Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

0 3

14 февраля романтически настроенные представители человечества отмечают день святого Валентина. А любители бронетехники могут вспомнить, что именно в этот день, в 1938 году, в военное министерство Великобритании быть подан проект танка, позже названного «Valentine» («Валентайн»).

Альтернативная версия, правда, утверждает, что имя танка является аббревиатурой, образованной по названия фирм, участвовавших в проекте («Виккерс-Армстронг», «Элсвик-Ньюкастл-на-Туне»), но из-за ее прозаичности мы этот вариант рассматривать не будем. Эта машина стала самым массовым британским танком и повоевала на многих театрах военных действий.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

«Valentine» в английской армии

Серийное производство нового танка началось в 1940 году. Кроме английских заводов, «Валентайны» производились в Канаде. По британской классификации, эта машина считалась тяжелым пехотным танком, по общемировой − просто легким танком.

Всего существовало 11 версий. Главной особенностью конструкции «Valentine» было то, что броневые плиты взаимно замыкались при сборке, каркас не использовался. Соединялись броневые детали с помощью шпонок, заклепок и болтов. Первые версии (МкI) имели 40 мм пушку, карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с. Масса «Валентайна» составляла 15 тонн, экипаж – три человека. На последующих версиях появились дизельные двигатели (в том числе американского производства), дополнительные топливные баки. Начиная с версии VII, усиливалось вооружение танка: появилась пушка калибра 57 мм. А версия XI вооружалась орудием калибра 75 мм. Танки «Valentine» оснащались дымовыми гранатометами калибра 50 мм и зенитными пулеметами 7,7 мм. Максимальная скорость составляла 32 км/ч.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

«Valentine» Mk III

Впервые в бой британские «Валентайны» пошли в ноябре 1941 года в Северной Африке. Они участвовали во всех значимых сражениях этого периода, в частности при Тобруке и Эль-Газале.

В 1942 году танки «Valentine» высадились на Мадагаскаре. В составе новозеландских войск они применялись против японцев в сражениях на островах Тихого океана. Британские войска применяли танки этого типа в Бирме.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

«Valentine» с шотландской пехотой

В Советский Союз «Валентайны» поставлялись по ленд-лизу. Поставлялись машины, оснащенные дизельными двигателями. Советские войска применяли их в боях с немцами, начиная с ноября 1941 года. Много английских танков участвовало в битве за Кавказ, сражались они и в частях Южного фронта. Несмотря на определенные недостатки (о них речь пойдет ниже), СССР продолжал запрашивать танки «Valentine» до самого конца войны, а последние факты применения этих машин Красной Армией относятся к боям на Дальнем Востоке. Особенно нравились эти британские танки советским кавалеристам по причине высоких маневренных качеств.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

«Валентайны» в Красной Армии

Войска союзников во время боев в Нормандии перестали использовать «Валентайны» в первой линии. Они либо превратились в самоходно-артиллерийские установки («Бишоп», «Арчер»), либо в другие машины вспомогательного назначения (мостоукладчики и т.д.). Служили «Valentine» в это время и в английских артиллерийских частях в качестве наблюдательных пунктов.

Производство «Валентайнов» было прекращено в 1944 году. На вооружении армии Новой Зеландии они состояли на вооружении до 1955 года. Некоторое количество «Valentine» советских было передано китайским коммунистам и использовалось в боях против войск гоминьдана. Во время конфликта на Кипре в боях против турецких формирований местная национальная гвардия использовала импровизированные бронетранспортеры на базе английских «валентинов», у которых вместо демонтированной башни устанавливалась бронерубка с амбразурами.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

БТР национальной гвардии Кипра на базе «Валентайна»

БТР-«Валентайны» пережили множество вооруженных стычек, турецкое вторжение, и сейчас находятся в музеях Кипра.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

Кипрский БТР-«Валентин» с солдатами

Самый необычный вариант конверсии «Валентайнов» появился в Новой Зеландии. Там этот танк превратили в машину для …подрезания кустов. Для этой страны характерны заросли быстрорастущих плотных кустарников, которые крайне сложно скосить вручную. Вот и пришлось местным жителям ставить огромные режущие элементы на танковые шасси.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

Новозеландская машина для стрижки кустов на базе «Валентайна»

По мнению советских военных, «Valentine» отличались хорошей проходимостью в зимних условиях, безотказно действующим оружием, броней и двигателем хорошего качества. Не понравилось советским бойцам то, что ходовая часть была плохо защищена, а к 40 мм орудиям не было осколочно-фугасных снарядов, что затрудняло борьбу с вражеской пехотой. Чтобы компенсировать этот недостаток, советские танкисты заряжали дымовые гранатометы 50 мм минами. По опыту общемировой эксплуатации, можно сказать, что обзор из танков «Valentine» был неважный, боевое отделении – тесным, а двухместная башня способствовала перегруженности тех танкистов, которые там находились (им приходилось совмещать ряд обязанностей). 40 мм пушка не позволяла на равных бороться с немецкими танками.

Впрочем, на сей счет существует альтернативное мнение: «Валентайны успешно боролись с легкими немецкими и итальянскими танками, а проблемы для них представляли средние Pz-IV. К достоинствам британских «Валентинов» можно отнести хорошее лобовое бронирование (60 мм), надежную силовую установку и трансмиссию. В любом случае, «Valentine» был значительным шагом вперед в британском танкостроении по сравнению с танками «Кэвелир» и «Ковенантер», которые военные просто побоялись выпускать на поле боя. По сравнению с близкими по классу машинами, можно сказать, что «Valentine» был сравнительно тихоходным по сравнению с Т-70 (44 км/ч) и «Стюартом» (48 км/ч), но это определялось его назначением.

Несвятой Валентин: история танка «Valentine»

Танки «Валентайн» на службе в Красной Армии

Пехотные танки должны были сопровождать и поддерживать атакующих пехотинцев. Вооружение всех указанных машин было приблизительно одинаковым (45, 40, 37 мм). Однако, «Стюарт» существенно превосходил «Валентайна» по надежности и удобству эксплуатации, чем и заслужил у британских танкистов прозвище «Миляга». Выгодно отличала «Valentine» от аналогичных машин союзников и противников (Pz-II) толстая броня. Можно в челом сказать, что был «Валентайн» танкам неплохим, пусть и не идеальным, который честно нес службу на фронтах Второй мировой войны.

Использованные источники:

  1. Барятинский М. Легкие танки Втрой мировой. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. 176 с.
  2. Танки мира. – Смоленск, Русич, 2001. – 224 с.

armor.kiev.ua, shushpanzer-ru.livejournal.com, dic.academic.ru,

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy