Исламская Республика Иран обладает армией, чрезвычайно пестрой по своему составу. В ней гармонично (или не всегда) служат бок о бок «Чифтены» и Т-72, «Чхонмахо» и М-47, БМП-2 и М-113. Некоторые из указанных изделий модернизируются до потери узнаваемости. Производят персы и свои собственные машины. Мы уже обозревали САУ Raadиранского производства, теперь же поговорим о тамошних БТРах.
Бронетранспортёр Rakhsh с колесной формулой 4*4, названный в честь коня мифического героя Рустама, как считается, производится с 2005 года (хотя, по другим источникам, его прототип впервые показали на военной выставке в Тегеране в 1989). В большей степени эта машина приспособлена для выполнения полицейских задач, нежели армейских. Корпус Rakhsh сварной, защищает от пуль калибра 7,62 мм. Возможна установка дополнительных броневых листов (именно они придают машине характерный «чешуйчатый» вид). Экипаж два человека (водитель и командир), также перевозит 8 солдат. В распоряжении водителя два крупных окна с пуленепробиваемыми стеклами, у десантников есть амбразуры для стрельбы. Посадка-высадка осуществляется через боковые и кормовые двери. Масса бронетранспортера составляет 7,5 тонн при полной загрузке. Rakhsh оснащается дизельным двигателем мощностью 155 л.с., развивает максимальную скорость 80 км/ч на шоссе. В силу местных климатических условий, иранские БТРы оснащаются кондиционерами.
Если сравнивать разные варианты Rakhsh между собой, можно увидеть, что в прототипах заметно влияние советской БРДМ-2. Возможно, что иранский БТР «Ходросази Кобра», о разработке которого писали в 1996 году, похожий на советскую машину как две капли воды, и был одним из прототипов Rakhsh.
Rakhsh может нести различно вооружение. Базовым вариантом является пулемёт калибра 7,62 или 12,7 мм. Также возможна установка 30 мм автоматической пушки, идентичной таковой у БМП-2, или зенитной установки ЗУ-23-2.
В Иране Rakhsh состоят на вооружении армии, полиции и КСИР (Корпус стражей исламской революции). Также эти бронемашины экспортировались в Судан, где принимали участие в боевых действиях (в Дарфуре, второй гражданской войной между Севером и Югом).
По сравнению с советским (возможным) предком в лице БРДМ-2, иранский «боевой конь» перевозит больше солдат и отличается более мощным вооружением, при меньшей максимальной скорости. В то же время есть сомнения, насколько хорошо он справляется с пересеченной местностью.
Кроме Rakhsh колесного, существует гусеничный БТР с таким же названием. Совсем недавно партия таких машин была принята на вооружение иранской пограничной охраны. Масса нового БТР составляет 11 тонн, он перевозит шестерых десантников, развивает скорость 60 км/ч. Ходовая часть гусеничного Rakhsh представлена пятью опорными катками и двумя-тремя поддерживающими. Вооружение представлено дистанционно управляемым модулем с пулемётом калибра 12,7 мм.
Броня, вероятно, противопульная. В распоряжении механика-водителя находится достаточно большое окно. По своему внешнему виду Rakhsh гусеничный очень похож на российский гусеничный бронетранспортёр «Ракушка», но меньше его по размерам (длина корпуса Rakhsh 495 см против 650 «Ракушки», ширина 228 против 260 соответственно, высота обеих машин одинаковая – 210 см.). «Ракушка способна перевезти еще большее количество десантников – 13. Концептуально новая иранская машина близка к американскому разведывательному БТРу М-114 (он, правда, в Иран никогда не поставлялся, но идеи схожие возникают независимо друг от друга в разные времена и в разных местах…). Для выполнения задачи, скажем, доставки на место досмотровой группы, он вполне подойдет.
Кроме гусеничного Rakhsh, иранские пограничники получили новый колесный БТР KIA. Вес этой машины – 10 тонн, двигатель – 240 л.с., скорость – 90 км/ч. Машина защищается противопульной броней. О количестве перевозимых им солдат сведения найти не удалось, по аналогии с другими бронемашинами похожего типа можно предположить 8-10 человек.
Военное руководство Ирана считает, что именно легкобронированные, защищенные от подрывов на минах машины являются наилучшим ответом на такие угрозы, как банды наркоторговцев и контрабандистов, нарушители границы, экстремистские группировки вроде ИГИЛ. Низкая стоимость по сравнению с похожими машинами от мировых производителей может способствовать экспорту персидских бронетранспортеров в страны Африки, что и показал пример Судана. На примере БТР Rakhsh можно увидеть, как иранские конструкторы, начав с копирования иностранных образцов, пришли к собственной конструкции. Гусеничный вариант Rakhsh`а, хотя и похож на упомянутые иностранные аналоги, является собственной разработкой. Таким образом, можно считать, что собственная школа легкой бронетехники в Иране состоялась.
Использованные источники: war-book.ru.mashreghnews.ir/news, en.topwar.ru.