МС-21 — новейший российский пассажирский самолёт, который уже прошел большинство испытаний и находится на пути к сертификации, которую планируется осуществить в конце 2021 года.
А между тем, собрано уже пять необходимых лётных экземпляров для всего комплекса испытаний, и даже первый серийный самолёт (!), который после сертификации поступит, судя по всему, в Аэрофлот. Скорее всего примерно через год.
Некоторое время назад мне повезло побывать на заводе «Иркут», где производят МС-21 и даже побывать внутри этого самолёта. Можно сказать, внутри него до этого было не так уж и много посетителей, если не считать рабочих, инженеров и испытателей.
Причём, попасть внутрь мне повезло не в простой самолёт, а тот, на котором буквально за месяц до этого (перед самым Новым годом) испытывали новейший отечественный двигатель ПД-14, который разработали для замены иностранные двигатели, которые постоянно находятся под риском санкций.
Первые экземпляры, конечно еще будут на двигателях Pratt&Whitney, т.к. двигателям ПД-14 еще предстоит пройти огромный цикл испытаний, затем сертификацию и лишь потом запуск в серию.
Но ладно, давайте подниматься на борт по металлическому приставному трапу-платформе, с которого рабочие производят необходимые работы на наружной части фюзеляжа.
Вот таким я впервые увидел салон самолёта, в котором ещё нет обшивки, кресел, ковров, багажных полок, и который еще не видел стюардесс и пассажиров.
Вообще, удивительное дело — побывать внутри новейшего самолёта, которого еще нет у авиакомпаний. Я не раз был на авиазаводах (несколько раз на Airbus в Тулузе и Boeing в США), но никогда не удавалось побывать внутри собираемого самолёта, и уж тем более, внутри самолёта, который еще не летает на пассажирских линиях.
Вот так выглядит привычный нам салон самолёта в голом виде. Сравните с тем, когда вы идёте не посадку, пробираетесь между сиденьями и готовитесь укладывать свой рюкзак или чемодан на багажную полку…
Иллюминаторы и внутренние стенки фюзеляжа.
А вы наверняка и не знали, что за пластиковыми панелями около каждого из вас проходит гофротруба. Это вентиляционный канал, который затем будет подключен к панели над головой.
А вот так выглядит задний аварийный выход.
Что за огромная труба в проёме последнего иллюминатора — я не знаю…
Интересно, что, несмотря на отсутствие обшивки и кресел, кухня в торце фюзеляжа уже смонтирована.
А вот так выглядят кресла с пассажирами на испытательном самолёте.
Дело в том, что в полёт он должен уходить с полной имитаций загрузки. Но монтировать салон, усаживать манекены или мешки с песком сложно и трудоёмко, поэтому используют вот такие тяжелые металлические чушки.
Их закрепляют на местах будущих пассажирских рядов, и на каждую чушку надевается балласт весом в три пассажира + кресла.
Ну а так выглядит фюзеляж МС-21 без ливреи с трапа — точно такой же вид, как любят делать пассажиры во время посадки на борт…
***
Это мой очередной репортаж из большого автомобильного путешествия из Читы через Забайкалье, Сибирь и Урал в Москву.
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите новые публикации.