Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

0 0

Д-18Т — турбореактивные двухконтурные двигатели производства «Мотор Сич» разработанные Запорожским машиностроительным КБ «Ивченко-Прогресс» установлены на Ан-124 «Руслан». Аналогичные двигатели используются в качестве силовой установки на единственном образце самолёта Ан-225 «Мрия». Двигатель оборудован устройством реверса тяги, который установлен в контуре вентилятора. Серийное производство двигателей началось в 1985 году.

Правильно ли рассчитан ресурс двигателей Д-18Т? Усталостные разрушения, как диагностируют ? Стоит ли «Русланам» подниматься в небо? Эти вопросы звучат и ждут ответов. На 27 (из 50-ти) моторах Д-18Т обнаружены первоначальные признаки разрушения»!

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Специалисты утверждают, что, скорее всего, дефект проявился бы и раньше, будь эксплуатации интенсивнее. Дефект возник при протяжке пазов – это царапина, толщиной «с волос», которая за годы превратилась в большую трещину. При изготовлении диска, пазы, в которые ставятся лопатки, протягивают.

После ноябрьского происшествия с Ан-124 в Новосибирске, Росавиация с участием авиарегистра РФ и научно-исследовательских организаций провела исследование причин разрушения диска компрессора, разработав новую методику дефектации методами неразрушающего контроля и магнито-вихревого контроля.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Тогда при взлёте Ан-124 произошло нелокализованное разрушение двигателя. Осколками диска компрессора были повреждены системы воздушного судна, и экипаж остался в кабине воздушного судна без показателей приборов, показателей скорости, количества оборотов двигателей. Грузовой самолёт совершил аварийную посадку и выкатился за пределы ВПП. Двигатели Д-18Т были изготовлены в 1991 году.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Известно, что в марте 2020 года Государственная авиационная служба Украины (ГАСУ) распорядилась провести проверки дисков компрессора промежуточного давления второй ступени Д-18T серии 3. Эксплуатантам тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 «Руслан» надлежало проверить двигатели после неконтролируемого отказа силовой установки. По словам главы Росавиации Александра Нерадько, это происшествие позволило выявить производственный дефект у двигателя Д-18Т.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Двигатель выполнен по трехвальной схеме с осевым пятнадцатиступенчатым компрессором, промежуточным корпусом, кольцевой камерой сгорания, реверсивным устройством в наружном контуре и раздельными нерегулируемым выходными соплами наружного и внутреннего контуров. Конструкция двигателя выполнена по принципу модульной сборки.

Расследование началось после отказа до разрушения диска второй ступени в компрессоре промежуточного давления двигателя Д-18T серии 3. Где и когда произошёл инцидент неизвестно. В директиве было дано указание провести единовременный осмотр дисков во всех силовых установках Д-18T серии 3 всем операторам Ан-124.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

1.Носок кока2.Колесо вентилятора3.Вал вентилятора с опорой4.Корпус вентилятора5.Лопатка СА (спрямляющий аппарата) вентилятора6.КСД (компрессор среднего давления)7.Сопло реактивное8.Стекатель9.Подвеска задняя10.Опора задняя11.Турбина вентилятора12.Ротор ТСД(турбина среднего давления)13.Корпус опор турбины14.Ротор ТВД15.Аппарат сопловой ТВД16.Камера сгорания17.Устройство реверсивное18.Главный модуль двигателя19.Коробка приводов20.Привод промежуточный21.Камера сгорания с СА(спрямляющий аппарата) ТВД.

В течение шести месяцев операторы должны были провести диагностику методом неразрушающего вихретокового контроля дисковых соединений типа «ласточкин хвост» и отправить результаты производителю двигателей Д-18Т в АО «Мотор-Сич» и разработчику в ЗМКБ«Ивченко-Прогресс». При обнаружении трещин двигатель надлежало снять с эксплуатации для ремонта. Об этом сообщалось на сайте отраслевого изданияFlightGlobal.com.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Трехвальный ТРДД Д-18Т

Всего, по данным из открытых источников, в эксплуатации находятся 45 самолётов Ан-124, из них: Россия: ВКС — 16, авиакомпания «Волга-Днепр» — 12, 224-й лётный отряд — 8.

Украина: «Авиалинии Антонова» — 7, в ОАЭ: Maximus Air Cargo — 1, в Азербайджане: Silk Way Airlines — 1.

Дефект родом из СССР. Двигатели «Русланов» и безопасность полётов

Трехвальный ТРДД Д-18Т
Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy