Сотрудников банков призовут побороться с капитализмом в пользу граждан. Что не так с идеей?

0 0

Сотрудников банков призовут побороться с капитализмом в пользу граждан. Что не так с идеей?

Сегодня газета "Известия" написала про необычные планы Центробанка. Окончательное решение будет принято позднее. Но в целом регулятор довольно активно собирается развивать направление сбора жалоб на нарушение прав потребителей. И предполагается, что жалобы эти будут поступать от сотрудников банков, причем как от работающих специалистов, так и от уже уволившихся.

Как пишет издание, планируется создать некоторый "институт информаторов", которые будут делиться сведениями о нарушениях прав людей, которые пользуются финансовыми услугами. Сейчас уже сделан первый шаг — на сайте ЦБ в разделе "Контактная информация" появилась новая опция — кнопка, которая позволяет анонимно сообщить о "возможном нарушении вашим работодателем прав потребителей финансовых услуг". Под работодателями как раз и подразумеваются банки и другие финорганизации.

Почему я скептически смотрю на эту идею?

Решила поделиться своим мнением человека, который уже больше 10 лет работает финансовым журналистом и много пишет про банки.

Я назову 3 причины, почему эта идея не кажется мне особо полезной:

1) Никто особо не будет жаловаться.

Прежде всего, из-за отсутствия заинтересованности, а во вторую очередь — из-за опасения каких-то последствий.

2) Большинство морально неоднозначных практик не нарушает закон.

Мне как финансовому журналисту и блогеру и личные знакомые, и читатели постоянно рассказывают о каких-то неприятных ситуациях с банками.

Никак не удается закрыть кредит, все начисляют и начисляют что-то дополнительно, а по кэшбэку денег недодают. Обещают одну ставку по ипотеке, а одобряют совсем другую. Эти и многие другие жалобы, конечно, свидетельствуют о не очень-то бережном обращении с клиентами. Но увы, в большинстве случаев никакие законы не нарушаются.

В тонне страниц тарифов и условий банков содержится куча пунктов и нюансов, с которыми человек соглашается, подписывая договор. В договоре при этом может быть просто кратко обозначено что-то типа "Соглашаюсь с условиями тарифа".

Часто условия использования продукта намеренно сформулированы так, чтобы запутать человека. С этим периодически борется Федеральная антимонопольная служба, вынося банкам предписания и заставляя более четко описывать условия. Но эта борьба охватывает лишь малую долю подобных ситуаций.

3) Случаи реальных нарушений часто недоказуемы.

Бывает такое, что договор-то правильный, а устно сотрудник банка ввел клиента в заблуждение. Сказал, что кредит одобрят только вот с этой самой дорогой страховкой. Или сотрудник продал человеку какой-то ПИФ или облигации и сказал, что это такой же гарантированный доход, как по вкладу (а это не так).

Это реальное нарушение, потребитель был дезинформирован. Но доказать подобное очень трудно. Можно написать жалобу и в ЦБ, и в Роспотребнадзор и ФАС. Но исход разбирательств часто будет не в пользу клиента. К сожалению, не нашла описаний практических случаев на тему того, можно ли использовать диктофонную запись как доказательство нарушений в подобных ситуациях.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy