Содержание страницы
В предыдущей части статьи мы сравнили летно-технические данные основных многоцелевых тактических боевых самолетов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки Сухой Су-34 и МакДоннелл-Дуглас / Боинг F-15E «Страйк Игл». Сегодня посмотрим, как отражаются заложенные конструкторами качества этих двух чем-то похожих, но все же разных по самой задумке машин на их ударных возможностях. И начнем мы со свободнопадающих бомб, остающихся важным средством ведения войн и в наше время «умного оружия»
Начало читайте в статьеБой с тенью – Су-34 против F-15E. Часть 1
Су-34 против F-15E. Аэродинамическое и конструктивное совершенство. Противники в полете
Самолет как средство доставки вооружения
Довольно давно на флоте появилось понятие «корабль – орудийная платформа». Это отнюдь не означало баржу-плоскодонку с водруженной на ней трехдюймовкой, а подразумевало оценку всех качеств боевого судна с точки зрения применения вооружения – сочетание скорости и дальности хода, маневренности и остойчивости, управляемости и мореходности с возможностью и эффективностью ведения огня. Вопрос о том, сколько и какого оружия несет корабль, как оно размещено и как это влияет на остальные его характеристики, в равной мере важен и для боевого самолета, ведь это тоже судно, только воздушное.
Как мы говорили, многоцелевые боевые самолеты F-15E и Су-34 делались на основе двухместных учебно-боевых истребителей, и главной задачей их проектировщиков было дать им как можно более сильное и разнообразное вооружение. Хотя ставились и задачи противовоздушной обороны тыловых объектов на их передовых рубежах, сопровождения бомбардировщиков, радиоэлектронной борьбы, воздушной разведки и даже завоевания господства в воздухе в глубине территории противника, основное внимание уделялось ударным задачам – то есть уничтожению целей на поверхности земли и воды.
Расширяя арсенал самолета, конструктору надо сохранить его общую и местную (в точках подвески спецгрузов) прочность с возросшим весом – и боеприпасов, и взлетным. Далее ему надо ввести в конструкцию сами эти дополнительные точки подвески и обеспечить прицельное применение всех предусмотренных авиационных средств поражения (АСП), а это требует подчас весьма сложных, больших, тяжелых и энергоемких управляющих комплексов оборудования. О первом вопросе, о прочности, мы уже рассказали, последний осветим позже, а сейчас – о втором аспекте проблемы.
Изначально на планере F-15 было предусмотрено девять точек подвески грузов и еще четыре находились на внутренних подкрыльевых пилонах. Однако на крыле серийных самолетов были только внутренние узлы, а внешние в производстве так и не появились – их внедряют лишь сейчас, и работы находятся на опытном этапе.
В 1960-х гг. в США появились многозамковые балочные держатели. На каждый тактический МБД типа MER можно было подвесить 6 бомб калибра 114 или 227 кг и при проектировании ударного «Страйк Игла» планировалось использовать их, но по ряду причин в широкую строевую эксплуатацию для F-15E они так и не поступили. Зато вместо четырех фюзеляжных пусковых установок, предназначенных только для ракет воздух-воздух средней дальности AIM-7 или AIM-120, обновленный самолет получил 12 новых узлов, четыре из которых по-прежнему можно было использовать и для оружия воздушного боя, но они годились и для бомб – при замене переходных балок, что можно сделать в условиях авиабазы.
В Советском Союзе МБД были внедрены уже на базовом варианте истребителя Су-27 на сериях с возможностью «фронтового применения», и с ними число подвешиваемых единиц АСП достигло для него 28. В новом многоцелевом самолете Т-10В, поставки которого в части ВВС России под обозначением Су-34 начались в 2014 г., были добавлены еще два крыльевых пилона с возможностью подвески МБД, и увеличено число «ячеек памяти» в системе управления вооружением (СУВ), что позволило использовать все замки одновременно, а общее их число возросло до 38. Стараниями конструкторов ОКБ имени Павла Осиповича Сухого в СССР был разработан самолет, который в кои веки превзошел вероятного противника по числу точек подвески и общей массе АСП при лучшей дальности полета. Как мы уже говорили, добиться того удалось пойдя на более широкое изменение первоначальной конструкции планера. На Су-34 не только увеличили размерность и вес, но и перешли на более прогрессивную аэродинамическую схему.
Итак, по числу точек, используемых для вооружения, российский самолет превосходит американский в 1,27 раза, ударного оружия несет больше в 1,5 раза, а наибольший расчетный вес «спецгрузов» на его борту 12500 кг против 10637 у «американца». Но это показатели общие, а как боевые возможности противников соотносятся при решении каких-то определенных задач, а не вообще?
На практике теоретический вес полезной нагрузки не применяется, а учитывают фактический вес реализуемых вариантов подвески и ее номенклатура – как по классам, так и по типам боеприпасов. Каждый из них имеет свои специфические свойства и нужен для наиболее эффективного с точки зрения результата и его стоимости решения строго определенных задач.
Старые добрые «чугунные бомбы»
Со времен II мировой войны авиация применяет управляемые бомбы – УАБ, в русскоязычной документации используется обозначение КАБ – корректируемая авиабомба. Хотя первыми в этом были немцы, но уже тогда в лидеры вырвалась Америка. С тех пор она использует УАБ во всех конфликтах, в которых участвуют ее самолеты, и постепенно они стали их главным тактическим вооружением. Главным, но не единственным – высокоточное оружие (ВТО) так и не смогло вытеснить окончательно обычные свободнопадающие бомбы, презрительно называемые «чугунными», но в арсенале остающиеся.
Непрекращающиеся вот уже 75 лет «малые войны» устойчиво показывают их сохраняющуюся необходимость. Даже сравнительно недорогие и эффективные УАБ со спутниковым наведением серии JDAM проигрывают им при поражении многих типовых целей, не требующих особо точного прицеливания. Это преимущество заключается не только в сумме стоимости израсходованных на гарантированное уничтожение такого объекта бомб, но и в оперативности применения в боевом вылете – особенно, с малых высот. Еще одно достоинство этого «устаревшего вооружения» заключается в снижении зависимости от средств разведки и необходимости добывать предварительно координаты целей – практика показывает, что для боеприпасов, использующих инерциальную или спутниковую навигацию их лучше знать заранее.
Самое мощное неядерное оружие современных самолетов фронтовой тактической авиации – это так называемые объемно-детонирующие или вакуумные бомбы. В ряде случаев эксперты сравнивают их эффективность с атомными боеприпасами килотонного класса. Например, Су-34 может нести 6 бомб ОДАБ-500МП – такое изделие весом 520 кг снаряжается 193 килограммами тетранита, который при детонации дает мощный «высокотемпературный пузырь», вызывающий схлопывание окружающего воздуха, а затем наружную ударную волну. Особо эффективны ОДАБ в кварталах с плотной застройкой, в долинах и ущельях, где их энергия концентрируется стенами зданий или склонами местности.
Известно, что американский тактический ударный самолет F-15E также несет вакуумные бомбы, но какие – не официально уточняется.
Как мы говорили, F-15E теоретически может поднять более 10 тонн внешней нагрузки, но конструкция узлов подвески и программное обеспечение (ПО) системы управления вооружением в пределе позволяет взять лишь 3817 кг свободнопадающих бомб, причем разнокалиберных – 12 пятисотфунтовок Mk.82 и одну Mk.84 калибра 2000 фунтов. Их баллистика, естественно, отличается и это затрудняет прицеливание – оператору надо делать больше операций. Не ясно, возможен ли их залповый сброс по одной малоразмерной цели. Это типовой вариант такого вооружения, есть также снимки с подвеской и сбросом двух или четырех бомб Mk.83 промежуточного 1000-фунтового калибра или 2000-фуктовых Mk.84 – их максимальный вес ровно 3700 кг. Оба самолета могут применять как бомбы со стандартным оперением, так и боеприпасы с тормозными устройствами для маловысотного удара.
Российский Су-34 сохранил возможность подвески бомб меньшего, 100-кг калибра. С начала 1960-х гг. они были объявлены американцами неэффективными, поскольку круговое вероятное отклонение при сбросе с больших высот и скоростей превышало радиус сплошного поражения взрывной волной и осколками. Но локальные войны показали, что значительную часть атак тактическая авиация выполняет с малых высот и на дозвуке, постепенно улучшалась точность прицелов. Тем не менее, на вооружение F-15E бомбы калибра 250 фунтов (114 кг) так и не поступили, а в арсенале Су-34 «сотки» есть. Возможность брать много бомб такого калибра выгодна там, где противник не имеет долговременных укреплений и сильной ПВО – без ее «зонтика» часто оказываются войска на марше, которые выгодно бомбить с одного захода серией. Значительное преимущество имеет Су-34 и по использованию боеприпасов калибра 250 и 500 кг.
На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации сказано, что серийный Су-34 несет три свободнопадающие авиабомбы калибра 1500 кг, но автору пока не удалось подтвердить это ни одним снимком или видео. Согласно многим другим источникам, в т.ч. близким к ОКБ им. Сухого и Новосибирскому авиазаводу, Су-34 не может применять «чугунных бомб» тяжелее полутонных, тогда как «Страйк Игл» способен взять до четырех фугасок калибра 908 кг и многие эксперты считают это важным «козырем» американского самолета. Но нет точных сведений о возможности применения бомб Mk.84 с подкрыльевых пилонов и средних замков под воздухозаборниками вместе с указанной выше загрузкой 227-кг бомбами – в описаниях самолета такие варианты значатся, но на фото и видео из боевых операций не наблюдаются.
Конечно, отсутствие фотодокумента не значит, что подвеска трех бомб тонного калибра на F-15E невозможна. Американцами они широко применялись во всех локальных конфликтах второй половины ХХ и начала XXI века, но для чего именно?
Их выгодно использовать против особо прочных зданий и сооружений – подземных укрытий, плотин и больших мостов, но для всех этих целей как раз и выгодно применять ВТО соответствующего калибра, что они регулярно и делают. А «чугунные» Mk.84, которые весят 894 кг или 925 с тормозным устройством шли, например, для завала обрушаемыми близким взрывом камнями горных троп в Афганистане. Там «спутниковая» точность не нужна.
Такие бомбы американцы пытались задействовать и для разрушения шоссе и взлетно-посадочных полос аэродромов. Действительно, при прямом попадании, что заходе вдоль объекта несложно, даже в мощном бетоне получается «большая дыра», но она может быть заделана гораздо быстрее, чем множество малых «дыр», которые производит кассета, рассеивающая облако бетонобойных суббоеприпасов. Они несут смертельную опасность и для войск, и даже для бронетехники.
«Сеятели»
Именно потому не заменили «умные бомбы» и разовые бомбовые кассеты или РБК – давно уже ставшее привычным средство поражения рассредоточенных и маневрирующих целей. Самолет F-15E несет до девяти РБК типа CBU-42/A, или до 12 меньших CBU-52В/В, CBU-58/В, CBU-71/В, CBU-87/B CEM, CBU-89/B и CBU-100 (Mk.20-II «Рокай»). Их число на подвеске, как и обычных бомб, на серийном строевом самолете сократилось в сравнении с опытным, и по этому показателю «Страйк Игл» тоже проиграл «крылатой тридцатьчетверке», которая несет до 16 разовых бомбовых кассет калибра 500 кг.
Самолет F-15E может использовать кассеты с коррекцией по силе ветра WCMD (Wind Corrected Munition Dispenser), которые существенно повышают точность их применения при сбросе с больших высот. Они применяются со времен бомбардировок сербских войск и гражданских объектов в Югославии в 1996-м, а затем и в 1999 гг. и вплоть до последних операций на Ближнем Востоке.
Каждая из двенадцати кассет WCMD снаряжается десятью связками GBU-97/B из четырех поражающих элементов SFW (Sensor Fused Weapon – боеприпас с сенсорным взрывателем). После сброса кассета доворачивает на истинную точку прицеливания с учетом распределения ветров по высотам. Над заданной высоте она раскрывается и выпускает своих «пассажиров» в свободное падение. Они не управляются аэродинамически, но тепловой дистанционный взрыватель формирует кумулятивную струю в направлении цели, если ее температура отличается от окружающей.
Идея вроде-бы правильная, но как показал опыт, годящаяся только для поражения техники со слабым и средним уровнем бронирования, причем желательно применять такие кассетные бомбы не с борта F-15E, а с тяжелых бомбардировщиков В-1В или В-52Н – тогда плотность поражения такой цели, как БМП в развернутом боевом порядке или автоколонна, будет достаточной. Между тем, если одна неуправляемая кассета CBU-58/B стоила в ценах 1990 г. 2893 доллара, то CBU-87/B CEM уже 13941, а CBU-89/B – целых 39693 «зеленых», что сегодня составляет 76233 доллара за одну кассету – сегодня это уже более полутора миллионов за всю «зарядку» одного F-15E!
В СССР и затем в России разрабатывали подобные управляемые планирующие бомбовые кассеты ПБК-500У, снаряжаемые малогабаритными управляемыми бомбами ПТАБ-СП и СПБ и были заявления об их принятии на вооружение и даже предложения экспорта. Но доказательств возможности их применения самолетами Су-34 пока найти не удалось, и не удивительно. Пресловутый образ нового русского, прикуривающего от стодолларовой купюры в казино в Монте-Карло, бледнеет на фоне рядового американского пилота, нажимающего на кнопку «сброс» в кабине загруженного «умными» кассетами WCMD «Страйк Игла», а ведь результат их действий может не сильно отличаться по эффективности…
Кроме бомбовых кассет американский тактический ударный самолет F-15E может применять подвесные системы минирования GATOR – он берет до двенадцати кассет CBU-89/B или CBU-104 – последняя также снабжена устройством коррекции по силе ветра. Подобное вооружение российского Су-34 с советских времен безлико именуется «контейнерами малогабаритных грузов универсальными» – КМГ-У и КМГУ-2 и снаряжается как минами, так и малокалиберными бомбами. Они крупнее и тяжелее американских и российский бомбардировщик берет их только семь. Зато КМГУ емче и общая площадь поражения в таком варианте применения у Су-34 больше.
Номенклатура применяемого рассматриваемыми нами самолетами образцов кассетного оружия и поражающих элементов, которыми они могут снаряжаться, весьма обширна и мы не можем здесь привести ее всю. В предлагаемой таблице мы рассмотрим лишь некоторые варианты – а именно кассеты калибра 500 кг с бомбами противопехотными и противотанковыми кумулятивными, а также кассеты с противотанковыми минами.
В первом варианте для действий по пехоте и легкой технике на открытой местности при примерно равном весе вооружения одиночный российский Су-34 превосходит американский «Страйк Игл», сбрасывая почти в четыре раза больше суббоеприпасов. Каждая кассета дает на 100 метров шире зону поражения, а полностью снаряженный таким оружием Су-34 превосходит американский аналог по площади поражения в 1,5 раза при почти вдвое большей плотности «засева».
В атаке танков американские кассеты CBU-97/В SFW почти двукратно эффективнее российских РБК-500 СПБ-Д, что частично компенсируется большей «вместимостью» Су-34. Но как мы уже говорили, до сих пор нет точных сведений о принятии их на вооружение авиации Российской Федерации.
Наконец, при воздушном минировании крупные и тяжелые контейнеры КМГ-У советской разработки превосходят американские CBU-89/B GATOR по числу противотанковых мин на 30%. Хотя боеприпасов в размерности CBU-89/B самолет F-15E может взять до 12 штук, автору удалось найти официальные сообщения Министерства обороны США, фото и видео боевых операций «Страйк Иглов» с применением лишь не более трех таких кассет на один самолет. С чем это связано, не ясно – возможно, дело в программном обеспечении бортовых управляющих систем F-15E, но может быть дело и в размерности цели.
Запах напалма
И последний часто используемый в войнах любого уровня интенсивности компонент неуправляемого бомбардировочного вооружения – это зажигательные бомбы и баки. Они снаряжаются различными химическими составами в жидком или коллоидном (густом) состоянии, которые в обиходе именуют напалмом, хотя это лишь один конкретный вид такого «зелья».
Поражающее действие зажигательных боеприпасов основано на высокотемпературной вспышке растекшейся на значительной площади при ударе о целевую поверхность или при раскрытии боеприпаса смеси. Огонь быстро распространяется и медленно гаснет даже при своевременном применении средств пожаротушения, многие смеси «прилипают» к телу и предметам или обладают повышенной текучестью.
Зажигательные бомбы и баки дешевы и просты в применении, хотя требуют повышенных мер безопасности при складировании, обслуживании и подвеске. Другой их недостаток – меньший в сравнении с обычными бомбами срок хранения.
Самолет F-15E может снаряжаться девятью зажигательными баками BLU-27B/B или Mk.77 Mod.0, российский Су-34 несет восемь подобных ЗБ-500, но число зажигательных авиабомб у него больше – он берет их столько же, сколько и обычных того же калибра. Здесь следует учитывать, что эффективность одной зажигательной бомбы обычно несколько меньше, чем бака, а вес и стоимость – выше.
Но зажигательными смесями могут снаряжаться не только баки и бомбы калибра 100/114, 250/227 и 500/454 кг, но и малокалиберные поражающие элементы кассет весом от 0,5 до нескольких килограммов. Они дают множество очагов пожаров, с которыми очень трудно бороться. Сравнение эффективности такого оружия проистекает из рассмотренного выше соотношения возможности применения кассет самолетами Су-34 и F-15E.
Ядерная дубина
Советский Союз, а затем и Российская Федерация давали крайне мало официальной информации о своем тактическом ядерном оружии. Но из попавших во «всемирную паутину» фрагментов эксплуатационной документации Су-27 следует, что машины этого типа, начиная с самолета с серийным номером 36911019616 (19-16) могут нести два «специальных боеприпаса» типа РН-28, РН-40 или РН-41 на держателях БД3-УСК. Это средство подвески третьей группы грузоподъемностью до 500 кг – вес бомбы РН-40 примерно400 кг и по мощности она близка к американской В61, о которой ниже. Таких сведений о Су-34 нет, но можно с высокой долей вероятности предположить, что он имеет такое же или более мощное ядерное вооружение.
В 1990-е годы стало как-то не модно говорить о тактическом ядерном оружии, но от этого оно никуда не делось. Шанс избавится от него был, но бывшие почти десять лет абсолютным гегемоном и единоличным лидером мира Соединенные Штаты им не воспользовались, и теперь обстановка с этим аспектом угрозы такая же, как и в худшие годы первой холодной войны.
Согласно официальным документам ВВС США самолет F-15E может применять тактические термоядерные бомбы В61 с активным веществом первой ступени в виде высокообогащенного урана-235 (т.н. Oralloy) и основным снаряжением (II ступень) из смеси дейтерида лития и чистого трития. Изделия В61-3, -4 и -10 весом 341±8,6 кг имеют регулируемую в пределах от 0,3 до 170 килотонн мощность, у первых двух предохранитель PAL-F взводит боевую часть только после получения кода с наземного командного пункта по защищенной радиолинии, В61-10 отличается новым предохранителем, способ работы которого пока не разглашен.
Максимальная мощность изделия В61-7, которое является в арсенале F-15E основным, 340 килотонн и его вес больше – 565 кг с тем же допуском.
Взрыв бомб модификаций 3, 4 и 10 может быть воздушный, маловысотный, наземный и с временной задержкой, чтобы бомба успела углубиться в грунт для уничтожения подземного сооружения. Изделие В61-7 имеет еще и подводный режим, но тактические самолеты американских ВВС его не используют – он нужен морской авиации. В последнее время особая важность придается поражению таким оружием именно целей типа бункеров и ракетных шахт, но как оказалось, существующей точности бомбометания для этого не достаточно.
В мае 2010 г. специально для решения этого вопроса было выделено первых 40 млн. долл. на разработку проекта дооснащения бомб В61 модулем управления по сигналам спутниковой навигации GPS. Планировалось переоборудовать от 400 до 500 изделий В61-3, -4, -7 и -10, находящихся на хранении в небоеготовом состоянии, но имеющиеся экземпляры первых трех модификаций физически изношены, и рассматривается вопрос об использовании только Mod. 10. Испытания инертных боеприпасов с модулем управления начались в 2015 г. с борта тактических истребителей F-15E и стратегических бомбардировщиков B-2A. Они показали, что в типовых условиях отклонение от точки прицеливания составляет до 30 м, что для разрушения ракетной шахты требует установки БЧ на уровень мощности не ниже 50 кТ, что дает воронку радиусом 30…68 м и значительное радиоактивное заражение.
Контракт на поставку модулей управления TSA для бомб В61-12 на сумму 178 млн. долл. был заключен с фирмой «Боинг» 27 декабря 2012 г., а всего на программу планируется потратить более 10 миллиардов. Сейчас заказ находится в состоянии исполнения, причем с 2018 г. в США впервые с начала 1990-х гг. возобновлено производство новых атомных бомб. Размещение управляемых термоядерных бомб В61-12 на базах ВВС США в Европе на постоянной основе было запланировано на 2020 г. и их носителями, наряду с новейшими F-35, являются и самолеты Боинг F-15E «Страйк Игл».
Бомба В61-12 пока единственная управляемая в этом классе вооружений, тогда как выбор УАБ с обычным снаряжением и с самыми разными системами наведения для самолетов Су-34 и F-15E весьма широк – это одна из главных составляющих их арсеналов, о чем мы поговорим в следующей части статьи.
Продолжение следует