По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

0 0

В межвоенный период многие страны, имевшие танковую промышленность, пришли к выводу о необходимости создания плавающих танков. К началу Второй мировой войны сформировались две основные принципиальные схемы подобных машин. Первая заключалась в создании специальных машин с водоизмещающими корпусами (например, советские Т-37, Т-38 и Т-40), вторая — в оснащении обычных линейных танков специальным оборудованием, позволявшим форсировать водные преграды (понтоны, подвесные лодочные моторы и т.д.).

Преимущество последней схемы заключалось в том, что, сбросив понтоны, в бой вступал стандартный танк с соответствующим набором боевых характеристик. Однако были и весьма существенные недостатки. Понтоны были очень громоздкими, транспортировать их и устанавливать на танк было весьма непростой задачей. На местности своими немалыми габаритами они заметно ухудшали маневренность и проходимость танка. А крепить их на машину непосредственно перед заходом в воду при форсировании водных рубежей, скорее всего, пришлось бы под огнем противника. Кроме того, подобные системы занимали очень много места на борту десантного корабля, существенно уменьшая количество принимаемых на борт танков.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Опытный образец Tetrarch DD. Вид сзади

Специально созданные плавающие танки обладали намного лучшей подвижностью на местности. Однако само понятие водоизмещающего корпуса исключало возможность установки серьезного бронирования и вооружения. То есть фактически боевые характеристики приносились в жертву плавучести. Кроме того, большинство из них имели очень низкий надводный борт, что позволяло плавать лишь в абсолютно тихую погоду. Таким образом, обе схемы имели свои серьезные недостатки, ограничивавшие их применение в боевых условиях.

Систему, лишенную всех вышеперечисленных недостатков, удалось разработать талантливому венгерскому инженеру Николасу Штраусслеру, с 1933 года работавшему в Великобритании над проектами различной бронетехники. Не обошел он своим вниманием и плавающие танки. Вначале он экспериментировал с навесными понтонами, однако счел это направление малоперспективным ввиду недостатков, изложенных выше. Во время испытаний одного из прототипов ему в голову пришла идея окружить танк водоизмещающим экраном. Это позволило бы добиться нужного запаса плавучести без существенного увеличения габаритов и массы танка.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Испытания Valentine DD. Танк покидает десантный корабль

Вскоре Штраусслеру удалось получить для постройки опытного образца легкий танк «Тетрарх» из состава 1-й бронетанковой дивизии. Первый образец брезентового экрана, установленный на этой машине, крепился на каркас из металлических реек. Подъем всей конструкции и удерживание ее в поднятом состоянии осуществлялось резиновыми трубками, накачиваемыми воздухом. На корме устанавливался трехлопастный винт, имевший привод от коробки передач танка. При движении по суше винт отключался и прижимался к корпусу. Система получила название Duplex Drive («Двойной привод»), означающее, что машина имеет два типа движителей — гусеницы для перемещения на суше и винт для движения по воде. Ни экран, ни амфибийные способности машины в названии никак не отражались.

Первые испытания прототипа состоялись в июне 1941-го года на Хэндонском водохранилище. На них присутствовал сэр Алан Брук, командующий войсками метрополии. Идея ему понравилась, и он одобрил дальнейшее ее усовершенствование. Вскоре после этого последовали испытания в Портсмутской гавани, показавшие крайне низкую мореходность прототипа, вызванную малой высотой надводного борта и недостаточной жесткостью экрана.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Первый опытный Valentine DD на испытаниях

В сентябре 1941 года было принято решение испытать систему Штраусслера на пехотном танке «Валентайн», который считался одним из наиболее надежных образцов британской бронетехники. Однако по габаритам «Валентайн» был больше «Тетрарха», а по полной массе так и вовсе превосходил почти в два раза. А значит, и экран требовалось увеличить, одновременно повысив его жесткость. Резиновые трубки были усилены, а высота надводного борта — увеличена. Также в нижней части экрана была увеличена толщина брезента. В каркас были введены 4 дополнительных распорки (по две на борт), увеличивавшие жесткость конструкции. Кроме того, был значительно упрощен привод винта. Управление машиной на плаву было разделено между механиком-водителем и заряжающим. Последний при этом выполнял функции рулевого. Первый прототип был построен на базе танка Valentine Mk II, заводской номер Т16518. Модификация Mk II оснащалась дизелем фирмы АИК, 2-фунтовой пушкой и имела экипаж, состоявший из 3 человек. Предварительные испытания проводились в мае 1942 года, при этом первый опытный образец затонул. Согласно имеющимся данным, он был специально потоплен огнем пулеметов «Брен», во время испытания экрана на живучесть. В июне Штраусслер получил для постройки второго прототипа Valentine Mk V с американским дизелем фирмы GMC. А уже 3 июля был размещен заказ на 450 танков Valentine под систему DD: 214 машин Mk V с 2-фунтовым орудием и 236 Mk IX с 6-фунтовым. Все они должны были иметь дизельные двигатели GMC. Заказ должен был быть полностью выполнен к концу первой четверти 1943 года. Впрочем, позже заказ был изменен, количество танков Mk V было уменьшено до 135, а Mk IX — увеличено до 430. Стоит отметить, что позже к ним добавилась версия Mk XI, вооруженного 75-мм орудием, главным преимуществом которого было наличие в боекомплекте осколочно-фугасных снарядов. По данным на декабрь 1944 года, на вооружении состояло 595 танков Valentine DD (137 Vk V, 198 Mk IX и 260 Mk XI).

В это же время разрабатываются варианты системы Duplex Drive для танков Cromwell и Churchill. Однако дальше постройки опытных образцов дело не пошло.

Первыми новые танки получили 4/7-й драгунский и 13/18-й гусарский полки. Их учебные базы размещались на озерах Нарфорд и Фриттон в графстве Саффолк. Озеро Фриттон впоследствии стало основной учебной базой для всех подразделений армий Великобритании, США и Канады, имевших на вооружении танки DD и готовившихся к высадке в Западной Европе. Одним из наиболее трудных аспектов подготовки экипажей была отработка покидания тонущей боевой машины. Прежде чем покинуть танк, нужно было подождать, пока боевое отделение заполнится водой, а затем выйти через башенный люк. Вначале планировалось выдавать танкистам спасательные аппараты Дэвиса (DSEA — Davis Submerged Escape Apparatus), которые представляли собой дыхательный мешок, крепившийся на груди и выполнявший также функции спасательного жилета, с присоединенным к нему кислородным баллоном. Однако это устройство сочли слишком громоздким и заменили его упрощенным вариантом, получившим название ATEA (Amphibious Tank Escape Apparatus).

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Танки Sherman DD, подбитые на участке Sword

После завершения обучения на озерных базах наступал период тренировок уже на морском побережье, иногда сопровождавшихся серьезными авариями. Так, во время учений 4 апреля 1944 года внезапно налетевший ветер вызвал ощутимое волнение на море, отправив на дно сразу шесть танков DD.

Тем временем становилось ясно, что время «Валентайна» проходит. Само собой напрашивалось решение приспособить систему Duplex Drive для «Шермана», основного на тот момент танка союзников. Под модификацию DD выделялись танки версий Sherman III (M4A2) и Sherman V (М4А4). Существуют также свидетельства постройки подобных машин на базе Sherman IV (M4A3), которые судя по всему должны были поставляться в американскую армию, так как в английских бронетанковых войсках эта версия «Шермана» практически не использовалась.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Sherman 13/18-го гусарского полка поддерживает атакующую пехоту

Естественно, при переделке системы Duplex Drive под «Шерман» конструкторы столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, М4 был почти вдвое тяжелее «Валентайна» (30 тонн против 16), из-за чего пришлось вновь увеличивать жесткость экрана. Самая нижняя его часть состояла из трех слоев брезента, средняя — из двух, верхняя — из одного. Во-вторых, у «Шермана», в отличие от большинства британских танков, трансмиссия располагалась спереди, что исключало возможность привода винта от коробки передач. Было предложено довольно оригинальное решение. На ленивцах были закреплены дополнительные шестерни, от которых привод посредством конической передачи вращал винты. Кроме того, на «Шерманах» устанавливался электрический трюмный насос для откачивания воды из корпуса. Максимальная скорость на плаву возросла по сравнению с «Валентайном» до 10 км/ч, но большая масса давала о себе знать, при малейшем волнении серьезно ухудшая управляемость. Для высадки с моря подразделений танков DD планировалось использовать танкодесантные корабли типа LST(2). Однако они не были рассчитаны на использование танков с системой Штраусслера (имели место определенные проблемы при выходе танка через носовую аппарель, связанные с увеличившейся высотой). Этот недостаток был полностью устранен на кораблях типа LST(3), но принять участие в высадке в Нормандии они уже не успели. Был проведен ряд весьма интересных экспериментов, суть которых заключалась в том, чтобы передавать танки с кораблей типаLST(2) на корабли типа LCT в море. При этом корабли становились так, чтобы опущенные носовые аппарели образовывали мост, по которому танки со сложенными экранами могли бы переезжать на другой корабль. Считалось, что большие LST должны перевозить танки на большие расстояния, пользуясь преимуществом в мореходности, а LCT — доставлять боевые машины непосредственно к секторам высадки. Но при такой схеме танки на борту LCT оказывались расположенными кормой к аппарели, что затрудняло высадку. Кроме того, такой способ передачи был осуществим только в абсолютно спокойную погоду.

Британцами использовались корабли LCT(3), принимавшие на борт 5 танков Sherman DD (вместо 9 обычных), американцами LCT(5), бравшие на борт 4 машины.

Боевое крещение танки DD прошли во время высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. Первыми высадились подразделения в секторе «Utah» в 6:30 утра. На этом участке высаживался 70-й батальон. 4 танка были потеряны еще до начала высадки, когда их танкодесантный корабль был уничтожен береговой артиллерией противника. И хотя погодные условия с подветренной стороны Шербурского полуострова были в целом благоприятные, оставшиеся машины были высажены всего в 900 метрах от пляжа. При этом сильным течением танки отнесло в сторону, и они высадились в 2 километрах от нужного сектора, вследствие чего не смогли оказать серьезную поддержку своей пехоте.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Опытный Valentine DD ARK

Далее на восток находился американский секторGold.Погодные условия в этом районе были намного хуже. Из-за этого две роты 741-го батальона были высажены непосредственно на пляж. Восточнее их должен был высадиться 743-й батальон. Его высадка была начата слишком рано, в 4500 метрах от берега. Совершенно естественно, что на таком удалении от берега в свежую погоду много танков залило волной либо просто-напросто опрокинуло. Из двадцати девяти машин до берега добрались только два. При этом погибли 5 танкистов. Все танки 741-го батальона (кроме 4 «Шерманов», погибших вместе с потопленным танкодесантным кораблем) были высажены непосредственно на берег.

В сектореGoldморе было довольно неспокойным. Танки Ноттингемширских йоменов были выпущены всего в 600 метрах от берега, но все равно море поглотило восемь машин. Пока оставшиеся танки шли к берегу, их задачу на пляже уже выполнили саперные машины Sherman Crab, подавившие немецкую артиллерию и пулеметные точки. В том же секторе высаживались танкисты 4/7-го танкового полка. Глубина была небольшой, и танки просто поехали по отмели к пляжу, не поднимая экранов. Однако почти все они застряли в песке и позже были затоплены приливом.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Танки Sherman DD полка Стаффордширских йоменов готовятся форсировать Рейн

В секторе «Juno» высаживались канадские подразделения. Среди них были и два полка, вооруженных танками Sherman DD (6-й и 10-й танковые), понесшие значительные потери изза волнующегося моря и не сумевшие оказать существенную поддержку десанту.

На участке Sword были высажены «Шерманы» британского 13/18-го танкового полка. Из 40 машин 34 успешно достигли берега. 5 танков не смогли покинуть десантный корабль, так как головная машина получила повреждения экрана. Позднее они были высажены непосредственно на берег. Еще один танк затонул при столкновении с танкодесантным кораблем.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Прототип танка Centurion с водоизмещающим экраном

Танки Sherman DD, уцелевшие после высадки, сложив экраны, продолжали участвовать в боях на берегу. Постепенно экипажи снимали экраны, так как после высыхания они становились пожароопасными. Удалялось также все остальное оборудование для движения по воде. Правда, настил, к которому экран крепился снизу, как правило, оставляли, так как в нем можно было перевозить различные припасы и имущество.

По итогам высадки в Нормандии было принято решение модернизировать систему Duplex Drive. Естественно, в первую очередь требовалось улучшить ее мореходность. Так, были добавлены дополнительные металлические стойки по бортам башни, а высота экрана в носу и корме увеличена на 30 см. Была повышена производительность трюмного насоса и улучшена надежность привода винтов. Появилась внешняя система пожаротушения на случай возгорания экрана на плаву. Она представляла собой насос, крепившийся на палубе и разбрызгивающий на экран забортную воду. Несмотря на успешные испытания, этот насос так ни разу и не пригодился.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Sherman DD с ракетными ускорителями ATOG

Планировалось приспособить под Duplex Drive более новые «Шерманы» с улучшенной подвеской и 76-мм орудием, но к окончанию войны построили лишь два прототипа.

Кроме того, предпринимались попытки решения проблемы проходимости на вязких грунтах при выходе на берег. Были построены специальные машины на базе Valentine DD, которые не имели башни и несли на себе складные мосты (облегченный плавающий вариант Churchill ARK). Альтернативой были плоты, буксируемые на плаву транспортерами LVT и укладываемые на вязких грунтах. Однако ввиду сложности их использования эти варианты так и не стали серийными.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

БТР Sherman Kangaroo DD

Следующей, после Нормандии, операцией, в которой приняли участие танки Sherman DD, была операция «Драгун», в ходе которой войска союзников высаживались на средиземноморском побережье Франции. В Неаполитанском заливе был создан учебный центр, в котором обучались три американских танковых батальона (191- й, 753-й и 756-й). Всего были высажены 36 танков Sherman DD, из которых 7 было потеряно: один залило волной, один затонул при ударе о подводное препятствие, 5 подорвались на минах.

Тем временем, перевооруженные на Sherman DD, 15/19-й и Стаффордширских йоменов полки проходили обучение на реке Трент. В сентябре эти подразделения были переведены в Тернезен (Бельгия). Отсюда 26 октября они совершили 11-км переход по Западной Шельде к полуострову Зейд-Бевеланд. Это был самый длинный переход по воде, предпринятый танками DD, но сама операция провалилась, так как из 18 танков 14 увязли в грязи при выходе на берег.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Sherman DD в музее

В марте 1945 года плавающим «Шерманам» довелось принять участие в форсировании Рейна. К тому времени британский 44-й Королевский танковый полк и американский 736-й танковый батальон прошли курс обучения на специально развернутой базе на реке Маас. Операцию предстояло проводить в условиях сильного течения и труднопроходимых берегов Рейна. Первая проблема была решена достаточно просто — танки вошли в воду выше района высадки и пошли вниз по течению реки. Чтобы предотвратить застревание танков при выходе из воды, вперед были отправлены транспортеры LVT, отбуксировавшие и разложившие на берегу специальные настилы, по которым «Шерманы» должны были выходить из воды. Операция прошла успешно — за исключением двух танков, застрявших на берегу, все машины благополучно высадились и выполнили поставленную задачу.

Последней операцией в Западной Европе, в которой приняли участие танки Sherman DD, стало форсирование Эльбы 29 апреля 1945 года в районе Артленбурга. Интересно, что деревня, в которой танки готовились к запуску, была полностью очищена от местных жителей во избежание диверсий.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Valentine DD на плаву

Что касается итальянского ТВД, то там плавающие «Шерманы» нашли крайне ограниченное применение. В конце февраля 1945 года на DD начали переучивать 7-й гусарский полк.24 апреля он принял участие в форсировании реки По, а 28 апреля — реки Адидже. Интересно, что во время этой операции два учебных танка Valentine DD использовались для доставки топлива для «Шерманов». Это единственный за всю войну случай боевого использования плавающих «Валентайнов».

На Тихоокеанском ТВД, в Бирме, один полк (25-й драгунский) был также перевооружен на Sherman DD, но в боях не участвовал. Американцы же на Тихом океане применяли свою систему, получившую название «T-6 Device». Комплект состоял из коробчатых стальных понтонов, которые со всех сторон навешивались на корпус. Винтов не было — движение на плаву осуществлялось за счет перематывания гусениц. Такая система была громоздкой, однако более мореходной, чем Duplex Drive, к тому же танки могли вести огонь на плаву.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Tetrarch DD со сложенным экраном

После окончания войны работа над усовершенствованием системы Duplex Drive была продолжена. Наиболее многочисленные разработки велись в направлении улучшения проходимости танка. Одним из наиболее простых вариантов был щит, перевозимый на носу машины и укладываемый перед ним на проблемных грунтах. Однако предлагались и совершенно экзотические варианты. Одним из них была идея оборудовать танк авиационными реактивными ускорителями ATOG No.5 Mark I, которые устанавливались по бортам танка в нижней части корпуса под углом 30 градусов. Их запуск должен был осуществляться электроприводом изнутри танка. Впоследствии эта система была признана слишком опасной, так как на испытаниях при запуске ракет гнулись стенки экрана, не говоря уже о высокой пожароопасности конструкции в целом.

Еще одной проблемой, на которую указали танкисты, была неспособность танка вести огонь на плаву. Исправляя этот недостаток, конструкторы предложили поставить спарку пулеметов М1919 на верхнюю часть экрана и оснастить их электроспуском. Испытания показали низкую надежность конструкции — и от нее отказались. Ставили на экран и безоткатное орудие калибра 94 мм, но, в силу особенностей своей конструкции, оно оказывало такое же отрицательное влияние на экран, как и ракеты, и так же осталось лишь на опытных образцах.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Ходовой экземпляр Valentine DD. Наши дни

Усовершенствования коснулись и систем управления танком. Так, были попытки поставить двойной руль и дополнительный перископ механика-водителя, поднимавшийся над экраном и дававший полноценный обзор при движении по воде.

Одной из новых модификаций Sherman DD стал БТР, созданный на основе бронетранспортеров Kangaroo и бравший на борт 10 пехотинцев. На месте снятой башни было сделано грибовидное перекрытие. Машину забраковали из-за неудобной посадки-высадки десанта.

Испытывалась даже огнеметная версия машины, имевшая прицеп с огнесмесью по типу того, что применялся на танках «Черчилль-Крокодил». Были испробованы разные способы придания плавучести прицепу (размещение его на надувной лодке или же металлический экран). Но испытания показали, что прицеп неустойчив на плаву и при волнении на море может повредить руль и винты, поэтому от данной затеи также отказались, оставив для серийного производства только обычный линейный танк.

По воде, аки по суху. Система Duplex Drive или как танки поплыли

Винт Valentine DD

В 1950-х гг. про систему вновь вспомнили и попытались приспособить ее для танка «Центурион», но он оказался слишком тяжелым, чтобы нормально плавать. Похожие системы ограниченно применялись на легких машинах (шведский Strv-103, американский М551 «Шеридан», БМП М2 «Брэдли» и FV432), но они уже имели довольно мало общего с системой Штраусслера. Неизменным остался лишь сам принцип — складной водоизмещающий экран вокруг корпуса обычной линейной машины.

Безусловно, кульминацией применения системы Duplex Drive стала высадка в Нормандии. После нее использование DD уже не было столь массовым. Тем не менее участники высадки отмечают, что без плавающих «Шерманов» операция могла бы пройти куда менее успешно. Duplex Drive стала типичным продуктом военного времени, когда нужно создавать эффективные средства быстро и недорого. Можно смело утверждать, что Николас Штраусслер отлично справился с этой задачей, внеся свой скромный вклад в победу союзников во Второй мировой войне.

Статья была опубликована виюльскомномере журнала «Наука и техника» за 2014 год

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy