Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

0 2

Из войны с Австрией и Пруссией Дания вышла, имея в составе своего флота целых шесть броненосцев количество, которому могли позавидовать иные государства, считавшие себя великими морскими державами. К сожалению, эта армада не смогла предотвратить поражение своей страны в войне, судьба которой определилась на суше. Тем не менее стало ясно, что датчане получили на своих южных рубежах крайне агрессивного и сильного соседа.

Если к началу франко-прусской войны некоторые слои датского общества еще рассчитывали на реванш, то молниеносный разгром французов не оставил и шанса заполучить в ближайшем будущем отторгнутые территории Шлезвига и Гольштейна. В результате в 70-х годах датчане вынуждены были кардинально поменять свою военно-морскую политику. Если до этого они рассчитывали на победу в будущей войне посредством морской блокады, то теперь растущий как на дрожжах флот объединенной Германии заставил сконцентрировать все усилия на береговую оборону (благо, что многочисленные острова этому крайне способствовали).

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Iver Hvitfeldt

Изменившаяся доктрина заставила провести ревизию своего военно-морского хозяйства, и итоги его стали очень и очень неутешительными. Действительно, из шести датских броненосных кораблей по поводу двух — «Абсалон» и «Эсберн Снаре» — даже сами хозяева не строили никаких иллюзий, классифицировав их как «броненосные шхуны». Двухдюймовая броня этих кораблей надежно защищала разве что от огня стрелкового оружия. В результате рачительные датчане без всякого «скупердяйства» переоборудовали эту парочку в учебные суда. Одно — в артиллерийское, а второе — в минное, вооружив их соответственно новейшими артиллерийскими системами и новейшими минными аппаратами. Три из оставшихся кораблей — броненосцы «Даннеброк», «Данмарк» и «Педер Скрам» — также не подходили под новую доктрину, поскольку предназначались для действий в открытом море. В связи с этим они уже к началу 1870-х гг. используются крайне ограниченно и в скором времени переоборудуются в блокшивы. И лишь один из всей шестерки — башенный монитор «Рольф Краке» — вполне соответствовал изменению политической ситуации, что и предопределило его долгую эксплуатацию. А имеющийся в распоряжении проект, который еще и отлично зарекомендовал себя в прошлой войне, послужил отправной точкой. Техническое задание на новую «броненосную батарею» (как официально классифицировался «Рольф Краке») предполагало, что верфь в Копенгагене просто повторит удачный проект при немного увеличенном водоизмещении и более сильном вооружении.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Iver Hvitfeldt

По примеру соседней Швеции, строившей броненосцы исключительно своими силами, датчане также решили развивать национальное судостроение. Начались многочисленные командировки специалистов на самые передовые предприятия Великобритании, но увы, ограниченные возможности датского бюджета не дали возможность наладить свое производство брони и орудий, ставших настоящей ахиллесовой пятой датских броненосцев.

Тем не менее надо отдать должное датским корабелам, разработавшим практически новый проект, который стал к моменту постройки самым крупным железным датским кораблем. Впрочем, титулы «впервые» и «самый» можно продолжить это был первый двухвинтовой, впервые с четырехлопастными винтами, первый со столь мощными орудиями и т.д. А началось все с того, что моряки потребовали установку орудий более мощного калибра. Однако уже первые прикидки показали, что в существующие на «Рольф Краке» башни можно вместить всего одно новейшее 229-мм нарезное орудие (что и было впоследствии реализовано в ходе одной из модернизаций). Тем не менее в этом случае башня получалась излишне просторной. Вывод напрашивался сам собой: можно было чуть увеличить ее габариты, чтобы вписать второе орудие. Но в этом случае при установке второй башни габариты корпусавозрастали до опасных пределов, заставлявших опасаться, что датчане собственными силами не смогут его построить.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Iver Hvitfeldt

В сложившейся ситуации датские корабелы выбрали, пожалуй, единственный реально возможный путь — проводить постепенное увеличение боевых характеристик без всяких революционных скачков, неизбежно сопровождающихся снижением надежности.

Так появилась первая серия датских послевоенных кораблей, названная в честь богов скандинавской мифологии (подробнее — в «НиТ» №4 за 2008г.). Построив последовательно три весьма совершенных для своего времени монитора — «Линдормен», «Горм» и «Один», датчане решили сделать перерыв в строительстве кораблей этого класса. Морской министр Нильс Фредерик Равн проводил политику экономии средств, в результате в первой половине 1870-х гг. датский флот пополнился пятью небольшими канонерскими лодками с 254-мм орудиями, на которые и должна была лечь задача артиллерийской поддержки. Лишь после его отставки военным удалось «протолкнуть» новый броненосец. Поскольку многие к этому времени уже осознали, что с таким соседом, как Германия, экономия средств не есть правильный путь, парламентарии проголосовали ни много ни мало как за 5000-тонный корабль, ставший самым крупным броненосцем того времени на Балтике! Весьма оригинально к нему подошло и название — «Гельголанд», поскольку спущен на воду он оказался в годовщину битвы, словно давая понять Германии, чем для нее может обернуться новая попытка агрессии.

В проекте датские конструкторы смогли воплотить все передовые достижения отрасли. Корпус броненосца строился из железа по клетчатой схеме с двойным дном, поперечными и продольной водонепроницаемыми переборками. Однако девять поперечных переборок доходили лишь до жилой палубы, а пять до нижней, так что при крене корабля практическая ценность этих переборок стремилась к нулю, что, впрочем, отражало лишь тенденцию тогдашней военно-морской моды. Из трех палуб корабля верхняя была деревянная, вторая, жилая броневая, толщиной 40 мм, и нижняя железная. Опять-таки по моде того времени форштевень переходил в таранный шпирон, выступая на 2,3 м от носового перпендикуляра. При стандартном водоизмещении он находился на 2,5 м под водой.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Артиллерия броненосца располагалась в башне и каземате. Единственное 305-мм орудие главного калибра, ставшее самым крупным орудием за всю историю датского флота, находилосьв носовой башне. Это было 36-тонное орудие Круппа, которое приводилось в движение усилиями восьмерых человек. Ось цапф находилась на высоте 3,4 м, и орудие могло простреливать цели в секторе 240°, горизонтально наводясь от крайне правого до крайне левого положения за 6 мин 40 сек. Скорострельность один выстрел в пять минут. Главный калибр дополнялся четырьмя 260-мм 22-тонными крупповскими орудиями. Они располагались в четырех сторонах каземата с возвышением орудийных цапф над уровнем моря 2,6 м. При этом каждое из них могло обстреливать дугу горизонта в 90° от траверза. Таким образом, получалось, что по два из них могли вести огонь в корму, нос и на каждый борт. Скорострельность их составляла один выстрел в четыре минуты, а дальность практически соответствовала таковой у 305-мм орудия (5,5 и 6,4 км соответственно). Остальное вооружение располагалось на верхней палубе. Три 120-мм орудия в корме, еще два на крыше каземата.

Бортовая броня «Гельголанда» состояла из плит толщиной от 8 до 12 дюймов, крепившихся на тиковой подкладке толщиной 12-16 дюймов. Верхний слой из 12-дюймовой брони имел ширину 1,3 м, нижний пояс из 8-дюймовой брони — ширину 0,7 м. При стандартном водоизмещении нижняя кромка пояса находилась на 1,3 м ниже ватерлинии, полностью уводя 8-дюймовый пояс под воду. Бронирование каземата составляло 9 дюймов на 8-дюймовой тиковой подкладке. В отличие от практики сильного бронирования командирской рубки, на «Гельголанде» она имела лишь легкую защиту

Машинную установку по заведенной традиции приобрели в Великобритании. Восемь цилиндрических котлов с тремя топками каждый располагались в двух водонепроницаемых отсеках, запитывая паром две горизонтальные машины системы компаунд (которые также разделялись переборкой). Они приводили в движение два винта диаметром по 4,4 м. Расстояние между осями винтов — 6 м.

Разумеется, как наиболее мощный датский корабль, «Гельголанд» кроме традиционных ежегодных маневров часто привлекался для выполнения дипломатических миссий в другие страны, например, в Англию, Норвегию, Швецию. В 1904 г. корабль отправился в свой последний рейс, после чего стал на прикол, чтобы в 1907 г. быть проданным на слом в Голландию.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

А вот со следующим кораблем вышла явная промашка. Началось все с того, что флот, вполне довольный «Гельголандом», потребовал строительства его увеличенной версии. Уже в 1877 г. разработали проект, который должен был попасть под ассигнования 1878-79 гг. Но в итоге парламентарии, шокированные расходами на предыдущий броненосец, почти вдва раза урезали предполагаемые суммы. Так, дабы соблюсти баланс между желаниями и возможностями, и родился проект этого гибрида броненосца с канонерской лодкой. С одной стороны, на корабле осталась башня с еще более мощным 355-мм 52-тонным орудием Круппа, но с другой стороны, вписаться в заданное водоизмещение и суммы удалось лишь ликвидировав каземат. Четыре орудия вспомогательной артиллерии в 120-мм установили открыто на верхней палубе, прикрыв их примитивными щитами аж только в 1889 г. Кстати, главный калибр оказался настолько мощным для этого миниатюрного корабля, что, по воспоминаниям современников, во время выстрела он сотрясался всем корпусом и, казалось, был готов развалиться. Главный калибр мог производить один выстрел в 10 минут на дальность до 9 км. Но на этом потери на закончились. Корабль оказался напрочь лишен бортовой брони, зато получил весьма солидную для своего времени 108-мм броневую палубу, закрывающую все жизненно важные части. Вдобавок в носу она изгибалась почти под прямым углом, подкрепляя таран. В качестве следующего новшества корабль получил на вооружение две миноноски (№4 и №5) и четыре торпедных аппарата, в итоге официально классифицируясь как «торпедное судно». Впрочем, этот казус устранили уже в 1885 г., переклассифицировав его в броненосец. Но кроме весьма сомнительных новшеств, корабль получил и ряд инноваций, впоследствии широко использовавшихся на датских кораблях. Это в первую очередь касается стального корпуса и внутреннего электрического освещения и гидравлических приводов орудий главного калибра. В довершение всего броненосец открыл новую линию названий датских броненосцев, в честь героев прошлого, получив свое имя от капитана Петера Весселя Торденшильда. В итоге, по выражению датского историка Свенсена, флот получил весьма «своеобразный корабль», устаревший уже несколько лет спустя после ввода в строй.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Модель броненосца Tordenskjold

Благодаря своему солидному орудию, «Торденшильд» кроме традиционных маневров широко применялся на дипломатической арене. Доказательством тому — визиты в Германию и Россию. Кстати, в маневрах 1883 и 1884 гг. датские моряки пытались применять бортовые миноноски, но ввиду многочисленных трудностей сочли за благо в 1888 г. их демонтировать. Уже к началу 1890-х гг. броненосец считался безнадежно устаревшим, тем не менее он продолжал использоваться на вторых ролях вплоть до 1901 г., когда он вышел в свое последнее плавание.

Итак, пример «Торденшильда» в очередной раз продемонстрировал пагубность политики экономии и сомнительных экспериментов. В результате следующий броненосец стал, наверное, одним из самых сбалансированных кораблей этого класса датского флота, весьма удачно сочетая в себе функции броненосца открытого моря и корабля береговой обороны. Следуя за мировыми тенденциями мирового судостроения, датчане пошли на резкое уменьшение главного калибра. Но если 355-мм монстр «Торденшильда» мог вести огонь на 9000 м, то новейшее 260-мм орудие уже на 9500 м. А если учесть, что его скорострельность составляла выстрел в 4 минуты, предыдущий броненосец уже имел мало шансов на успех в дуэли с носителем этих легких орудий. Так появился на свет проект «Ивера Хвитфельда», вслед за «Торденшильдом» продолживший цепочку названий в честь героев датского флота.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Tordenskjold на рейде

Корпус броненосца строился из стали с двойным дном, междудонное расстояние составляло около метра. Непотопляемость кораблю обеспечивали продольная и поперечные переборки, впервые доведенные на всю высоту корпуса. Правда, наличие броневой палубы сделало их не сплошными, но тем не менее под палубой находилось семь таких переборок, а над ней десять. Продолжая традиции предшественников, «Ивер Хвитфельд» имел таранный шпирон, выступавший на два метра от носового перпендикуляра и углубленный на 2,3 м от грузовой ватерлинии. Прямо через таран проходила одна из труб минных аппаратов.

Так же как большинство из строившихся в то время броненосцев, корабль имел две башни орудий главного калибра в носу и корме, между которыми располагался фальшборт с выступами для орудий среднего калибра. Каждое из 260-мм 28-тонных орудий Круппа имело сектор обстрела в 248°. Вооружение дополняли четыре 120-мм орудия, имевшие сектора обстрела до 150°. Корабль также нес четыре торпедных аппарата (в носу и корме подводные, бортовые надводные), а также бортовые миноноски (№8 и №9), стоявшие на вооружении до 1894 г.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Iver Hvitfeldt выходит в море

Бронирование «Ивера Хвитфельда» включало в себя пояс и палубу. Пояс прикрывал среднюю часть корпуса на протяжении 35 м в районе машин и котлов. Он имел ширину 1,7 м, находясь при этом на 0,6 м выше грузовой ватерлинии. Толщина пояса, набираемого из сталежелезных плит, составляла 12 дюймов, он крепился на тиковую подкладку той же толщины. Спереди и сзади пояс заканчивался броневым траверзом той же толщины. Броневая палуба толщиной 56 мм над поясом была плоская, за его пределами приобретая карапасный вид. Вне пояса для увеличения живучести палуба не имела никаких отверстий и горловин, и лишь над поясом было ограниченное количество горловин, три люка и четыре трапа. Барбеты защищались 8-дюймовой стальной броней на тиковой подкладке той же толщины. Над барбетом возвышалась орудийная башня наружным диаметром 9,3 м, выход из которой располагался в задней части. В отличие от предыдущих броненосцев, имевших лишь весьма символическое бронирование боевой рубки, на «Ивере Хвитфельде» она бронировалась 6-дюймовыми плитами.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Iver Hvitfeldt

Восемь цилиндрических двухтопочных котлов, рассчитанных на рабочее давление 7 атм, располагались в четырех отсеках. Они запитывали паром две горизонтальные машины компаунд, находившиеся каждая в своем отсеке. Крутящий момент от них передавался на два четырехлопастных винта диаметром 3,2 м, дававших по 110 об/мин.

Как и предыдущим кораблям, судьба уготовила «Иверу Хвитфельду» довольно серую и монотонную карьеру — традиционные военно-морские маневры вплоть до 1907 г., когда корабль передали системе береговой обороны Копенгагена. Во время мировой войны, когда остальные корабли несли службу по охране нейтралитета Дании, броненосец находился в резерве, передав свою скорострельную артиллерию на более современные единицы. Лишь в 1919 г. корабль продали на слом в Голландию.

Так постепенно, создав флот из одиночных образцов броненосцев, названный в честь богов, героев и королей, датчане все-таки смогли выработать требования к необходимому им броненосцу береговой обороны. Хотя после «Ивера Хвитфельда» парламентарии несколько лет подряд отказывали в ассигнованиях на новые корабли этого класса, опыт строительства и эксплуатации броненосцев постоянно находился под всесторонним изучением, что вылилось в итоге к первой и последней попытке датчан осуществить постройку серийных броненосцев.

Не Бог, не царь и не герой…Как Дания училась строить броненосцы

Статья была опубликована в октябрьском номере журнала «Наука и техника» за 2013 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy