Крылатая ракета КСР-5

0 6

На базе ракеты Х-22 конструкторы дубненского филиала №2 ОКБ-155 Микояна под руководством А.Я. Березняка в 1960 г. начали проектирование уменьшенных изделий Х-28 и КСР-5. Последнее предназначалось для поражения радиоконтрастных сухопутных и морских целей фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ. Для КСР-5 был создан малогабаритный 2-камерный ЖРД С5.33, работавший на гептиле и азотной кислоте. Система управления была упрощена – инерциальную платформу заменили обычным автопилотом, дальность уменьшилась, зато были обеспечены захват цели активной радиолокационной ГСН из-под крыла и возможность противозенитного маневра при облучении ракеты РЛС противника.

Одним из новшеств был тонкостенный обтекатель антенны ГСН с сетчатым заполнителем. Технологию начали разрабатывать в 1963 г. под руководством ведущих инженеров завода №256 Леженина и Куриловой при участии ВИАМ.

Ракета изготавливалась из уже освоенных сталей 30ХГСНА, ЭИ-654, 12ХНВА и алюминиевых сплавов Д-16Т, АМГ-6Т, новыми были процессы их механической и термической обработки, а также технология фасонных сотовых панелей минимальной массы с заполнителем из фольги. «Соты» из нее заливались ксилитом (искусственный заменитель сахара) и фрезеровались после его затвердевания, а потом заполнитель растворялся и получался тонкий сотовый пакет сложной пространственной формы.

Крылатая ракета КСР-5

Крылатая ракета КСР-5 на транспортировочной тележкеhttp://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?p=70122

Для испытаний новой ракеты и комплексов вооружения, в которые она входила, переоборудовали по одному Ту-16К11-16 и Ту-16КСР-2А, а также два Ту-16К10. На них смонтировали по два подкрыльевых держателя БД-487, новую аппаратуру подготовки пуска и заменили часть блоков системы управления оружием, причем самое дорогое, локатор, остался.

Первый пуск КСР-5 состоялся в 1964 г. Испытания шли непросто и были завершены лишь в 1969 г., когда КСР-5 уже три года серийно выпускалась на ДМЗ – так стал именоваться завод №256 в Дубне, а ОКБ2-155 получило самостоятельность и нынешнее название МКБ «Радуга».

Под новый ракетный комплекс К-26 для Дальней Авиации доработали 15 строевых самолетов Ту-16К11-16, названных Ту-16К26, и 125 Ту-16КСР2-11 (Ту-16КСР2-5-11, причем на части самолетов была установлена РЛС «Рубин-1М», с которой дальность пуска КСР-5 возрастала до 450 км). В Авиации ВМФ СССР модернизировали 85 строевых Ту-16К10, которые стали именоваться Ту-16К10-26. Доработка 110 Ту-16КСР-2А, названных Ту-16КСР2-5, выполнялась и для дальней, и для морской авиации.

Они сохранили все оружие, которое у них уже было – ракеты КСР-2/11 и К-10 плюс бомбы на некоторых, получив по две новых ракеты КСР-5. В 1969-м КСР-5 была принята на вооружение, но фактически она уже осваивалась теми же авиаполками, которые использовали изделия КСР-2/11 и К-10. Разработка комплексов К26 и К10-26 была отмечена Государственной премией за 1970 г.

Начало их эксплуатации осложнили несколько аварий. Сварные хромансилевые шары-баллоны пневмоситсемы КСР-5 с азотом под давлением 350 атм. взрывались, давая множество осколков, изделие полностью разрушалось, а личный состав получал ранения. Дефект устранили обмоткой баллонов стеклотекстолитовыми жгутами, а стенки их даже удалось сделать тоньше на 1 мм. Если даже такой баллон лопался (это могло произойти из-за небрежности при заправке), то на две половины, осколков не давая.

В 1971 г. началась разработка комплекса К26М для поражения сложных малоразмерных целей. Самолет Ту-16К26М получил более мощную РЛС «Рубин-1КВ» с увеличенным обтекателем антенны, размещенным в районе бомбоотсека, а ракета – новую особо чувствительную ГСН. На появление у вероятного противника новых ЗРК и перехватчиков ПВО отреагировали созданием маловысотной крылатой ракеты КСР-5Н и противорадиолокационной КСР-5П – за ее создание коллектив МКБ «Радуга» получил Государственную премию за 1977 г.

Появление крылатых ракет КСР-5 позволило сохранить боевые возможности довольно давно выпущенных самолетов Ту-16 даже в начале 1990-х гг. Однако с приходом к власти Б.Ельцина они были поспешно сняты с вооружения в ходе резкого сокращения вооруженных сил России. Некоторое время в строю оставались несколько Ту-16КРМ – носителей скоростных низковысотных и высотных ракет-мишеней КСР-5НМ/МВ для тренировки ПВО. Однако и они вскоре были списаны.

Отказ от крылатых ракет КСР-5 и их носителей Ту-16, которые обладали еще вполне достаточным боевым потенциалом, можно было бы объяснить тем, что ожидалось продолжение производства сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М и модернизация их вооружения. Однако и этот процесс затормозили. Затормозили, но не остановили навсегда – о новых ракетных комплексах российской стратегической авиации читайте в следующих статьях серии

ТТХ крылатой ракеты КСР-5

Наведение: АРГСН и автопилот. Двигатель: ЖРД С5.33, тяга 1120/710 кгс. БЧ 9А52 фугасно-кумулятивная, масса 700 кг. Дальность до 280/450 км. Скорость 3200 км/ч. Высота полета на основном участке 20000 м. Высота пуска 50…11000 м. Масса стартовая 3952 кг. Объем баков 1670 л. Длина 10,52 м. Диаметр корпуса 0,92 м. Размах крыла 2,61 м. Площадь крыла 5,3 м2

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy