Программное обеспечение, предназначенное для помощи пилотам, в прошлом году спасло жизни, как минимум, двух пилотов F-16.
Автоматическая система уклонения от столкновения с землей (Auto GCAS) берет на себя управление истребителем, когда пилот теряет сознание. По данным Popular Science, два случая, когда система спасла жизни пилотов самолетов F-16,произошли в январе и июле 2020 году на полигоне в Неваде.Оба пилота потеряли сознание из-за перегрузки.Это явление называется G-LOC, и к нему больше склонны пилоты истребителей и космонавты.И даже если пилот успеет очнуться, скорее всего он будет чувствовать пространственную дезориентацию.
G-LOC — термин, которым в аэрокосмической терминологии называют потерю сознания, происходящую от чрезмерных и устойчивых перегрузок. Они вызывают отток крови от мозга, приводящий, в свою очередь, к мозговой гипоксии.
Опасность усугубляется тем, что G-LOC возникает только тогда, когда пилот пытается выполнить особенно сложный маневр.Пилот может потерять сознание до завершения маневра, находясь в секундах от столкновения с землей.
Таким образом, Auto GCAS — это последняя попытка спасти пилота. Система предназначена для постоянного наблюдения за самолетом в полете, она постоянно сравнивает траекторию его полета с цифровой информацией о местности.
Если система обнаруживает, что самолет находится в опасности, он предупреждает об этом пилота.Если пилот не меняет ситуацию, Auto GCAS предполагает, что он без сознания, и вмешивается в управление самолетом.
Система помогает так же пилоту, который потерял ситуационную осведомленность.В имитационном воздушном бою пилот, летящий на высокой скорости, может внезапно стать неспособным отличить верх и низ или лево и право.Он может вручную задействовать Auto GCAS.
Как работает Auto GCAS
ВС США сначала установили Auto GCAS на истребителе F-16 Block 40 и Block 50, и до настоящего времени должны были завершить установку на старые самолеты Block 30. Это примерно 934 самолеты по всему миру, плюс истребители F-16 других стран.Компания Lockheed Martin, которая разработала систему, считает, что Auto GCAS сохранила жизни уже 10 пилотов и девять самолетов F-16, хотя в это число явно не входят инциденты 2020 года.
ВС США и иностранные воздушные силы начали устанавливать Auto GCAS на истребителе F-35 Joint Strike Fighter в 2019 году.