Содержание страницы
Мурад II признан исторически шестым султаном османов, а неофициально восьмым. Он будет править дважды, сначала тридцать лет, потом, после промежутка времени в которое правил его сын Мехмед II, ещё пять лет. Современники признают его просвещённым, религиозным, справедливым и милостивым, даже к врагам, правителем.
В историю он войдет как единственный человек, который дважды откажется от власти, не по слабости здоровья или угрозе свержения, а по отвращению к власти. Один турецкий поэт очень верно назовет его «усталым воином».
Юность в огне войны
После внезапной смерти своего отца Мехмеда I в 1421 году, от полученных при падении с коня на охоте травм, трон османского государства будет завещан умирающим отцом старшему сыну, — Мураду. В правление он вступит совсем юным, примерный возраст 16-17 лет.
Византийский император Мануил II, желая сохранить привилегированное положение Византии, достигнутое путем соглашений с его отцом, затребует передать ему для залога безопасности его младших братьев Махмуда и Юсуфа. Мурад II решит, что время договоров с Византией закончено и откажется выполнять условия.
На что последует «зеркальный» ответ византийского императора. Не имея возможности действовать силой, он выпустит из плена дядю Мурада II, Мустафу Челеби, отданного ему для содержания в заточении на острове Лемнос и как залог мира с Мехмедом I. Надо сказать, что Мурад II не признает родства и назовет Мустафу самозванцем.
Однако к Мустафе примкнет довольно много беев из Румелии, он получит посильную военную и солидную финансовую помощь Византии, начнет теснить войска Мурада и займет Эдирне. Провозгласит себя султаном и даже начнет чеканить собственную монету.
Султан, да не тот
Новоявленный султан «войдет в раж» и откажется передавать обещанный, в случае победы, Галлиполи византийцам. Тогда Византия прекратит поддержку Мустафы Челеби, одновременно часть визирей незадачливого правителя будет подкуплена людьми Мурада II. Результатом станет то, что накануне решающего сражения у Мустафы окажется весьма мало сил.
Не дожидаясь исхода сражения, до взятия Мурадом II Эдирны, Мустафа попытается бежать, забрав с собой все сокровища казны. Впрочем, убежать не сможет, — будет пойман и повешен на дереве, либо, по словам византийского историка Дуки, на стене города. Как пишет другой историк – свидетель событий Ашикпашазаде, его не снимали пока тело не истлеет.
Расценив действия Византии как нарушение мирных соглашений Мурад II, расторгнет все мирные соглашения с ними и осадит Константинополь. Однако Византия объединится с недовольными Анатолийскими правителями бейликов и «оппозиция» подобьёт малолетнего брата Мурада II, тезку дяди – Мустафу, поднять восстание с целью дележа власти. Об этом подробно рассказано в предыдущем рассказе.
Сняв осаду, проверенным путем подкупа доверенных лиц противника и последующим военным походом Мурад одолеет брата, «попутно» покорив все мятежные бейлики кроме бейлика Караманидов. Двух других братьев султана ослепят по его приказу, видимо из опасения использования их для претензий на трон. Братья умрут в Бурсе во время эпидемии чумы, в 1492.
Преображение султана
В те времена в султанате стало распространяться учение религиозного течения на основе суфизма Хаджи Байрама Вели, — «байрамия». По началу Мурад II решил, что эти веяния сродни «коммунистическим» идеям другого ученого-богослова шейха Бедтредина. Мурад II распорядился привести к нему Хаджи Байрама для дачи объяснений, султан много уделил времени беседам об этом учении и проникся этими идеями.
Мурад II даровал участникам братства освобождение от налогов, самого Хаджи Байрама султан убедил проповедовать в пятницу в мечети Эдирны. Сам Мурад II начинает строить мечети, медресе, благотворительные учреждения для помощи бедным. Султан организовал при дворе развитие науки, богословия, поэзии. Современники отметили, что нрав Мурада II смягчился, он стал много времени посвящать молитве. Султан сам увлекся поэзией и литературой.
Кроме того, в Эдирне султан организовал при мечетях столовые для бедноты, где лично участвовал в раздаче еды. Он стал сильно религиозен, принимая многие решения опираясь на знаки, знамения, слова пророчеств Хаджи Байрама и «вещие» сны.
Имеются свидетельства о том, что мечеть Даруль Хадис в Эдирне султан построил после сонного видения самого пророка Мухаммеда, велевшего ему её построить. Ещё он построил суфийскую обитель братства «мавлявийа», после сонного видения другого праведника, — Мевляна Джалаладдина Руми. Этот памятник архитектуры не сохранился.
Султан всё больше тяготится властью и необходимостью вести государственные дела. При этом Мурад II милостив ко всем, даже к поверженным врагам. Несмотря на противостояние государств, византийские летописцы признают в нем справедливого правителя. Так пишет византийский историк Дука:
«…потому что Бог, я полагаю, судил этого человека по добрым делам, которые он совершил на благо простого народа, и за сочувствие, которое он выражал неимущим, а не только тем, кто принадлежал к его нации и нечестивой вере. Гнев Мурада не был несдержанным. После победы он не преследовал бегущего врага. Более того, он не жаждал полного уничтожения проигравшего народа, но как только побежденные просили мира, он с готовностью заключал мир. Он действительно презирал войну и любил мир… »
Сражения с Крестоносцами и первое отречение от престола
Закончив с внутренними врагами и вновь обретя контроль за бейликами Малой Азии Мурад II возобновил джихад — «священную войну с неверными» и направил свои силы на завоевание Балкан. Ему удалось покорить Сербию, Валахию и Северную Грецию. Возросшая военная экспансия османов в Европу вызвала беспокойство европейских владык.
Король Венгрии Владислав III получает благословение Рима на ещё один Крестовый поход для обуздания военной угрозы со стороны османов. Под его знаменами соберутся немцы, поляки, румыны, албанцы. Возглавил армию воевода из Трансильвании Янош Хуньяди. Этот поход станет более успешным для крестоносцев, чем в правление Баязида I. После ряда кровопролитных сражений Мурад II будет вынужден заключить мир с королем Владиславом III. По договору за османами останется контроль над Валахией, а сербские территории, граничащие с Венгрией, получат независимость.
Примечательно, по договору, два сына правителя Валахии должны убыть в заложники к османам. Один из них, — знаменитый Влад Дракула, который будет прообразом графа-вурдалака для произведения Брэма Стокера и навсегда «именем нарицательным» для всего, что связано с вампирами, но сейчас не об этом…
Заключив мир в 1444 году, Мурад II передаст бразды правления и трон своему сыну Мехмеду, которому исполнилось всего 12 лет. Уже «отставной» султан поселяется в Манисе и начинает усиленно молиться, берет строгие обеты воздержания и изучает Коран.
Не будите спящего зверя или возвращение султана
На Западе неверно расценят поступок султана, приняв его за кризис власти. Тот же воевода Янош Хуньяди вводит войско для покорения Болгарии. Мехмед просит отца возглавить османское воинство султаната. Рассерженный «султан в отставке», тогда же, в 1444 наголову разобьет под Варной «балканскую военную коалицию» под знаменами венгерского короля. Однако, после победы, вновь возвратится в Манису, оставив править Мехмеда.
По прошествии двух лет произойдет бунт янычар и волнения в Албании. И вновь Мурад встанет «за штурвал» управления государством. Ряд удачных военных операций на Балканы, за этот пятилетний срок правления, приведет к тому, что этот регион на несколько сотен лет попадет под владычество будущей Империи османов.
Заключение
Мурад II, в память о военных победах, в османские летописи войдет как Великий и Победоносный. Его жизнь поделена на два этапа, на первом он, ценою пролитой крови близких ему людей, закрепит свою власть и не даст разделить государство османов. На втором этапе он попытается загладить своё чувство вины через дела милосердия, справедливое правление и благожелательное отношение ко всем.
Власть станет ему в тягость, но неумолимое требование окружающего мира не позволит ему уйти от дел, практически вплоть до его смерти в 1451 году.
По его завещанию он будет погребен в Эдирне, рядом с усыпальницей его сына Алаэддина. По его повелению захоронение будет сделано под открытым небом (не свойственная форма усыпальниц для мусульман Востока). Он посчитал, что ничто не должно воспрепятствовать божественной милости, которая, как надеялся Мурад, после смерти будет изливаться на его место погребения подобно дождю.
Все статьи по теме: #мир истории_османская империя
Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Лочуков Денис
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
- Наш сайт: worldofhistory.ru — еще больше интересного и увлекательного