Стратегический самолет-снаряд Х-20М

0 6

Постановлением Совмина СССР 11 марта 1954 г. было задано создание авиационно-ракетной системы «Комета-20» для поражения важнейших военных и промышленных объектов на территории США. Носителем должен был стать Ту-95К – его Главный конструктор ОКБ-156 Туполев возглавил весь проект. На ракетоносце установили один держатель БД-206 и радиометрическую систему ЯД разработки ЦКБ-283 Минрадиопрома. Самолет-снаряд К-20 (Х-20) проектировало ОКБ-155 Микояна под руководством его зама Гуревича, а строил филиал в Дубне. Его систему приема команд наведения ЯР делало КБ-1 Минобщемаша С.Л. Берии. Она наводила снаряд на видимую локатором авиационную, морскую или ракетную базу, завод или порт врага по методу «оставшейся дальности»: двухантенная система ЯД носителя измеряла расстояние до ракеты и цели, угол между ними и выдавала поправку системе ЯР ракеты. Уничтожал цель заряд с термоядерным усилением РДС-6с мощностью 0,4 мегатонны разработки КБ-11 из Арзамаса-16.

Снаряд имел самолетную схему со стреловидным крылом и оперением и турбореактивный двигатель АЛ-7Ф как на перехватчике И-3. Для загрузки крупногабаритной БЧ силовой шпангоут в ее зоне сделали разъемным, а люк – двухсекционным. Впервые в практике ОКБ-155 один бак был сварной стали, но другие остались вкладными резиновыми. Широко применялись новые материалы – нержавейка ЭИ, особо прочный алюминиевый сплав В95Т, легкий магниевые сплавы АМГ-3 и МЛ-5, резина НО-68, ткань-арматура АКР.

Стратегический самолет-снаряд Х-20М

Самолет-снаряд стратегического назначения Х-20 – один из опытных образцов или изделие самых первых серийФото из книги: Емельянов С.Н., Заблотский А.Н., Сальников А.И. История авиастроения в Таганроге

Наведение отрабатывали на двух опытных носителях Ту-95К и самолетах-имитаторах на базе МиГ-19: двух СМ-20, за пускавшихся с Ту-95К, и двух СМ-К, взлетавших с земли. Первый старт СМ-20 с борта Ту-95К выполнил Амет-Хан Султан в начале 1957 г.

Дубненский завод №256 в 1957 г. построил три опытных снаряда Х-20 (К-20), но первый пуск 17 марта оказался неудачным – из-за непроизвольного выхода двигателя на повышенные обороты (т.н. «раскрутки») ракета достигла числа М=2,2 вместо 1,6 на высоте 12500 м вместо 15000 и пролетела 250 км, а не 400.

В Дубне сделали 17 усовершенствованных К-20М для Совместных Государственных испытаний, в т.ч. 8 – со штатной БЧ. Из 16 пусков с октября 1958 по ноябрь 1959 г. 11 были успешными, но заданную точность не получили, а термоядерную БЧ проверяли только в виде бомбы сбросом с Ту-16А и Ту-95А.

В это время на боевое дежурство затупили первые межконтинентальные ракеты. Задача первого ответного удара по территории США была отдана им, а крылатыми ракетами планировалось добивать объекты, которые уцелеют, но главное – теперь с их помощью собирались бороться с авианосными группами.

В связи с изменением назначения системы – главной задачей стало уничтожение крупных соединений ВМС противника, прежде всего, авианосных групп на ходу – для проверки автоматики БЧ, а также возможности стрельбы по подвижным целям 16 и 23 марта 1959 г. сделали еще три успешных пуска на морском полигоне.

По ходу испытаний на К-20М поставили короткоресурсные ТРДФ АЛ-7ФК, в которых исключили «раскрутку», ввели карбюрированный розжиг основной камеры сгорания для обеспечения надежного запуска после длительного полета, когда ракета остывает до -40°С и установили однорежимное упрощенное эжекторное сопло. Двигатель стал дешевле, надежнее и мощнее – полетное число М возросло до 1,75, что позволяло довести дальность до 600 км.

Система К-20 была принята на вооружение 9 сентября 1960 г., ее создание было отмечено Ленинской премией за 1963 г. Выпуск снарядов развернули на заводе №23 в Филях, авиазавод №18 в Куйбышеве построил 2 опытных и 47 серийных самолетов Ту-95К, а затем 23 усовершенствованных Ту-95КМ.

Они и ракеты Х-20М поступили на вооружение 182-го Гв.ТБАП в Моздоке, который впервые показал новое оружие над Красной Площадью, и 1006-го ТБАП в Узине под Киевом.

Поначалу подготовка к боевому вылету занимала почти сутки, но стараниями и умением личного состава норматив был сокращен до 4 часов. Ракетоносцы летали на все виды боевой учебы не только со своих баз, а по всему Союзу, в т.ч. с ледовых и тундровых аэродромов в Арктике – советская техника надежно работала и там.

Поначалу было много отказов, но постепенно точность и надежность поражения подвижных морских целей, на что были неспособны аналогичные ракеты НАТО, улучшилась. Противник так и не «расколол» систему наведения Х-20 и не мог эффективно ставить ей помехи.

В конце 70-х гг. началась замена ракет Х-20М новыми Х-22Н с переоборудованием носителей. А последние пуски Х-20М состоялись в 1986 г. и они показали тогда лучшие результаты, чем новейшие Х-55. Но время «Комет» истекло, а новое оружие вскоре будет отработано и станет даже более надежным, чем они.

Тактико-технические данные самолета-снаряда Х-20М

Система наведения командная радиометрическая ЯД-ЯР. Двигатель АЛ-7ФК, 9600 кгс. БЧ изд. 37д мощностью 3 мегатонны. Дальность 450/600 км. Скорость 1850 км/ч на высоте 15 км. Точность 8х8 км. Круговое вероятное отклонение 4 км. Масса стартовая 11800 кг. Длина 14,6 м. Диаметр корпуса 1,805 м. Размах крыла 9,04 м (м). Площадь крыла 25,14 м2

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy