Первые самолеты-снаряды ОКБ-51 В.Н. Челомея

0 1

Немецкие самолеты-снаряды ФАУ-1 заставили СССР возобновить свои работы по такому оружию. Они были поручены Центральному институту авиационного моторостроения, где Владимир Николаевич Челомей занимался пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, и самолетному ОКБ-51, которое после смерти главного конструктора Поликарпова подчинили Сухому. Но тот от новой тематики отказался и 19 октября 1944 г. коллектив разделили, назначив Главным конструктором «ракетного» ОКБ-51 Челомея.

Он начал копировать трофейный ФАУ, подгоняя под наши материалы и технологию. Такую же задачу получил и разработчик системы наведения Сорокин: автопилот АП-4, магнитный и анероидный корректоры стабилизировали снаряд после сброса в расчетной точке и вели по курсу. Аэролаг (вертушка со счетчиком оборотов) отсчитывал пройденное расстояние и в нужном месте переводил снаряд в пике на цель.

К концу 1944 г. были готовы первые изделия 10Х для наземной отработки, а к марту 1945-го – и летные. Под них переоборудовали один Ер-2 и три Пе-8. В квадрат 20х20 км с дистанции 170 км попало 36% снарядов. Заказчик был этим недоволен, хотя и немцам при сбросах с самолета Не 111Н тоже пришлось ограничить дальность до 75 км. Тем не менее, акт по заводским испытаниям он подписал 25 июля 1945 г., а уже с весны шел серийный выпуск изделия, но в августе его остановили.

Первые самолеты-снаряды ОКБ-51 В.Н. Челомея

Пуск самолета-снаряда 16ХА «1-го этапа» с переоборудованного для испытаний самолета Ту-2 – его штатным носителем должен был стать тяжелый бомбардировщик Ту-4 Фото: http://www.testpilot.ru

Из-за этого начало Госиспытаний задержалось до 15 декабря 1947 г. Хотя новые автопилот ПСУ-20, деревянные крыло и оперение с лучшей точностью обводов улучшили вероятность попадания до 88%, Главком ВВС отказался принять систему на вооружение, так как скорость 700 км/ч была уже мала, а неприцельную бомбардировку городов не предусматривал Боевой Устав.

Разработка дальних снарядов 10ДД, 30 и 34 прекращалась, а скоростной 14Х переделывался под радиолокационное самонаведение, причем не ОКБ-51, а Микояном. Челомей еще в 1945 г. прорабатывал объект 16ХА «Прибой» с телевизионно-командным наведением: в конце полета включалась бортовая камера снаряда, оператор на своем визире находил цель и радиокомандами наводил его. В 1947 г. проект был переделан под два двигателя Д-312 – за счет их меньших размеров и большей тяги, а также новой аэродинамики снаряда скорость и дальность выросли, а крыло с элеронами улучшило устойчивость. Новый тяжелый бомбардировщик Ту-4 должен был нести два таких снаряда, а средний Ту-2 – один.

Испытания начались 22 июля 1948 г., но из 25 пусков удачными оказались только два: выявились дефекты двигателей и системы наведения, которая пока не имела главного – телевизионно-командного канала.

На снарядах 16ХА II этапа эти дефекты устранили, сделали 14 удовлетворительных пусков и 6 сентября 1950 г. возобновили Госиспытания. Из 21 пуска зачетными были 12 и все оказались успешными – отклонение от точки прицеливания не превышало 3 км при заданных ±10. Но улучшенные автопилоты ПСУ-20А и ЭСУ-1 содержали узлы немецкого производства, и военные потребовали заменить их отечественными.

Пусками с ними в августе 1952 г. Заказчик оказался недоволен, и он настаивал на теленаведении.

Эта аппаратура на сделанные еще в 1948 г. пять 16ХА III этапа поступила лишь к маю 1952 г. Но и здесь случилась задержка, и пуски с Ту-4 начались только 12 июля – за пять дней шесть изделий отстреляли для отработки автопилота АП-56, а 2 августа состоялся первый пуск с теленаведением.

Челомея снова ждала неудача: из 22 комплектных снарядов 16ХА III этапа удачно сработал только один. На разборе полетов он заявил, что военные нарушают утвержденные ими требования к изделию – в частности, без согласования с ОКБ-51 предпринимались попытки пуска с высоты 8000 м вместо заданных 5000. После долгих и бурных споров 15 октября 1952 г. снаряд 16ХА с теленаведением был рекомендован к принятию на вооружение, но Главком Дальней Авиации это решение не завизировал, сославшись на недоведенность телеканала наведения. Спор между министерствами авиапромышленности и обороны дошел до ЦК и 19 февраля 1953 г. работы были прекращены.

Этот удар судьбы Челомей выдержал. Через несколько лет и его крылатые ракеты П-5, П-6 и П-35 станут главной силой нашего флота, затем на вооружение поступят его баллистические ракеты, а в космос отправятся ракеты-носители и орбитальные аппараты. Но тогда в разгар холодной войны перевооружать авиацию надо было немедленно, и работа над крылатыми ракетами большой дальности продолжилась другими.

Тактико-технические данные самолета-снаряда 10Х 1946 г. (отличия в скобках – 16Х II этапа 1948 г.)

Система наведения: автопилот, корректоры курса и высоты, аэролаг. Двигатели: 1 ПуВРД Д-3 тягой 270 кгс (2 Д-14 по 500 кгс). БЧ фугасная 800 кг (900 кг). Дальность пуска до 240 км (190 км). Скорость 700 км/ч (800 км/ч). Высота полета на основном участке 2000-1000 м (1000 м). Высота пуска 5000 м. Круговое вероятное отклонение 2,7 км (не опр.). Масса стартовая 2130 кг (2557 кг). Длина 8,312 м (ок. 8,3 м). Диаметр корпуса 0,840 м. Размах крыла 5,6 м (4,8 м). Площадь крыла 4,5 м2 (4,91 м2)

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy