Русский отец Голливуда

0 2

Какие ассоциации вызывает у Вас фамилия Чехов?

Конечно, все знают Антона Павловича, читали его знаменитые пьесы. У него был племянник — Михаил Александрович Чехов. Педагог, теоретик, создатель системы, названной его фамилией. Этого человека за границей называют великим, в России же почему-то известен не в такой степени. У нас на слуху больше имя Станиславского (знаменитое "Не верю").

Жизнь его была непроста. В подтверждении этого — дневниковые записи, где Михаил Александрович жалуется на жизнь, полную горечи и разочарования.

Написал книгу о технике актёра, которая является настольной для любого актёра, режиссёра, критика. По технике Чехова учились Клинт Иствуд, Мерлин Монро, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес.

Родился в семье публициста Александра Чехова и Натальи Гольден в 1891 году. С детства был человеком активным, ярким, дарованием. Антон Павлович Чехов про своего племянника писал: "Я думаю из него выйдет талантливый человек".

Так и случилось. Михаил стал актёром, играл в пьесах (в том числе и в произведениях своего дяди). В 16 лет поступил в театральную школу. Быстро проявил свой талант, заслужил представление мэтру Константину Сергеевичу Станиславскому. Тот обратил внимание на него, оценил работу, пригласил в МХАТ, обучал своей технике.

Родство с именитым писателем иногда приводило к курьёзам. Однажды во время спектакля "Вишнёвый сад" какой-то недалёкий купец возмущался во весь зал: «Вот он! Нет, вы подумайте: сам же пишет и сам же играет!»

В 1913 году Михаил получил первую свою роль в кино, сыграв царскую особу Михаила Романова.

Время была бурное: революции, новая власть, несколько раз сменилась система управления страной.

Но Михаил блистал и при новом порядке. А в 1918 году в 27 лет открыл свою частную актёрскую студию.

Жизнь была полна взлетов и падений, назначений на должности, снятий. Сложно описать биографию этого человека в одной заметке: в интернете есть целые сайты, книги о Михаиле.

В 20-х годах звезда Михаила Александровича взошла. На него обращали внимание везде. Отмечали, что у него филигранная актёрская работа, свой стиль и видение. Станиславский имел на него влияние. Более того, поговаривают, что именно на Михаиле Станиславский и отрабатывал свою знаменитую систему.

Русский отец ГолливудаРусский отец ГолливудаРусский отец Голливуда

Уже тогда Михаил заявлял, что актёр должен создавать образ, ежеминутно помня, что он на сцене. При этом бессознательное творчество, когда исполнитель полностью перевоплощается, по настоящему ломает руки и мебель на сцене — это нездорово. Гораздо более продуктивно и художественно верно, когда актёр сочувствует своему персонажу, наблюдает за ним. Метод раздвоения сознания. Это была личная система Чехова, которую он сразу начал преподавать.

В 1922 году стал директором первой студии МХТ, но через 6 лет ушёл с должности руководителя театра. Он не желал быть администратором, а хотел заниматься творчеством.

Уехал в Германию на год, там работал в театре. Был очень востребованным мировым актёром и деятельным молодым человеком. О нём говорила вся Европа.

Но Михаил Александрович был разочарован тем, что новых ролей со времени эмиграции из СССР здесь не было. Повторял свои партии московских времен: Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестакова в «Ревизоре», короля Эрика в «Эрике XIV», Калеба в «Сверчке на печи».

В 1930 пытался основать свой театр в Чехии, затем отправился в Париж, где всё-таки основал театр "Общество друзей Чехова". Этот театр часто ездил с успешными гастролями в Нью-Йорк. Михаилу предложили остаться, заниматься организационной деятельностью и театром там. В Европе дело шло к войне, ситуация усложнялась. И в 1939 году весь театр с актёрами эмигрировал теперь уже в Америку.

Чехов перенес свою технику в Голливуд, где обучал кинозвезд, включая Ингрид Бергман, Клинта Иствуда, Мэрилин Монро и Грегори Пека.

Русский отец Голливуда

Снимался в фильмах. Например, в 1945 вышел "Заворожённый" Хичкока, где Михаил виртуозно сыграл роль Брулова, за что был номинирован на Оскар.

После этого успеха, в 1946 году в Америке заговорили о создании актёрской мастерской имени Чехова. Как раз вышла его книга об актёрской технике, где Михаил собрал весь свой актёрский опыт. До сих пор этот труд имеет особое значение.

Две актёрские школы — Станиславского и Чехова — друг другу противоречат. Есть адепты той системы, и этой. С двумя принципиально разными подходами. У Станиславского — учение о том, что должно быть погружение в роль, нужно вжиться: "Новая роль, новая жизнь".

Михаил Чехов же утверждал, что актёр не должен становиться персонажем, а должен наблюдать за ним как бы со стороны.

Действительно, если совсем погружаться в состояние того героя, которого играешь, это может привести к биполярному расстройству психики. Кстати, многие известные актёры как раз и страдают этим расстройством. Так, например, было у Эштона Катчера, когда он играл Стива Джобса. У Алексея Петренко после "игры в Григория Распутина" дело закончилось психиатрической лечебницей.

Система Чехова хороша тем, что на актеров нет давления, чтобы они забыли, что они на сцене, стирали грань между личностями своего персонажа и своей собственной. Фактически, Чехов поощряет своих учеников использовать свое воображение и высшие творческие умы, творческую индивидуальность для создания правдоподобных персонажей, а не их личности и переживания, которые он считал низко висящими плодами.

В 1955 году Михаил Александрович скончался в Беверли Хилз, там же и похоронен. Но до сих пор его называют русским отцом Голливуда. Поскольку в основном именно по его системе, наставлениям до сих люди в мире кино (в том числе и в Голливуде) и работают, учатся. По Чехову.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy