью пассажиров. А затяжной кризис с 737MAX и в целом в отрасли авиаперевозок подкосили финансовое состояние американского авиапроизводителя.

В настоящее время у Boeing нет самолёта для прямой конкуренции с A321XLR от Airbus. Модель 757 устарела морально, а проект NMA (New Midsize Airplane — Новый среднеразмерный самолёт), который также называют 797 или 5X, находится в стадии аванпроекта и ожидается не ранее 2024-2025 годов. В этой связи любые продолжительные споры по поводу конструкции и сертификации конкурента Boeing в лице A321XLR могут отложить начало его эксплуатации с «конца 2023 года» до 2024 года или позже. Airbus должен будет продемонстрировать специалистам EASA, что центральный топливный бак нового типа будет таким же безопасным как и конструкции топливных баков базового самолёта (A321neo) через «испытания, анализ, подтверждённый испытаниями, или по схожести по конструкции», — сообщило EASA.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy