Крылатые ракеты Х-22

0 1

В 1958 г. началось создание авиационно-ракетной системы К-22: сверхзвуковой носитель Ту-22 разрабатывало КБ-156 Туполева, систему наведения К-22У – КБ-1 ГКРЭ, а ракету – Дубненский филиал ОКБ-155 Микояна (с 1966 г. – МКБ «Радуга») А.Я. Березняка.

Новые аэродинамические, конструктивные и технологические решения, внедрение высокопрочных сталей и титана, а также легкий и мощный ЖРД Р201-300 обеспечили ракете полет на высоте 22,5 км с числом М3,5 и делали ее несбиваемой.

Крылатые ракеты Х-22

Ракета Х-22Н с активной радиолокационной головкой самонаведения на левом балочном пусковом устройстве БД-45К самолета Ту-95К22http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/x22/x22.shtml

Инерциальная система модификации Х-22ПСИ программировалась после обнаружения цели РЛС носителя и получала поправки данных о скорости и сносе от доплеровского датчика. Ракета выходила цель на дальности 500 км с точностью 1 км, поражая ее ядерной БЧ. «Чистая» Х-22 без коррекции летела на 330 км, но активная радиолокационная ГСН обеспечивала прямое попадание в точечный объект и она могла быть и ядерной, и обычной. Наконец, ГСН Х-22МП была пассивной, наводясь на сигналы РЛС, станций связи и навигации.

После предварительной отработки на лаборатории Ту-16К-22, в 1962 г. начались испытания на штатном носителе Ту-22К. Они шли тяжело. Первый опытный Ту-22К разбился, но испытания продолжились и в 1967 г. комплекс К-22 был принят на вооружение. Х-22 выпускали машиностроительные заводы в Дубне и в Ульяновске. Три строевых полка Дальней Авиации СССР и один учебный получили самолеты Ту-22К с ракетами Х-22 и Х-22ПСИ, но «пассивные» Х-22П появились лишь в 1973 г.

В 1966 г. началось проектирование комплекса вооружения К-22М с ракетами Х-22М/МА/МП. Хотя по названию носитель Ту-22М был модификацией прежнего Ту-22, но не имел с «прототипом» ничего общего. Ракеты II поколения внешне изменились мало, однако с усовершенствованной системой наведения круговое вероятное отклонение «инерциальной» Х-22МА сократилось с 1000 м до 500, а новый двигатель увеличил скорость до 4265 км/ч. Это, а также расширение зон пуска и полетных траекторий по высоте, свели на нет усилия противника по развитию ПВО.

Комплекс К-22М был принят на вооружение в 1976 г. (к тому времени он уже 3 года служил) и его создание было отмечено Государственной премией СССР.

Хотя поначалу у Ту-22М2 и Х-22М во всех вариантах наведения было много дефектов, их появление компенсировало численное превосходство вероятного противника в тяжелых бомбардировщиках и крупных надводных кораблях. Дефекты ракет постепенно удалось изжить, и они продолжали служить и с появлением комплекса III поколения К-22Н на сверхзвуковых бомбардировщиках средней дальности Ту-22М3 и межконтинентальных Ту-95К22.

Ракеты Х-22Н/НА/НП стали надежнее и точнее благодаря новой системе управления на полупроводниковой элементной базе. Сохранены те же три ее варианта наведения, но их алгоритмы работы изменены с учетом совершенствования ПВО вероятного противника. Например, инерциальная Х-22НА может идти к цели на малой высоте и сделать «горку», а Х-22Н способна включать ГСН в последний момент, не выдавая себя.

Несколько заводов поставляли Х-22М/Н в 15 строевых и двух учебных полков Дальней Авиации СССР, а также 10 строевых и один учебный морской ракетоносный авиаполк. Противник тогда не имел ни подобных ракет, ни оружия, чтобы с ними бороться. Даже перехватчики F-14 и ЗРК «Пэтриот» и «Стандарт» с многоканальными системами наведения, способными поражать несколько целей в лоб не решали проблемы с учетом возможной численности залпа, а также возможности использования ими разных режимов полета и систем наведения. По расчетам для поражения авианосца достаточно девяти Х-22Н: эскадрилья Ту-22М3 уничтожит не только его самого, но и несколько кораблей охранения.

После распада СССР были списаны самолеты Ту-22М2 и Ту-95К22 в России, Украина и Белоруссия отказались от них, приняв безъядерный статус. Ракеты Х-22 утилизировались сотнями. Но значительная часть их осталась и 386 ракет этого типа Украина вернула России в оплату за энергоносители. На сегодня они остаются важнейшей частью ударного потенциала РФ.

В постперестроечные годы самолеты Ту-22М3 и ракеты Х-22М/Н оставались на вооружении и дальней, и морской авиации РФ, но теперь переданы новому виду ВС – Воздушно-космическим силам. По разным оценкам Россия сохраняет от 62 до 150 самолетов Ту-22М3. Судя по данным об их выпуске и утилизации, более правдоподобно второе число, что подтверждается и сведениями о дислокации. Однако сложно оценить процент боеспособности парка, кроме того, сообщалось о планах продажи значительного числа Ту-22М3 Китаю.

В ответ на модернизацию ПРО НАТО Россия создала сверхзвуковую крылатую ракету IV поколения Х-32, которая уже заменяет старые Х-22. О ней мы поговорим в будущем

Тактико-технические данные самолета-снаряда Х-22МА (Х-22М)

Система наведения: ИСУ (ИСУ и АРГСН). Двигатель: ЖРД, 8460/6000 кгс. БЧ типа «М» весом 630 кг (типа «Н» мощностью 200 кТ ИЭ). Дальность до 400 (350) км. Скорость 4265 км/ч. Высота полета 12 или 22,5 км. Высота пуска от 1 до 13 км. КВО 0,5 км. Вероятность попадания н.д. (0,8). Масса стартовая 5900 (5780) кг. Длина 11,65 м. Диаметр корпуса 0,92 м. Размах крыла 3 м. Площадь крыла 4,48 кв.м

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy