Российский самолёт не сможет заинтересовать зарубежных клиентов, считают зарубежные эксперты.
В эти дни в Абу-Даби (ОАЭ) продолжается оружейная выставка IDEX-2021. Первое мероприятие «эпохи COVID-19» отличилось рядом российских премьер. Компании из РФ впервые презентовали лёгкий танк «Спрут-СДМ1», и танк Т-14 «Армата» за границей. Флагманом авиационной части экспозиции стал истребитель Су-57, экспортный потенциал которого в этом году вызвал споры у экспертов.
Потеря Ближнего Востока?
Авторы польского портала Defence24 считают, что «Ближний Восток не хочет покупать российский Су-57». В доказательство тезиса эксперты отмечают интерес ближневосточных заказчиков к самолётам конкурентов. Так, Катар и Саудовская Аравия нацелились на покупку американских F-35 Lightning II. Кроме того, Defence 24 пишет, что «Турция показывает незаинтересованность в покупке Су-57», и напоминает, что из совместной программы разработки нового истребителя вышла Индия.
По мнению польских журналистов, это свидетельствует об отставании Су-57 на экспортном рынке от F-35 и китайского Chengdu J-20. Так, американская машина эксплуатируется в корпусе морской пехоты США с 2015 года, а J-20 с 2017 года эксплуатируется в ВВС НОАК. Это позволяет заказчикам наблюдать за реальной эксплуатацией машин, делая соответствующие выводы.
С одной стороны, первый серийный Су-57 поступил на вооружение лишь в январе 2021 года. А с другой – начало производства не всегда гарантирует качество. К примеру, производимый с 2011 года F-35 до сих пор не избавился от «детских болезней» — недавно Министерство обороны США отменило начало серийного производства «Молнии 2». Чиновники считают, что истребитель ещё не готов пройти боевые испытаний, изначально запланированные на 2017 год. Поэтому количество выпущенных F-35 пока рано рассматривать как гарантию качества.
Повод для оптимизма
Выводы польских экспертов можно обусловить политическим подтекстом, которое сопровождает крупные оружейные сделки. К примеру, Турция планировала закупку 100 F-35, но на сделку наложили вето после закупки турецкими военными российских ЗРК С-400. Поэтому в число потенциальных клиентов можно добавить страны, традиционно тяготеющие к оружию «советской школы». И в этом ключе главным конкурентом Су-57 является китайский J-20. Правда, для полноценной конкуренции Китаю понадобится надёжный двигатель собственного производства. Пока агрегат Xian WS-15 превосходит российский АЛ-31Ф лишь по расходу, но обладает значительно меньшим ресурсом.
Накануне выставки IDEX-2021 представители «Рособоронэкспорта» рассказали о начале консультаций с отдельными покупателями экспортной модификации самолёта – Су-57Э. По словам генерального директора компании, российская сторона готова «предложить Су-57Э стратегическим партнёрам России». В их число можно включить страны, эксплуатирующие Су-27Су-30. Не исключено, военно-воздушные силы Индии, Алжира, Венесуэлы, и Малайзии (крупнейшие операторы Су-27Су-30) могут заинтересоваться Су-57.
Этому тезису следуют аналитики Military Watch. По их мнению, к 2027 году темпы производства Су-57 значительно возрастут, что позволит удовлетворить экспортные запросы. Так, Алжир уже разместил заказ на 14 Су-57Э, пишут в Military Watch, ссылаясь на свои источники.
Учитывая эти факторы, первоочередной задачей российской стороны является налаживание серийного выпуска Су-57. Напомним, в конце января Комсомольский-на-Амуре авиазавод сообщил о передаче первого серийного Су-57, и планах на поставку пяти машин до конца года. Полноценная серийная эксплуатация продемонстрирует потенциальным заказчикам результаты использования Су-57, а конструкторы получат необходимый материал для устранения «детских болезней». Но затягивание этого процесса может привести к потере заказчиков, которые будут вынуждены купить американские или китайские самолёты.