Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

0 3

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Что вообще за город такой — Тайшет? Многие ли о нём слышали, кроме жителей Сибири?

А между тем, это город, с которого начинался знаменитый БАМ. Именно здесь, в 1938 году начали строительство Байкало-Амурской магистрали через всю Сибирь и Дальний Восток аж до берега Охотского моря.

И, как это было принято в то сложное время, такие стройки в сложных районах со сложным климатом и почти полным отсутствием инфраструктуры «доверялись» тем, кого «не жалко» — заключенным.

Для строительства БАМа и создания инфрастуктуры — дорожной, промышленной, возведения Братской ГЭС и множества других задач в районе Тайшета-Ангарска-Иркутска-Братска была создана целая сеть ГУЛАГовских лагерей.

С 1938 года и до 1961 года десятки тысяч как уголовных, так и политических заключённых осваивали таёжные территории в этих местах.

И многим из них была до боли знакома дорога Тайшет-Ируктск, по которой их гоняли пешком или возили, перемещая с одной на другую стройки, лесоповал, лесозаготовки или укладку шпал для первого участка БАМа…

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

В наше время это федеральная трасса «Сибирь» или как ее раньше называли М-53 «Московский тракт». По ней от Иркутска до Новосибирска каких-то 1865 километров, а до Читы, по трассе «Байкал» (ее тоже строили заключенные) — 1100 километров.

Интересно, как много водителей, которые едут по этой трассе из Иркутска в Красноярск или Новосибирск, задумываются об истории дороги и трагической истории тех мест, через которые пролегает дорога?

Для нашей команды это был третий этап длинного пути их Читы в Москву — путь от Иркутска до как раз Тайшета. Города, с которого начинается БАМ и который был «столицей», если можно так сказать, Озерлага и Тайшетлага с общим количеством заключенных более 60 тысяч человек.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Начало пути из Иркутска обнадёживает: здесь полноценная двухполосная трасса 2Х2 с отбойниками, развязками, освещением.

Правда, длится она не долго и заканчивается сразу за Ангарском (еще один печально известный город, некогда наполненный лагпунктами, от которых ныне осталось лишь две тюрьмы: ИК-7 и ИТК-15, «прославившаяся» бунтом в 2020 году.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

За Ангарском дорога переходит в однополосную и такой будет оставаться аж до самого Красноярска.

Нужно сказать, что трасса «Сибирь» очень даже приличная, покрытие на всем протяжении отличное, так что можно забывать об ужасных грейдерных участках, которые были на этой дороге еще 10-15 лет назад.

Трафик между Иркутском и Тайшетом относительно не плотный и от езды, в принципе, не устаешь.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Хотя есть и очень узкие участки, на которых обгонять довольно непросто.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Обгоны здесь не для всех заканчиваются хорошо.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

По дороге попадается огромное количество интереснейших названий поселков и рек на указателях, которые явно называли первопроходцы либо те самые невольные строители БАМа и всего, что есть в этих краях.

Я в отдельной публикации соберу наиболее необычные, не пропустите.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

На дороге очень много дорожной техники, которая чистит обочины и дорожное полотно, даже не смотря на то, что снегопада ни накануне, ни в день, когда мы ехали, не было.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Правда, это доставляет головную боль жителям деревень вдоль трассы, ведь техника ковшами создаёт отвал, который буквально заваливает пешеходные дорожки вдоль дороги их домов.

В некоторых местах люди стояли по колено в снегу, убирая снег после прохода техники.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Гораздо больше, чем сама дорога с её историей и определенной монотонностью, удручают посёлки по пути.

Сказать, что они бедные — ничего не сказать. Множество выглядит покосившимися, брошенными или вообще полуразрушенными. Эффекта добавляет то, что большинство домов деревянные, мрачно-коричневого естественного цвета брёвен и без какой-либо наружной отделки или покраски. Как говорится, на функциональность не влияет, а лишних денег нет…

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

При этом многие дома настолько возрастные, что ушли в землю буквально по самые окна.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Улочка одной из деревень прямо вдоль трассы. Прямо Россия прошлого века, если бы не некоторые обшитые сайдингом дома, дорожные знаки и спутниковые тарелки.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

Ну и Тайшет, в который мы приехали, когда уже начало темнеть. Город, который достоен отдельного сюжета и рассказа благодаря свой и истории, и тому, как он сейчас выглядит.

Опять же, не пропустите публикацию, она будет интересной.

Великая Россия: как выглядит сейчас бывшая ГУЛАГовская дорога из Иркутска в Тайшет, когда едешь по ней на машине

***

Это мой очередной репортаж из большого автомобильного путешествия из Читы через Забайкалье, Сибирь и Урал в Москву.

Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите новые публикации.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy