Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

0 1

На рассвете 16 декабря новый турецкий командующий Рамзи-бей, назначенный на должность вместо осторожного и нерешительного Тахир-бея, приказал вверенной ему эскадре сняться с якоря. Растянувшись кильватерной колонной, главные силы турецкого флота в составе броненосцев «Хайреддин Барбаросса», «Торгут Рейс», «Мессудие» и «Ассари Тевфик» впервые за много времени взяли курс на выход из Дарданелл. Греки, установив режим блокады, уже их поджидали.

В 8-20 противники обнаружили друг друга и повернули на боевой курс. Впрочем, несмотря на смену командующего, турки попрежнему действовали крайне осторожно. Тахир-бей, полагая, что он безнадежно проигрывает грекам в силе огня, не рискнул отойти далеко от берега. Наконец, когда противники приблизились до 11000 м, турки, не выдержав, открыли огонь. Греки, понимая, что на такой дальности он вряд ли будет эффективным, ответили на него, лишь когда дальность снизилась до 8000 м.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Псара»

В отличие от своих оппонентов, греческий главком Кондуриотис проявил просто безрассудную отвагу. Поскольку крейсер «Георгиос Авероф» весьма значительно превосходил по скорости все три греческих броненосца, он, передав командование эскадрой командиру броненосца «Спецес», вышел из строя и попытался в одиночку охватить голову турецкой колонны. Если бы грекам противостояли опытные противники, исход этого весьма сомнительного маневра был бы очевиден. Вскоре, из-за уменьшения дистанции до нескольких километров, в дело была введена артиллерия средних калибров. Разумеется, наиболее сильно досталось флагманскому «Хайреддину Барбароссе», по которому сосредоточил огонь «Георгиос Авероф». На нем была выведена из строя одна из башен главного калибра, разрушен носовой артиллерийский пост, разбита часть командного мостика и повреждены осколками несколько котлов. Было выведено из строя четверть сотни человек. Наконец, когда броненосец «Мессудие» из-за его атаки греческим миноносцем потерял свое место в строю, турецкий командующий счел это уважительной причиной для возвращения назад.

Хотя попадания имели обе стороны, сражение окончилось практически сухой ничьей, впрочем, греки немного выигрывали «по очкам». Так прошло первое сражение главных линейных турецких и греческих сил в ходе Первой Балканской войны — войны, продемонстрировавшей достижения долгожданного паритета между турками и греками на море.

В настоящее время и Греция, и Турция находятся в одном военно-политическом блоке НАТО, куда одновременно вступили в 1952 году, и вполне резонно рассматриваются как союзники. Впрочем, это не помешало им несколько раз серьезно поссориться, один раз в 1974 году — доведя свое противостояние вокруг Кипра до открытого военного конфликта. Поэтому натовские аналитики давно уделяют большое значение поддержанию паритета между греческими и турецкими силами. И если одна из сторон заказывает где-то, например, подводную лодку, то сразу же несколько «заботливых дядечек» предлагают подобные меры другой стране.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Василевс Георгиос»

А впервые этот паритет установился именно в ходе Балканской войны. Но вот что интересно — если для турок этот результат стал своего рода признанием их бессилия, то для греков это был явный шаг вперед. Ведь еще буквально пару десятилетий назад турки имели безоговорочное превосходство над греками и вполне могли при определенной политической воле претендовать на статус ведущей морской державы.

На страницах нашего журнала мы уже описывали возрождение турецкого флота во времена правления султана Абдул Азиза. Разумеется, что, обладая намного меньшим экономическим потенциалом, греки в этот период о конкуренции с Османской империей и не помышляли. Все их усилия были сосредоточены на обороне, и единственными их броненосцами этого периода стали небольшие «Василисса Ольга» и «Василевс Георгиос». Интересно отметить, что в гонку вооружений с Турцией Греция вступила несмотря на свое тяжелое экономическое и политическое положение.

К середине 1860-х гг. основу греческих военно-морских силсоставляли несколько небольших, не имевших практически никакой боевой ценности канонерок. Правда, войну население обычно встречало с небывалым воодушевлением и патриотизмом, что давало основания надеяться на весьма солидный каперский флот. Но при всей необходимости действий на коммуникациях противника, этот флот в бою с главными силами турецкого флота был бессилен. И решающее слово в греческой военно-морской политике сказал Критский кризис. Когда в 1866 г. на этом острове началось восстание, греческие суда стали энергично доставлять на остров все, необходимое для войны с турками. Но когда в ответ Стамбул установил блокаду Крита, греки осознали, что в случае начала боевых действий им противопоставить практически нечего. Вот почему, несмотря на скудный бюджет, греческое руководство принимает решение о строительстве указанных выше броненосцев. Хотя в 1869 г. вмешательство великих держав предотвратило военное столкновение, оба броненосца к этому времени уже интенсивно достраивались и готовились войти в состав греческого флота.

Первым, в 1867 г., на британском заводе «Thimes Iron Wks» сошел на воду 1800-тонный «Василевс Георгиос», заложив тем самым традицию преемственности кораблей греческого военно-морского флота с этим наименованием — в честь первого всенародно избранного (!) короля эллинов. С точки зрения техники он не был ни выдающимся, ни оригинальным и ничуть не выделялся на фоне подобных кораблей, например, бразильского «Баррусу». Сравнивая эти два похожих броненосца, можно увидеть, что при чуть более слабом вооружении грек на несколько сотен тонн тяжелее, что дало возможность забронировать его более основательно, доведя общую массу броневой защиты до 340 тонн — почти 20% водоизмещения! И действительно, сплошной пояс по всей ватерлинии толщиной от шести до семи дюймов, шестидюймовая батарея и бронированная палуба делали этот корабль крепким орешком. Главная артиллерия состояла из двух девятидюймовых дульнозарядных нарезных орудий в центральной батарее. Четыре порта давали теоретическую возможность сосредоточения огня обоих орудий почти в любую точку горизонта. Впрочем, реальность ведения огня в любом секторе оказалась куда прозаичней, как и для всех подобных «комодов», что наглядно продемонстрировала начавшаяся вскоре Тихоокеанская война.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

В 1869 г. на заводе «Stabilimento Tecnico Triestino» спустили на воду второй греческий броненосец — «Василиссу Ольгу». В те времена иностранные заказчики не очень жаловали австрийское судостроение, но после триумфа адмирала Тегетгофа под Лиссой греки решили иметь подобный броненосец и у себя. С точки зрения техники, по сравнению с тем же «Георгиосом», «Ольга», с ее деревянным корпусом, стала явным шагом назад — зато она обошлась греческому правительству всего в 210 тыс. фунтов.

«Василисса Ольга» также стала первым и не последним кораблем с этим именем в греческом флоте, названным в честь супруги короля Георгиоса. Не лишним будет напомнить, что Ольга Константиновна была также Великой княгиней Российского Императорского дома. По своей конструкции броненосец весьма напоминал австрийские броненосцы того времени, тех же «Драхов» и «Кайзеров Максов». И так же как большинство австрийских кораблей, корпус его был деревянный, обшитый железными плитами. А превосходное качество выделки железа делало второй греческий броненосец серьезным противником. Все вооружение помещалось в главной (2-229-мм орудий) и вспомогательной (10-152-мм) батарее. Общая масса бронирования составляла 629 т (30% !), из них пояс — 536 т. Главный пояс имел толщину на миделе 152 мм, утончаясь к оконечностям до 120 мм. Поскольку, в отличие от «Георгиоса», австрийцы строили мореходный броненосец, высота его борта была достаточна для второго пояса толщиной 120 мм. Таким образом, почти на 80% борта прикрывались броней! В целом, несмотря на ряд анахронизмов, греки получили устойчивую орудийную платформу с отличной мореходностью.

Сработанным на совесть «Василевсу Георгиосу» и «Василиссе Ольге» была уготована долгая карьера, прошедшая, впрочем, без особых приключений. В течение почти двух десятков лет они оставались главной ударной мощью греческого флота. Поэтому они активно эксплуатировались до 1910-х годов, пройдя при этом многочисленные переделки, довооружения и перевооружения.

В 1885 г. Балканы в очередной раз едва не полыхнули новой всеобщей войной. Румелия, по итогам русско-турецкой войны 1877-78 гг. возвращенная Османской империи, в этот год изгнала османскую администрацию и заявила о присоединении к Болгарии. И вновь греки осознали ограниченность своих военноморских ресурсов. В результате, с одной стороны, было принято решение о модернизации и перевооружении имеющихся в строю броненосцев, а с другой — правительство пошло на чрезвычайные ассигнования для строительства еще трех кораблей этого класса.

Для перевооружения «Георгиоса» и «Ольги» была выбрана новейшая артиллерия крупповского производства. Первый получил два мощных 10-тонных 210-мм орудия, но перевооружение второй пришлось проводить в несколько этапов, в итоге корабль обзавелся четырьмя 170-мм 5,5-тонными орудиями Круппа с длиной ствола 25 калибров и двумя более старыми 3,5-тонными орудиями с длиной ствола 20 калибров. Вооружение каждого броненосца дополнили 4-37-мм скорострелками и парой митральез.

А вот тремя новыми броненосцами, заказанными в 1885 г., греки смогли удивить весь мир. С одной стороны, аляповатого вида корабли с огромными окнами-иллюминаторами, скорее подходившими пассажирскому пароходу, вызывали недоумение (упомянутые окна серьезно улучшали микроклимат помещений броненосцев, что немаловажно для условий жаркого Средиземного моря). Но с другой стороны, инженер 1 класса Дюпон, спроектировавший корабль, постарался на славу, так что французский адмирал Лежен, которому греческое правительство поручило провести реформу своего флота и наземной инфраструктуры, полностью одобрил проект.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосный корвет «Василисса Ольга»

Броненосец имел стальной корпус с двойным дном, с неплохим разделением на водонепроницаемые отсеки. Поскольку любимое французами ромбовидное расположение главного калибра явно не вписывалось в отведенные водоизмещением лимиты, Дюпон расположил 270-мм орудия треугольником. В результате два орудия с длиной ствола 36 калибров находились в носовом барбете с возможностью вести огонь из-за выбранных обводов как в нос, так и в корму, а еще одно орудие с длиной ствола 30 калибров — в кормовом барбете. Поскольку носовой барбет находился в бронированном каземате, для частичного снижения веса там же, но этажом ниже разместилась батарея среднего калибра из четырех 150-мм орудий с длиной ствола 36 калибров. Из них в любую точку горизонта могло быть наведено лишь два орудия.

Броневой материал поставлял завод Крезо, добившийся к этому времени больших успехов в производстве высококачественной брони. По всей ватерлинии шел непрерывный броневой пояс шириной 1,2 м, толщиной от 300 мм в центре до 120 мм в оконечностях. В промежутке между казематом и барбетом над главным шел второй пояс толщиной 75 мм. Задача его состояла в воспрепятствовании проникновения во внутренние помещения фугасных снарядов, находивших все большее и большее распространение во флотах мира. Стальные плиты для него производились заводом Шатильона. Что интересно, подобное нововведение французы применили впервые. Каземат, в котором расположилась средняя артиллерия, представлял собой бронированную коробку с толщиной стенок 350 мм, стоящую на броневой палубе. А сверху на нем и находился упомянутый барбет главного калибра. Кормовой барбет толщиной 300 мм также своим основанием стоял на броневой палубе. Учитывая традиционные коффердамы и броневую палубу, можно утверждать, что корабль был не только хорошо вооружен, но и защищен.

Для приведения корабля в движение конструкторы установили две горизонтальные паровые машины тройного расширения с индикаторной мощностью 6700 л.с. Но из-за качества изготовления и тщательности сборки все машины перекрыли показатели, развив свыше 7000 л.с. и превысив контрактные 17 узлов, что для своего времени было весьма серьезной заявкой. Так что корабль получился не только сильный, но и быстроходный.

Что интересно, французам удалось добиться настолько удачного баланса характеристик, что становится просто непонятно, почему они на своих броненосцах не сделали ничего подобного. Так что военно-морские специалисты до сих пор безуспешно спорят: было ли это обыкновенное очковтирательство, расцветшее буйным цветом в 20-х годах следующего века, или же броненосцы имели какой-то серьезный изъян, о котором мастерски умалчивали как греки, так и французы.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Весьма показательно были выбраны названия всех трех единиц. Если первые два броненосца назвали нейтрально в честь правящей королевской четы, то «французы» получили наименования «Спецес», «Псара» и «Гидра». Именно флоты этих трех островов во время войны за независимость Греции в 1821 г. нанесли самые тяжелые поражения турецкому флоту.

Интересен факт, что статья с описанием греческих броненосцев, опубликованная в «Морском сборнике» в августе 1889 г., попалась на глаза вице-адмиралу Н.М. Чихачеву. Крайне удачное сочетание боевых и оборонительных качеств при водоизмещении всего 4800 т не могло не заинтересовать Управляющего министерством, и он через начальника Главного морского штаба приказал доложить: «насколько «Гидры» заслуживают внимания, чтобы у нас построить подобный броненосец».

Уже через неделю после получения приказа старший судостроитель Э.Е. Гуляев предоставил подробный критический отзыв о греческом броненосце, а также попытался сформировать свое видение подобного корабля. Главным недостатком Эраст Евгеньевич указал порочный принцип бронирования: главный пояс при ширине 1,2 м «всего на 8 см возвышался из воды», в результате чего он категорически не рекомендовал строить такой «неброненосный броненосец». Верхний пояс, предназначенныйдля защиты от фугасных снарядов, просто не был принят в рассмотрение! Тем не менее для самих французов, похоже, греческий заказ стал своего рода «пробой пера» при проектировании знаменитого «Дюпюи де Лома», защита которого как раз и была предназначена противодействию только фугасным снарядам — зато всего борта!

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Спецес»

Еще одним существенным недостатком российский МТК счел калибр и расположение главной артиллерии. Действительно, если бы французы применили двухорудийные барбеты, можно было бы скомпоновать бортовой залп из трех-четырех орудий главного калибра (на «Гидрах» в нем участвовало всего два орудия). Но и здесь у французов имелась своя логика. Они целенаправленно проводили политику «одно орудие в одной башне», поскольку небезосновательно считали, что только такая схема дает наибольшую устойчивость артиллерийскому вооружению в реальном бою. А расположение на столь маленьком корабле четырех барбетов стало просто невозможным.

И разумеется, наличие на одном корабле одинаковых артсистем с разной длиной ствола вносило определенные трудности в корректировку огня. Но, по странной иронии судьбы, основной противник греков — турки — купили в Германии два броненосца типа «Бранденбург», ставших на долгие годы главной ударной силой их флота, на которых также стоял главный калибр с двумя разными длинами ствола!

Но в целом заявка на паритет с османами прошла более чем убедительно. Впрочем, турки ответили на нее лишь очередной модернизацией своих уже безнадежно устаревающих броненосцев. А в 1897 г. обеим странам представился удобный случай в очередной раз поиграть своими только что «накачанными» мускулами.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Спецес»

Уже в феврале 1897 г. греки предприняли авантюрную высадку на Крит, наглядно продемонстрировавшую, что они являются безраздельными хозяевами моря. Казалось бы, в начавшейся войне все козыри были на руках у греков. В конце апреля греческие корабли бомбардировали незащищенные города в Эпире и Фессалии, прикрывали переброску морем подкреплений из Афин в Волос и поддержали высадку эпирских волонтеров в устье Луро. Но более-менее крупная операция по атаке Превезы в заливе Арто полностью провалилась. Не удалась также и демонстрационная высадка десанта на востоке. Что примечательно, вина турок в этих неудачах была минимальна — основными врагами греческого флота стали пассивность и бездарность флотских начальников. Флот вел себя жалко, в нем не осталось и капли лихого духа народного флота 1820-х годов.

Но надо отдать должное — греки смогли извлечь уроки из казалось бы провальной войны. Кроме организационных изменений, подверглись очередной перестройке и все наличные силы. В 1897 г. броненосцы вновь прошли капитальные ремонты с перевооружением. «Василевс Георгиос» при этом получил одну 150-мм скорострелку, 9 пулеметов и торпедный аппарат. «Василисса Ольга» к этому времени уже была исключена из судов первой линии — еще в 1894 г. ее обратили в учебное судно. Но в 1897 г. неожиданно принимается решение о капитальном ремонте старого корабля: на нем заменили машины и перевооружили, так что теперь его можно было использовать как учебно-артиллерийский корабль. В 1897-1900 гг. проходят перевооружение и все три «Гидры». В ходе ремонтов легкое вооружение заменили на новейшие скорострелки: 1-100-мм (длина ствола 50 кал.), 8-65-мм, 4-47-мм, 10-37-мм.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

В начале 10-х годов нового ХХ века в воздухе на Балканах снова запахло грозой, что заставило греков в очередной раз провести реорганизацию своего флота. Окончательно устаревшие корабли, наконец, исключили из списков флота. Но если «Василевс Георгиос» в 1915 г. отправился на слом, то «Василисса Ольга» в 1913 г. была переоборудована в госпитальное судно с неизбежным для этого статуса разоружением. Однако в этой роли бывший броненосец использовался недолго. В 1915 г. в бухте Суда потребовался блокшив, для размещения там личного состава греческого флота, в результате чего до окончания своейкарьеры «Василисса Ольга» превратилась в плавучее жилье, в итоге отправившись на слом лишь в 1925 г.

А капитальный ремонт на всех трех «Гидрах», проведенный в 1908–10 гг., на сей раз ограничился заменой средней артиллерии старых шестидюймовок на новые скорострелки того же калибра. Кстати, турки на этот раз не ограничились «косметическими мероприятиями» своего некогда великого флота, а закупили в Германии два упомянутых броненосца типа «Бранденбург», ответить на которые скудные доходы греческого бюджета в очередной раз не позволили. К счастью, Элладу спасли местные «олигархи», благодаря стараниям которых флот пополнился построенным в Италии броненосным крейсером типа «Амальфи», получившим в честь главного спонсора наименование «Георгиос Авероф». Так что в Балканские войны греки с турками вступили снова с более-менее равными военно-морскими силами…

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Псара»

После первой фазы Балканской войны и потери многих островов в Эгейском море, турецкие адмиралы поняли, что для сохранения чести мундира им все-таки придется выйти на бой с блокировавшим Проливы греческим флотом. Первое сражение главных сил у Элли, с которого мы начали наш рассказ, обе стороны провели крайне пассивно, что и предопределило весьма скромные результаты. На сей раз турецкие адмиралы отказались от экспромтов и подошли к планированию будущего сражения со всем тщанием. Во-первых, в рейд был отправлен крейсер «Гамидие», сумевший уклониться от греков в новогоднюю ночь нового 1913 года. Уже на следующий день он потопил греческий пароход «Серос» и произвел бомбардировку греческого побережья. Эти действия вызвали панику в Афинах, и на командующего греческим флотом Кондуриотиса посыпались телеграммы с приказом снарядить корабли для поимки «бандита». К счастью, греческий адмирал отказался выполнить приказ и свой флот не разделил, предвидя турецкую уловку, — и последовавшие вскоре события показали, что он оказался прав.

Кроме рейда «Гамидие» турки предприняли еще ряд мер, направленных на повышение боеготовности своих кораблей. Например, они извлекли из запасников своих музеев флаг, под которым воевал гроза христиан Хайреддин Рыжебородый, и подняли флаг на названном в его честь броненосце «Хайреддин Барбаросса».

Наконец, закончив все необходимые приготовления, утром 5 января колонна кораблей под красным флагом с полумесяцем направилась к выходу из Проливов. Возглавлял ее «Хайреддин Барбаросса», за которым шли «Торгут Рейс», «Мессудие» и крейсер «Меджидие». Четвертый броненосец «Ассари Тевфик» из-за неисправностей оставили в Дарданеллах.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Псара»

В 8-20 греческие патрули доложили о появлении турок, и Кондуриотис незамедлительно повел свои корабли на врага. Встреча противников произошла в 12-ти милях от острова Лемнос. И снова греки маневрировали с решимостью, граничащей с авантюризмом, а турки вели себя крайне пассивно, снова стараясь заманить греков на свои береговые батареи. В результате, под огнем с «Гидры» и «Псары», в 11-50 из строя вышел «Мессудие» и в сопровождении «Меджидие» направился к Дарданеллам. К этому времени «Георгиос Авероф» своим огнем смог вывести из строя на «Барбароссе» среднюю башню главного калибра, заставив в 12-00 повернуть назад и оба оставшихся турецких броненосца.

Как и в прошлом сражении у Элли, «Георгиос Авероф», развив полную скорость, попытался навязать сражение отступающим, но в 14-30 турки вошли в зону досягаемости береговых батарей, и сражение пришлось завершить. Теперь ни у кого не возникало сомнений по поводу его результатов. Выстрелив почти 800 снарядов, турки смогли лишь четыре раза попасть в «Георгиос Авероф», нанеся ему незначительные повреждения (1 убитый, 4 ранено). Несколько больше пострадал «Спецес», получивший три снаряда и вышедший из строя греческих кораблей.

И наоборот, потери турок были просто ужасными. «Хайреддина Барбароссу» поразили почти два десятка раз, выведя из строя почти половину артиллерии и около двухсот человек личного состава (в том числе 75 человек убитыми). Жертвы «Торгут Рейс» были более скромными — 17 попаданий, 47 убитыми и ранеными. Наконец, на «Мессудие» основные потери нанес 270-мм снаряд, разорвавшийся в батарее среднего калибра, убив и ранив 68 человек! Вот она — жертва сомнительной экономии! Кардинально перестроив «Мессудие», турки тем не менее оставили на нем единую батарейную палубу, как во времена парусного флота. Так что единственный попавший туда снаряд и нанес такие жертвы и разрушения.

Соперничество между Грецией и Турцией. Первая Балканская война и долгожданный паритет

Броненосец «Гидра»

Проиграв в Первой Балканской войне, турки смогли частично взять реванш во Второй, где по иронии судьбы они выступили союзниками Греции в войне с Болгарией. Но идея достижения решительного преимущества над греками не покидала головы турецких политиков, в результате чего страна ввязалась в дредноутскую гонку вооружений, на что Греция была вынуждена ответить. Впрочем, это уже другой рассказ…

Статья была опубликована в январскомномере журнала «Наука и техника» за 2014 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy