Тактические крылатые ракеты Х-65С и Х-555

0 0

На рубеже 80-х гг. ХХ века США и СССР развернули в Европе ракеты средней дальности с подлетным временем менее 10 мин. Они не давали времени на ответный удар, что заставило противников начать переговоры, на которых пришлось затронуть и другие вооружения, в т. ч. крылатые ракеты. В договоре, обязавшем США и СССР сократить стратегические вооружения, было прописано ограничение и их числа. Делегация СССР предлагала уничтожить излишки, но американцы были против, еще в 1980 г. начав проектирование неядерных модификаций крылатых ракет AGM-86 и AGM-109. Им не удалось сохранить превосходство над СССР в ядерной гонке, и они сделали ставку на повышение точности обычных вооружений.

Законы холодной войны требовали дать ответ новой угрозе. Мы уже писали о неядерной крылатой ракете Х-55ОК с оптической автокорреляционной системой наведения и кассетной БЧ для поражения аэродромов и других протяженных объектов, но в дубненском МКБ «Радуга» задумали и более радикальную модификацию запущенной в массовое производство Х-55. Замена автокоррелятора активной радиолокационной ГСН превращала ее в эффективное противокорабельное оружие.

Тактические крылатые ракеты Х-65С и Х-555

Пуск крылатой ракеты Х-555 с борта самолета Ту-955МС Дальней Авиации России по цели в Сирии – 17 ноября 2015 г.http://militaryrussia.ru/blog/topic-702.html»>http://militaryrussia.ru/blog/topic-702.html

Внешне от стратегической крылатой ракеты Х-55 тактическая Х-65С («самонаводящаяся») отличалась трехгранным сечением новой носовой части, что дало место для большого антенного блока АРГСН, нового вычислительного комплекса и проникающей боеголовки массой 410 кг. По замыслу конструкторов, ракета скрытно на высоте 30…40 м над гребнями волн выходила в район нахождения кораблей противника, включала ГСН, сама выбирала объект атаки и поражала его, переходя в последний момент на предельно малую высоту.

Носителями должны были стать самолеты Дальней Авиации, вооруженные Х-55 – Ту-95МС и Ту-160. Но технически существовала возможность ее пуска и с других самолетов – Ту-22М3 и Ту-142М, которые были на вооружении нашего флота. Поскольку они могли нести от 4 до 16 таких ракет, рассматривалась возможность группового пуска с целераспределением головной ракетой «стаи» остальным в последний момент.

Дальность пуска ракеты Х-65С была 280…250 км и могла быть существенно увеличена. Их применение совместно со сверхзвуковыми Х-22 (ТМ №10 2017) существенно увеличивало эффективность нашей авиации в борьбе с флотом самого мощного вероятного противника. Запуск в массовое производство Х-65С не сулил трудностей, поскольку она имела много общего с серийной Х-55, она была совместима с оборудованием существующих самолетов и не подпадала под действие договоров об ограничении вооружений, но администрация Горбачева затормозила разработку этого оружия, а Б. Ельцин не только отказался принимать его на вооружение авиации России, но и запретил экспорт.

Однако разрядка в отношениях с Америкой и ее союзниками продолжалась недолго. Трагические события в Югославии в 1999 г., военные и гражданские объекты которой авиация США уничтожала крылатыми ракетами со спутниковой системой самонаведения, заставили уже новую Россию сделать свой ответный ход.

Было продолжено начатое еще СССР развертывание собственной спутниковой навигационной системы ГлоНаСС и создание высокоточного оружия, которое использовало ее сигналы для наведения на цель в реальном масштабе времени. Конструкторы ДМЗ «Радуга» на базе ядерных ракет Х-55 и Х-55СМ сделали тактическую Х-555, которая помимо оборудования и неядерной БЧ, которая может поставляться в проникающем, кассетном и других исполнениях, отличается небольшими аэродинамическими поверхностями на головном обтекателе, необходимыми для обеспечения достаточной управляемости изделия с новой системой наведения.

Испытания крылатой ракеты Х-555 начались в 2000-х гг. Несмотря на трудности, вызванные «конверсией», а затем неумелыми реформами военной промышленности в начале 90-х, потерей кадров, трудностями с финансами, они прошли успешно, и новое оружие пополнило арсенал самолетов Ту-95МС и Ту-160, которые как раз проходили доработку.

Крылатая ракета Х-555 была принята на вооружение Дальней Авиации Российской Федерации и к 2010 г. ее экипажи приступили к отработке боевого применения на полигонах. А 17 ноября 2015 г. российские Ту-95МС впервые использовали это оружие по реальной цели по базам боевиков террористической организации «Исламское государство» в провинциях Идлиб и Алеппо северо-западе Сирии.

Вслед за Х-555 в России были созданы новые образцы оружия со спутниковым наведением, но крылатые ракеты Х-555 продолжают оставаться важной частью арсенала Дальней Авиации.

Тактико-технические данные СКР Х-65С (Х-555)

Система наведения: АРГСН, ГИСУ (инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу и спутниковая навигация). Двигатель: ТРДД Р95-300, 350 кгс (Р95ТМ-300, 400 кгс) БЧ проникающая, 410 кг (или кассетная и др.). Дальность 250…280 (2000) км. Скорость 720-830 км/ч. Высота полета 9000/50-100 (12000/40…110) м. Высота пуска 200-10000 м. КВО 100 м. Масса стартовая 1200 (1700) кг. Длина 6,04 (5,088) м. Диаметр корпуса 0,514 м. Размах крыла 3,1 м. Площадь крыла 1,3 м2

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy